ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Если бы вам предложили представить
особенности российского образования в ближайшем
будущем, то о чем бы вы подумали в первую очередь?
Может быть, об улучшении социального положения
учителей? Или о появлении все большего числа
инновационных школ? Многие наверняка бы сказали:
в школе, в вузе распространяется и
распространится дальше использование
современных информационных технологий.
Это неизбежно.
Конечно! И что вы собираетесь делать?
Мы не случайно задаем этот вопрос – и не только
вам, дорогие читатели, но и себе. И нам кажется
важным, что авторы сегодняшних материалов
пытаются личностно осмыслить ситуацию
“компьютерного бума” в современной российской
школе.
На этой странице вы найдете их размышления,
предложения, практические советы.
Мы также продолжаем дневник, рассказывающий об
одном из проектов школы самостоятельного учения.
В начале прошлого года он был в первую очередь
связан с созданием обучающих компьютерных
программ, но постепенно начал задавать более
широкую рамку для обсуждения проблем
информационных технологий в школе. Оказалось,
что когда ученик остается один на один с
компьютером, становится особенно важным, умеет
ли он самостоятельно, без активной помощи
учителя, работать с информацией. Получается, что
умение самостоятельно учиться – одно из условий
превращения информационного ресурса в ресурс
человека.
Наталья ШЕВЫРИНА,
Овена КОРСУНОВА
Лаборатория самостоятельности
Из дневника виртуальной школы
“Сначала было лето!” – скажут когда-нибудь
разработчики образовательных проектов на 2002/03
учебный год.
“Мы собрались и...” Что происходило, легко
вспомнить, заглянув на страницы блокнотов и
записных книжек. Сегодня, разбирая рабочие
записи наших единомышленников, мы рассказываем о
летних приключениях проекта виртуальной школы
(читай: школы самостоятельности и
самообразования).
Тетрадь первая.
Круглый стол «Об автодидактике»
Этот разговор состоялся между
участниками нашего образовательного
путешествия по Финляндии:
учителями-экспериментаторами из Москвы, города
Ефремова Тульской области и города Анадыря на
Чукотке. Коллеги договорились называть
педагогику, которая говорит о создании
образовательной среды для самостоятельного
учения ребенка, автодидактикой.
Александр Подгородецкий, Анадырь:
– Школы Монтессори, или школы, основанные на
автодидактических принципах саморазвития детей,
в России существуют уже несколько лет. А какой
результат? Делали ли какие-то замеры?
Светлана Губанова, Москва:
– Я видела этот немаловажный результат –
педагоги преображаются. Они так увлекаются своей
работой, что готовы часами рассказывать о ней.
Даже инспекторам. А что касается детей, то по
любым замерам их показатели оказываются выше и
значительнее, чем у детей, обучающихся обычным
способом.
Светлана Горченко, Анадырь:
– Но проблема в том, что дети, которые закончили
начальную монтессори-школу и пришли в обычную
среднюю, бывают “неудобными”. Они слишком
самостоятельные, самодостаточные в учении,
равнодушны к отметкам, которые учителя им ставят.
Евгения Соколова, Москва:
– Ко мне приходили ребята из монтессори-школы и
заявляли свою самостоятельную позицию. Они четко
видели точку своего интереса в истории и
получили средства развития этого интереса в моем
материале.
Александр Подгородецкий:
– Самостоятельным детям не нужна
классно-урочная система. Ребенок сам выбирает
себе занятия. Как он это делает? И не может ли
оказаться, что он выберет полное безделье?
Елена Хилтунен, Москва:
– В средней школе я вижу это так: будем погружать
детей в свободную работу постепенно. Например, в
расписании первые два-три часа указаны как часы
свободной работы. И в это время каждый движется
по своей собственной траектории, которую он
заранее обсуждает с тьютором. Следом идут
обычные уроки. Время свободной работы постепенно
расширяется. Но в пространстве, не
подготовленном для свободной работы, разумеется,
ничего не выйдет.
Ольга Кузнецова, Ефремов:
– Надо начинать с теоретической подготовки
педагогов. И надо ездить смотреть, как устроено
свободное образовательное пространство в самых
разных школах. А начинать лучше с детского
садика, чтобы в начальную, а потом в среднюю школу
шли ребята, умеющие самостоятельно учиться.
