СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Что и говорить, школа – организм
чрезвычайно сложный: множество людей, событий. А
главное – дети... Чего они хотят? О чем мечтают?
Что их тревожит? Какие перемены в обществе
улавливают? Как планируют свою жизнь и каковы их
ценностные приоритеты? Совпадают ли наши
представления о своих учениках с реальностью?
Насколько привычные педагогические действия
достигают цели? Всякий директор школы хорош
настолько, насколько стремится получать
подобную информацию, правильно оценить ситуацию
и своевременно отреагировать. Но кто поможет
школьным управленцам собрать и проанализировать
все эти данные? Вряд ли многие школы могут
похвастаться, что у них действует настоящая
социологическая служба. А ведь именно социологи
готовы помочь педагогам. Социологическая служба
нужна школе как зеркало.
В Новосибирской области, в городе Бердске, уже
несколько лет существует центр образования
“Пеликан”. Социологи этого центра говорят, что
назвали его таким именем, поскольку пеликан –
символ гуманизма в образовании. Научным
руководителем социологической службы
“Пеликана” является доктор социологических
наук, академик Международной педагогической
академии, старинный друг газеты “Первое
сентября” Людмила Глебовна Борисова.
Сегодня она рассказывает нам о своем центре и об
одном из недавних социологических исследований.
Кто сделает прогноз образовательной
погоды?
Можно сказать, что для педагога, тем более для
руководителя, социологическая информация – это
система обратной связи. Жизнь так разнообразна,
дети так неожиданно самостоятельны и
независимы!.. И чтобы не возникло отчуждения
между детьми и взрослыми, чтобы можно было
корректировать процесс взаимодействия или хотя
бы учитывать его тенденции, нужна помощь
социолога. Заметим, взаимодействие – процесс
двусторонний: дети тоже влияют на педагога, да
еще как! Это очень важный момент – взаимовлияние.
Мы не можем в детях видеть только «объект
управления», мы с ними сотрудничаем, размышляем…
Глядишь, вместе что-то лучше удается. Информация
социолога – прекрасный навигатор: если уловить
тенденции развития образовательного процесса,
им легче управлять.
Педагоги чувствуют потребность в
сотрудничестве с нами, социологами. Курьезный
пример: пришла моя студентка в школу с анкетами.
Директор обрадовался: «Катенька, окончишь
университет – приходи работать. Нам очень нужен
социолог – сколько трудных детей, есть сироты и
беженцы, мальчишки школу бросают, в милицию
попадают… Педагоги и родители не справляются». К
сожалению, социолог здесь не нужен. Чтобы
справляться, школе нужны социальный педагог и
социальный психолог, а может быть, и социальный
работник или социальный защитник. Сейчас уже и
школьная полиция возникла, и служба безопасности
не редкость. Все эти «социальные персонажи»
появились в нашей жизни недавно, и трудно
директору и педагогам разобраться, кто есть кто.
Но социолог не подойдет для индивидуального
сопровождения, экстренной помощи или спасения.
Он занят иным делом.
Подобное отождествление социологии с социальной
работой или педагогикой в сознании многих людей
происходит и в Америке. Питер Бергер в книге
«Приглашение в социологию» объясняет это тем,
что социальная работа испытала крен в сторону
практической психологии. Автор поясняет:
социальная работа независимо от ее
теоретического основания – это особый вид
общественной практики, а социология не практика,
а попытка понять. Разумеется, понимание может
оказаться полезным в практической деятельности.
Во многих школах России появились практические
психологи. Это очень большое достижение. За
последние десять лет в центре и на местах созданы
психологические службы. Социологическая служба
в сфере образования пока что «экзотика», хотя она
не требует такого количества специалистов.
Социологов, по нашим подсчетам, потребуется раз в
десять меньше, чем психологов. Но вот уже лет 20 мы
пытаемся убедить руководителей городского и
областного масштаба в необходимости создания
социологической службы, но тщетно. Пока что нас
услышал генеральный директор ЦО «Пеликан» А.Н.
Кирилин. Он создал отдел социологического
мониторинга. Отдел, будучи структурным
подразделением одного отдельно взятого
учреждения, не ограничивает познавательные
задачи рамками только своей школы и даже города
Бердска. Мы получаем репрезентативную
информацию в масштабах региона.
Во многих сферах – в промышленности, финансах, на
транспорте, в торговле – налажены диагностика
качества и прогнозирование ожидаемых
результатов, имеются соответствующие службы. А
такая гигантская отрасль народного хозяйства,
какой является система образования, так медлит с
созданием дополнительных (научных!) источников
информации о себе хотя бы на региональном уровне.
Возможно, прав Питер Бергер, который «приглашает
в социологию»: «Уже неоднократно отмечалась одна
из слабостей тоталитарных государств: агентура
сообщает не то, что обнаруживает, а то, что угодно
слышать начальству. Совершенно очевидно, что
такая разведка никуда не годится. Хороший
разведчик докладывает то, что есть, а что делать с
этой информацией, решают другие. Социолог во
многом похож на разведчика. Его работа
заключается в том, чтобы с предельной
достоверностью описывать некоторый театр
социальных действий. Другие люди или он сам, но
уже не в роли социолога, должны решать, какие
передвижения следует сделать на том или ином
участке».
Мы, социологи, готовы прийти в систему
образования со всем своим социологическим
«приданым». Думаю, социологическая служба
«Пеликан» созрела для централизованной работы в
масштабах региона. И не только потому, что имеет
большой победный, но и печальный опыт. Мы знаем не
только как надо, но и как не надо действовать.
Наши ошибки и неудачи – «достояние республики».
Главное сейчас – наладить электронную
технологию сбора, обработки и презентации
социологической информации на базе единых
сопоставимых программ. Уметь быстро и просто
собирать и обрабатывать массовую информацию –
не легкое и не очень быстрое, но вполне посильное
дело.
Не сомневаюсь, у социологической службы в
системе образования большое будущее. Высокий
уровень экономического и социального развития
России невозможен без качественных изменений в
системе образования, которые, несмотря на
невероятные трудности, происходят. К сожалению,
этот процесс не сопровождается систематическим
критическим анализом. Важную роль в осмыслении
тенденций развития образования должна играть
социологическая информация, которую можно
получать не со стороны (путем заказов на
эпизодически проводимые обследования), а на
месте самим педагогам, и тогда, когда у них
возникает в этом потребность. Естественно, они
должны быть профессионально подготовлены к
выполнению такой работы. Специалистов придется
готовить. Социолог – новая фигура в образовании.
Новая, но своя.
По материалам сайта http://nsk.fio.ru/works/pelikan
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|