Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Что и говорить, школа – организм чрезвычайно сложный: множество людей, событий. А главное – дети... Чего они хотят? О чем мечтают? Что их тревожит? Какие перемены в обществе улавливают? Как планируют свою жизнь и каковы их ценностные приоритеты? Совпадают ли наши представления о своих учениках с реальностью? Насколько привычные педагогические действия достигают цели? Всякий директор школы хорош настолько, насколько стремится получать подобную информацию, правильно оценить ситуацию и своевременно отреагировать. Но кто поможет школьным управленцам собрать и проанализировать все эти данные? Вряд ли многие школы могут похвастаться, что у них действует настоящая социологическая служба. А ведь именно социологи готовы помочь педагогам. Социологическая служба нужна школе как зеркало.
В Новосибирской области, в городе Бердске, уже несколько лет существует центр образования “Пеликан”. Социологи этого центра говорят, что назвали его таким именем, поскольку пеликан – символ гуманизма в образовании. Научным руководителем социологической службы “Пеликана” является доктор социологических наук, академик Международной педагогической академии, старинный друг газеты “Первое сентября” Людмила Глебовна Борисова.
Сегодня она рассказывает нам о своем центре и об одном из недавних социологических исследований.

Людмила БОРИСОВА,
доктор социологических наук
г. Новосибирск

“Если ничего не можете дать, то дайте хотя бы свободу”

Оценку образовательным реформам ставят учителя

90-е годы XX столетия российского образования будут отмечены историками и социологами как десятилетие парадоксов. Самое удивительное состоит в том, что одновременно наблюдаются две взаимоисключающие друг друга тенденции: во-первых, резкое снижение финансирования образования; во-вторых, взлет творческой активности педагогов – не единиц-новаторов, которые всегда были, а весьма заметной части педагогического сообщества. Это наводит на мысль, что реформа российского образования реализуется по принципу: “Если ничего не можете дать, то дайте хотя бы свободу”.
Лицо школы, темпы и направление развития образования определяют творческие педагоги, поэтому важно понять, как они относятся к новшествам, на что настроены – на новаторство или намерены работать от сих до сих. В связи с этим в качестве важнейшего базового показателя была принята мера личной активности педагогов.
Отношение к новому в образовании, к тому, что стало доступным за последнее десятилетие, весьма избирательно: чем выше творческая активность, тем больше интерес к новшествам (от 53 до 74%). Однако и традиционные способы работы многие не отрицают и осуществляют преемственность форм и методов работы (от 10 до 22%). Стоит обратить внимание на ответ: “Не знаю, что старое, что новое, работаю как могу”. Если среди активных педагогов дали этот ответ лишь единицы, то среди пассивных число тех, кто не ориентируется в характере методик, не может оценить достоинства нового и традиционного, довольно большое – почти четверть. Не каждый способен к профессиональной рефлексии, осмыслению эффективности собственной деятельности, а те, кто дал низкую оценку своей творческой активности, тем более не различают преимущества и недостатки тех или иных способов работы.
Результаты опроса совершенно явно выявили закономерность: чем активнее педагоги, тем больше среди них тех, кто чувствует движение вперед и ощущает трудный, не всегда ярко выраженный успех от творческих усилий.

Таблица 1
Отношение к новому и старому в работе в зависимости от уровня творческой активности педагогов, %

Отношение к новому и старому в работе в зависимости от уровня творческой активности педагогов, %

Таблица 2
Распределение ответов педагогов на вопрос “Как вы оцениваете ход реформы образования в России в целом?” в зависимости от уровня их творческой активности, %

Распределение ответов педагогов на вопрос “Как вы оцениваете ход реформы образования в России в целом?” в зависимости от уровня их творческой активности, %

Таблица 3
Распределение ответов педагогов на вопрос “Как вы оцениваете ход реформы образования в своем учреждении?” в зависимости от уровня их творческой активности, %

Распределение ответов педагогов на вопрос “Как вы оцениваете ход реформы образования в своем учреждении?” в зависимости от уровня их творческой активности, %

Как показывают данные таблиц, не все самые активные педагоги полностью удовлетворены ходом реформы, но происходящие перемены большинство из них (74%) отмечают. Это видят и те, кто не внес (может быть, еще не успел или не сумел внести) свой вклад (28% и 12%) в реформирование школьного образования, такого сложного устройства, с высокой инерционностью, традициями и стереотипами.
Несмотря на высокий процент положительных оценок хода реформы, вывод мы вынуждены были сделать в драматических тонах. При снижении материальных стимулов педагогического труда, ухудшении материальных условий учебного процесса (дети недоедают, во многих школах холодно, старая мебель, не хватает учебников, учебных пособий), при отсутствии вознаграждений за новаторство, создание методических пособий и другие проявления творческой инициативы наблюдать прогрессивные тенденции в системе среднего образования, по-видимому, придется недолго.
Сегодня, как никогда раньше, совершенно очевиден факт, что реформа школы держится в основном на трех китах: 1) творческие разработки корифеев – педагогов-новаторов; 2) энтузиазм, высокое служение своему педагогическому долгу сотен тысяч педагогов-практиков с их творческими ориентациями; 3) свобода, без которой невозможно было бы никакое движение ни мысли, ни слова, ни дела. Однако все эти факторы носят надстроечный характер и без материального базиса могут рухнуть. Наши обследования показали, что главный фактор, реально повлиявший на развитие российского образования, – предоставление учителям прав на эксперименты, обновление содержания предметов, разработку авторских программ и проектов, поиск и применение новых методов работы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru