СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель на идеальном фоне
Какими качествами мы хотим обладать, а
от каких – избавиться
Какими личными качествами должен
обладать идеальный учитель? И насколько
современные педагоги близки к идеалу? На эти
вопросы попытались ответить сотрудники
лаборатории психолого-педагогического и
социального мониторинга Московского городского
педагогического университета (МГПУ) и
Московского городского центра тестирования.
Образ идеального учителя был смоделирован на
основе опроса специалистов в области
образования, педагогов высших и средних учебных
заведений, представителей интеллигенции из
других сфер деятельности. Были также опрошены 60
учителей с целью определения степени
выраженности конкретных
профессионально-личностных качеств.
Оказалось, что с позиции житейской мудрости у
идеального учителя не должно резко выделяться
какое-либо одно качество в соответствии с
известным афоризмом “Искусство – чувство
меры”. В ответах респондентов современный лидер
образования предстает человеком смелым и
общительным, имеющим развитое воображение. Ему
свойственны дисциплинированность и
эмоциональность, сочетающаяся с
чувствительностью и доверительностью. Для
многих учителей характерно приближение к идеалу
по шкалам “экспрессивность – сдержанность” и
“радикализм – консерватизм”.
В то же время обнаружилось значительное
расхождение с идеальным образом по показателю
“прямолинейное поведение”, что проявилось, в
частности, в недостатке дипломатичности,
склонности к излишней резкости в суждениях. К
сожалению, наставники зачастую нетерпимы к
соответствующим индивидуальным качествам своих
подопечных. В диадах ученик – учитель, учитель –
ученик нередко имеют место не лидерские,
сбалансированные, уравновешенные отношения
(характеризуемые признанием авторитета педагога
и добровольным, сознательным следованием за
таким наставником), а авторитарные,
агрессивно-послушные отношения безропотных,
“ничего не знающих” учеников и “всезнающих”,
“всемогущих” педагогов.
Причем показатель прямолинейности в равной мере
присущ как молодым, так и опытным педагогам.
Причины, судя по всему, – в особенностях
традиционно сложившейся в школе системы
отношений. Очевидно, сказался и недостаток
психологической, общегуманитарной подготовки
педагогических кадров. Другая явно выпадающая из
“идеального” образа характеристика –
повышенный конформизм, проявляющий себя в
подчеркнутой ориентации на мнение учительского
окружения, коллег по работе и руководства.
Преодоление конформизма, на первый взгляд далеко
не самой существенной черты, авторам
исследования представляется весьма важным.
Творческая, независимо мыслящая личность
учителя – залог воспитания инициативного,
самостоятельного человека.
Еще одно заметное расхождение с “идеальным”
графиком обнаружилось в недостаточной (для
идеала) уверенности в своих силах и возможностях.
По этому показателю респонденты оказались ближе
к общечеловеческой норме, чем к
профессиональному идеалу.
Можно сделать вывод, что в целом лидерские
качества реальных педагогов практически
совпадают с представлениями об общечеловеческой
норме. Результаты исследования указывают на ряд
безусловно сильных социальных,
профессионально-психологических качеств
современного учителя. Среди них – общительность
и развитое воображение в сочетании с
дисциплинированностью, эмоциональная зрелость в
сочетании с эмпатией и высокой
чувствительностью, альтруизм и радость от
общения с детьми в сочетании с потребностью в
уважении и самосовершенствовании. Но при этом
учителя не свободны от многих общих для всей
педагогической среды проблем: излишней резкости
в суждениях, повышенного конформизма и перекосов
в мотивационной сфере. Этот перекос, как правило,
обнаруживался в выделении резко контрастирующей
пары потребностей, например, явно завышенная
потребность в одобрении начальства имела своей
оборотной стороной, очевидно, заниженную
потребность в признании.
На вопрос, нужно ли задавать “сверхнорму” в
условиях перекошенных, авторитарных отношений,
авторы исследования отвечают отрицательно. По их
убеждению, менять (учить, воспитывать) надо не
педагогов, а систему по сути своей
автократических отношений, которые сегодня
преобладают в массовой школе.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|