Светлана Губанова:
– Но в сознании традиционного учителя живет
ответственность, что если он сегодня ученикам
ничего не рассказал и не опросил их, то прожил
день зря. Поэтому полностью самостоятельная
образовательная работа детей традиционного
учителя напрягает.
Светлана Горченко:
– И все-таки я поняла, что прежде всего надо
заразить учителей автодидактикой и убедить
родителей в том, что самостоятельный ребенок
лучше, чем послушный.
Тетрадь вторая.
На повестке – модель подростковой школы
В Ефремове, если помните, детский сад-
монтессори повзрослел вместе с детьми и
превратился в комплекс детский сад – начальная
школа. В московской школе № 71 берутся за
непростое дело – создать образовательный центр
для учеников средней и старшей школы, такой, где
уроков в обычном понимании нет, а ребенок
становится не только участником, но и автором
своего образовательного пути. Вот и решили два
коллектива провести встречу, где более опытные
монтессори-педагоги рассказали бы о собственном
опыте, а учителя, планирующие работу с ребятами
из традиционных классов, поучились. Эта встреча
состоялась в середине лета в гостях у ефремовцев.
Сначала все шло, как на обычной конференции.
Запись первая. Доклады
Вечером приехали в Ефремов гости-москвичи,
разместились, а уже с утра началась работа.
Выступила представитель городской
администрации. Выступила Татьяна Березовская –
научный руководитель московского проекта.
Выступила директор детского сада Ольга
Кузнецова и другие ефремовские педагоги. Было
что обсудить, над чем подумать во время
“круглого стола”. С воодушевлением ждали
следующего дня – предстояла разработка модели
подростковой школы, точнее, модели пятого и
десятого классов (именно они станут
первопроходцами в новой системе образования
школы № 71).
Запись вторая.
Жаркие споры в “ефремовской Швейцарии”
Второй и третий дни работали на выезде, на
турбазе. “Швейцария” – потому что красиво. Так и
решили: в корпусе не сидим, обсуждаем на полянке.
Некоторые идеи прижились сразу. Например,
необходимость маршрутных листов по любой теме
школьного курса, со ссылками на книги, учебники,
интернет-ресурсы. Идея отдельного куратора на
каждых 6–7 учеников: он и администратор, и
воспитатель, и консультант.
Потом начались споры. Как, составляя маршрутные
листы, учесть различие программ по математике
начальной и средней школы? С чего могут начать
свое необыкновенное самостоятельное обучение
бывшие ученики традиционных классов, привыкшие к
руководству учителя?
Решили, что в расписании и пятого, и десятого
классов будут “Минуты вдохновения”, то есть
утренние и послеобеденные сборы с обсуждением
планов, успехов, запросов о помощи.
(“Как у тебя настроение? Как ты спал?” – Куратор,
быть может, спросит и об этом. Дружески.)
За “Минутами” последует блок-лекция, каждый
день недели – свой предмет. Это могут быть 20–30
минут, за которые учитель расскажет о самых
важных и сложных точках программы, зафиксирует
внимание на проблемных вопросах, поможет
простроить связи между темами.
Самостоятельную работу по маршрутным листам
надо чередовать со спортивными, музыкальными
часами, часами работы в мастерских.
– Пусть будет “чайный час”. Культура поведения
за столом, культура беседы.
– Домашние задания? Кто-то успеет в школе. Кто-то
пойдет в библиотеку. Это все то же продолжение
самостоятельной работы, и придумать домашнее
задание ребенок может себе сам, а может и
посоветоваться с учителем.
Ефремовцы слушали-слушали москвичей и сказали:
– Наверное, и мы возьмемся учить пятый класс!
Запись третья. Новые вопросы
Продолжая обсуждать модели, рожденные в муках
преодоления собственных стереотипов, мы увидели
не додуманные до конца ответы и даже не
поставленные еще вопросы. Мы задумались над тем,
как экспериментальные классы будут участвовать
в жизни большой школы. Над тем, что
естественно-научное знание нельзя расколоть на
отдельные предметы и расписать на маршрутных
листах “по физике”, “по химии”, “по
географии”, так же как нельзя отделить изучение
грамматики на уроках родного и иностранного
языков. Мы захотели скорее в школу. Мы ждем
встречи с учениками и, конечно, родителями. Ведь
без них не нужна ни одна педагогическая модель.
Начало дневника смотрите в № 70, 78, 86 за 2001 год и № 12, 35 за 2002 год.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|