Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА 
 

Галина АНДРИАНОВА,
кандидат педагогических наук,
заместитель директора
Центра дистанционного образования “Эйдос”
(andrianova@eidos.ru )

Педагогическая web-мастерская

Сайт школы: изнутри и снаружи

Сайт школы в сети Интернет – новое образовательное средство, педагогические основы которого еще нуждаются в разработке.
От содержания, структуры и функций сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и внутренний учебный процесс.

Анализ русскоязычных школьных сайтов показывает, что большинство из них являются презентационными, то есть стараются побольше рассказать о школе и ее деятельности. Здесь можно найти фотографии, планы работы, рассказы о состоявшихся событиях. Иногда рекламируется набор услуг, предоставляемых образовательным учреждением, – пансион, туристические поездки, консультации психологов. Чтобы дополнительно привлечь посетителей, некоторые школы размещают на своем сайте большое количество ссылок на другие ресурсы Интернета.
Таким образом, пока школьные сайты в основном являются информационным и рекламным отражением традиционной очной деятельности школы и не используют всего многообразия средств и возможностей, предоставляемых телекоммуникационными технологиями. В то же время опросы участников дистанционных педагогических семинаров и курсов, проводимых центром “Эйдос” (http://www.eidos.ru), говорят о возрастающей потребности школ, подключенных к сети Интернет, в переходе на новый, продуктивный уровень деятельности.

Основой разработки образовательного сайта, на наш взгляд, является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные технологии. Только в этом случае школьный сайт станет работать на всю школу, на все стороны ее жизни.
Педагогическая концепция школы, ее основные элементы определяют содержание и структуру сайта и будут представлены уже на титульной странице. То, что в основе сайта лежит концепция, не обязательно означает серьезную форму выражения: школьный сайт может быть занимательным, дискуссионным, даже озорным. Для лицеев и школ с углубленным изучением предметов приемлем и научный стиль изложения. Независимо от формы, стиля и конструктивных особенностей сайта педагогическая концепция школы будет путеводителем по сайту, основой его создания и расширения.

Разрабатывая школьный сайт, нужно обратить внимание на два значимых аспекта: внешний и внутренний. С одной стороны, пусть школа будет интересна для внешних посетителей, которых наверняка привлекут не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. С другой стороны, школьный сайт может стать полезным инструментом для решения традиционных внутренних задач учебного заведения: организации педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.
Многим школам кажется важным улучшить обычное очное обучение, используя возможности интернет-сайта. На сайте размещаются творческие работы детей, методические материалы. Выпускается электронная газета с описанием школьных событий и достижений учеников. Интересы ребят этим не ограничиваются: школьники хотят учиться с помощью сайта, и нужно помочь им в этом.

Работать с сайтом можно в школе, дома, в библиотеке, в другом городе, куда ребенок отправился путешествовать. Здесь изучаются те же предметы и темы, что и в классе. Свою учебную продукцию школьники размещают в специально отведенных местах, например, картины – в живописной мастерской, сочинения – в литературной хрестоматии или в школьной электронной газете, работы по естествознанию – в научном ученическом журнале.
С помощью учителя или локального координатора (родителей, психолога) ребенок управляет своей учебной деятельностью: ставит цель, разрабатывает план работы, соотносит свой план с планами других участников дистанционного обучения, анализирует полученные результаты. Этот процесс отражается в личном дневнике, куда ученик и его педагог заносят сведения, заметки, суждения. С помощью специальных компьютерных программ результаты учебной деятельности представляются в цифровой или графической форме (статистика отметок по предмету, краткая и подробная диаграмма роста достижений).
Размещенные на школьном сайте веб-конференции или доски объявлений служат основой для дискуссий и обсуждений по учебным предметам как внутри школы, так и за ее пределами, в дистанционных проектах и олимпиадах.
На сайте могут располагаться базы данных по изучаемым предметам или ссылки на них, поисковые системы и средства навигации. Полезными для учеников являются страницы с тестами по разным предметам.

Родители учеников используют школьный сайт, чтобы узнать о достижениях и трудностях ребенка, задать вопрос учителю. Если ребенок заболел, то папа, мама или бабушка всегда могут зайти на школьный сайт, чтобы узнать домашние задания, получить советы учителей, консультацию врача, психолога или других специалистов.
Традиционные родительские собрания также переведены в электронную форму, благодаря чему родители могут участвовать в них, находясь дома или в офисе.
Сайт рассчитан на работу и с теми родителями, которые только собираются отдать детей в школу. Им предлагаются задания для дошкольников, формы школьных заявлений и договоров, другая полезная информация.
Для учителя хорошо организованный и информационно насыщенный школьный сайт может стать существенным подспорьем в подготовке уроков. В постоянно пополняемую методическую копилку входят учебные планы, программы, конспекты уроков и материалы к ним. По всем учебным предметам создаются веб-квесты – страницы сайта со ссылками на внешние ресурсы сети Интернет, полезные как во время занятий, так и в самостоятельной работе школьников. Учителю не придется тратить время очного урока на диктовку домашних заданий и рекомендаций к ним, все это можно оставлять на сайте.

Школьному сайту доступны разделы и функции, позволяющие улучшить управление воспитательно-образовательным процессом. Администрация школы с помощью различных списков рассылки может оперативно информировать учеников, учителей, родителей о текущих делах, обсуждать важные проблемы, проводить опросы. Школьный сайт полезен для взаимодействия с департаментом образования, другими школами региона, разными фондами и организациями (вузы, библиотеки, музеи, театры, санитарная и пожарная службы, магазины учебных пособий).

Чтобы сайт мог обеспечить дистанционное обучение, необходимо пройти несколько этапов. Первый шаг – обучение болеющих учеников: рассылка и прием учебных заданий учителями; заочные консультации ребенка у одноклассников; консультации для родителей. Так будет освоена базовая модель дистанционного обучения. Потом следует организовать сотрудничество с 2–3 удаленными школами для отработки полученной модели. Наконец, становится возможным развивать и распространять полученный опыт в форме авторских телекоммуникационных образовательных технологий.

Конечно, к школьному сайту применимы универсальные критерии, справедливые для любых сайтов: технические, эстетические, психологические, информационные. В то же время для школьных сайтов педагогическая составляющая будет главной.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru