Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА 
ОТДЫХАЙ! 

Людмила ЗУЕВА

Хорошая примета: на улицах нет детей

И значит, большинство из них еще отдыхают в деревне у бабушки, в детских лагерях и санаториях. А некоторым повезло попасть в “Искорку”, где разработана уникальная оздоровительная методика

Больничный.
Пропуск занятий.
Отставание. Нервный срыв

Абсолютно здоровых детей, стенают депутаты и чиновники, нет. К окончанию школы их остается не более 10 процентов. Стыдливый термин “практически здоров” ввели педиатры. То есть вроде бы и не болеют, но стоит ребят тщательно проверить – не одна, так другая болячка обязательно обнаружится.
– Иной раз в санаторно-курортной карте ребенка написано: здоров. Начинаем осмотр, – рассказывает педиатр детского оздоровительного лагеря “Искорка” Галина Алексеева, – а у него или сколиоз, или плоскостопие, или невроз, или еще что-нибудь. По-настоящему здоровых – буквально единицы.
В начале девяностых предприятия принялись лихорадочно избавляться от своих объектов социальной сферы. Первыми под нож пошли затратные пионерские лагеря. Правда, не все. За некоторые, расположенные в заповедных уголках ближнего Подмосковья, борьба шла не на жизнь, а на смерть. На них претендовали все: профсоюзы, предприятия, местные власти. И все с пеной у рта доказывали, что только они будут идеально заботиться о строениях и подрастающем поколении. Наконец победители определились. На месте бывших пионерских лагерей выросли коттеджные поселки с настоящими замками, окруженными двухметровыми кирпичными заборами, где отдыхают радетели детства.
Лагерь “Искорка” – тоже лакомый кусочек. До Москвы всего десять километров, вблизи ни одного крупного промышленного предприятия, чистый воздух, лес, в двух шагах старинная усадьба Мусиных-Пушкиных, построенная еще в конце XVIII века. Оздоровительно-лечебный комплекс “Валуево”, куда входят “Искорка” и санаторий для взрослых, расположенный на территории усадьбы, – собственность Главмосстроя. У строителей сначала дела тоже шли из рук вон плохо. Не было средств ни на зарплату, ни на финансовую поддержку старинного парка или ремонт пионерлагеря. Продажа хлопотной собственности могла избавить не только администрацию от головной боли, но и принести вполне ощутимый доход. Однако ни акционеры, ни руководство, несмотря на упреки в “совковости”, на это не пошли. Более того, в 1995 году детский лагерь начал функционировать как круглогодичный санаторий.
Когда-то бронхолегочные заболевания были в основном проблемой родителей, которые круглый год работали на открытом воздухе, дышали цементной пылью и испарениями лакокрасочных материалов. Их дети, казалось бы, здесь ни при чем. Но времена меняются. Хронические бронхиты, астма, гастриты, панкреатиты, холециститы, язва становятся детскими болезнями.
Когда работники оздоровительного комплекса проанализировали состояние здоровья юных представителей строительных династий, они пришли к неутешительному выводу: практически все дети нуждались не только в оздоровлении, но и в лечении. Многие из них не столько учились, сколько болели. Доступность лекарств тоже оказалась палкой о двух концах. Дали ребенку пару дней сильный антибиотик и в школу отправили. А потом вдруг проблемы с иммунной системой, пищеварительным трактом, поджелудочной железой. Снова больничный. Пропуски занятий. Отставание. И как заключительный аккорд – нервный срыв.

За здоровьем – в шахту

“Искорка”, перепрофилировавшись в бронхолегочный санаторий, постепенно обрастала оборудованием для лечения и профилактики целого букета болезней. Теперь здесь есть аппаратура, которой мало кто может похвастать. Гордость “Искорки” – соляная шахта (санаторий для взрослых, где таких шахт целых четыре, попал в Книгу рекордов Гиннесса).
Честно говоря, я, когда собралась в Валуево, представляла себе штольню, уходящую на десятки метров под землю, каски и прочую, как выяснилось, глупость. Соляная шахта оказалась менее романтичной, зато несравнимо более комфортной. Обычная комната. Стены отделаны звуконепроницаемым материалом, имитирующим скальную породу. Несколько удобных кресел. На полу толстый слой обыкновенной поваренной соли. Как объяснила Галина Николаевна Алексеева, соль сильно размельчается и при помощи специального аппарата распыляется в воздухе, что создает в комнате аэродисперсную, абактериальную и гипоаллергенную среду, в которой нет ни бактерий, ни аллергенов. У детей с бронхолегочными патологиями сразу улучшается работа всей дыхательной системы.
А школяров с такими патологиями в санатории более 80 процентов. Процедура весьма полезна и аллергикам, и страдающим полинозами, аллергодерматозами, тонзиллитом, фарингитом, нейродермитами (кожными заболеваниями).
В “забой” ребята спускаются через день. По 20–30 минут, закрыв глаза, лежат, слушают специально подобранную музыку, дышат, расслабляются. Детям с психоэмоциональными нарушениями такая благоприятная обстановка тоже очень помогает.
Приятное лечение. Не то что традиционный набор, которым мы потчуем своих чад при ангинах – соль, сода, йод, вода. Ребятам с хроническими заболеваниями назначают эту процедуру с целью профилактики, а тем, у кого острая форма, – чтобы побыстрее покинуть стационар и присоединиться к ровесникам. Подхватившего здесь простуду, а с ослабленными детьми чего только не случается, или получившего небольшую травму домой не отправляют. На втором этаже лечебного корпуса – мини-больница с несколькими палатами и изолятором. От ангин и острых бронхитов детей избавляют в два раза быстрее, чем дома, благодаря шахте и в чем-то созвучной ей спелеокамере.
Калиево-натриево-магниевые солеблоки Камского рудника, которыми выложены стены и пол спелеокамеры, содержат практически всю таблицу Менделеева. “Спелеологией” занимаются дети с бронхолегочными патологиями, с аллергиями, всевозможными неврозами и дерматитами. Неприятный юношеский прыщик тоже, кстати, мгновенно заживает в этой пещере.
Еще есть мини-галотерапия (небольшой аппарат с аналогичным соляной шахте действием), которую применяют в основном при острых состояниях. Кабинет электросна – для детей с вегетососудистой дистонией и стеноневротическими состояниями. Аэрофитотерапия – питие фиточая и кислородных коктейлей в специальной комнате, где распыляются масляные растворы трав. Такие посиделки заменяют двухчасовую прогулку по лесу. Улучшаются обменные процессы, мозговое кровообращение, работа иммунной системы. И конечно, настроение.
Абсолютно все аппараты физиопроцедурного кабинета сконструированы специально для детей. УВЧ, магнито- и лазеротерапия, ультразвук, теплолечение токами крайне высокой частоты. Кроме легочников, здесь набираются сил школьники с гастропатологиями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, ослабленные, с гипоксией. Успокаиваются гиперактивные и гипермобильные дети.
Массаж и гидромассаж назначают практически всем. Хотя больше всего занимаются, конечно, теми, кто заработал за партой сколиоз. Всем, кому меньше двенадцати, разрешена только лечебная физкультура. Осваивают дыхательную гимнастику, подправляют осанку. Старшеклассники под присмотром инструктора уже могут качать мускулы на тренажерах. И все без исключения учатся плавать. Крытый бассейн (25 х 14 метров) полон воды круглый год. После бассейна – в сауну или в солярий.

Лекарство от неврозов

А когда же бегать, прыгать и плясать? – спросите вы. Самые трудные – первые дни, когда вновь прибывшие, несмотря на наличие санаторно-курортной карты, проходят обследование у педиатров “Искорки”. Некоторых детей приходится “мучить” не один раз. Если есть какие-то сомнения в диагнозе, в лагерь вызывают консультантов Научно-исследовательского института педиатрии: отоларинголога, пульмонолога-аллерголога, иной раз и невропатолога.
На лечебные процедуры уходит в среднем около полутора часов в день. В остальное время о своих болячках никто не вспоминает. Все как в любом оздоровительном лагере: игры, спортивные соревнования, кружки, походы, песни у костра. Единственное, чего здесь нет, – это телевизора. В главном корпусе он, правда, есть. Но в холл его вносят крайне редко, совершенно справедливо полагая, что без бестолкового сидения у не очень полезного для здоровья и вредного для души голубого экрана можно обойтись.
В первые дни смены подростки, привыкшие коротать вечера возле телевизора, пытаются оспорить свое право на “рекламную паузу”. Но очень быстро начинают забывать о Джекки Чане. Оказывается, гораздо интереснее жить самим, а не подсматривать за чужой жизнью. В “Искорке” – прекрасный кинозал. Можно фильм посмотреть, можно себя на сцене показать. Да мало ли интересных и увлекательных дел!
Без удовольствия выполняется только распорядок дня. Отбой в десять, подъем в восемь. В два – обязательный для всех дневной сон. С педагогами и директором Ольгой Николаевной Терещенко спорят до хрипоты, но, куда денешься, соглашаются. А почувствовав себя здоровее и сильнее, просят... оставить еще на одну смену.
Летом отдых в лагере бесплатный. Последняя смена на исходе. Скоро за парту. Многие дети приедут сюда и зимой. Будут лечиться, отдыхать и учиться в школе при санатории, где во всех классах висят люстры Чижевского. Так что ионотерапию, терапию отрицательно заряженными ионами, они получат одновременно с образованием. Уроки по 30–35 минут, программа облегченная, но вот что удивительно: своих одноклассников после 24-дневного отдыха мальчики и девочки догоняют мгновенно и учатся легко. Может быть, потому, что днем спят? А вечером не в телевизор утыкаются, а на прогулку выходят? Лучшее лекарство от переутомления и неврозов – режим. Мы, родители, это знаем. Но, увы, и сами его не соблюдаем, и детям элементарные навыки здорового образа жизни не прививаем. А потом удивляемся, что за дети пошли – слабые да болезные.
Недавно “Искорке” исполнилось 40. Солидный возраст. В свое время здесь поправляли здоровье папы, мамы и даже бабушки с дедушками сегодняшних юных “искровцев”. Они приехали на торжественную линейку и волновались больше своих детей и внуков. Наверное, вспоминали свою юность. А может, просто переживали за маленьких артистов, исполнивших песенку крокодила Гены. Но на свой лад: “Здесь играли, отдыхали, здесь смеялись от души. Наши мамы, наши папы, а теперь и мы”. Что ж, на то он и “день варенья”, чтобы именинника поздравлять и славить.

Фото из архива “Искорки”


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru