Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №54/2002

Первая тетрадь. Политика образования

 
ОРИЕНТИРЫ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Уроки самарской реформы

25 июля Минфином, Министерством образования, администрацией Самарской области было подписано Соглашение о получении субзайма Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) на реформирование образования региона.

Урок первый:
привлечение инвестиций

О том, что система образования Самарской области является инвестиционно привлекательной, свидетельствует большое количество грантов от зарубежных и отечественных фондов, полученных регионом за последние годы.
«Доверие инвесторов объясняется прежде всего теми реформами, которые активно реализуются в разных сферах образования – от экономической до содержательной и структурной, – рассказывает первый заместитель начальника Департамента науки и образования администрации Самарской области Виктория Прудникова. – Если сегодня кардинально не изменить систему образования, завтра это обернется убытками, связанными с подготовкой специалистов, не отвечающих современным требованиям, отсталыми сельскими школами и другими опасными явлениями».
В Самарской области уже не первый год идет введение нормативно-подушевого финансирования и как следствие – комплексная реформа образования: от оптимизации школьной сети и управления ею до коренного пересмотра межбюджетных отношений.
Что же мешает воплощению в жизнь этой идеи?
Прежде всего несостоятельность наших федеральных законов в области общего среднего образования: для введения нормативного подушевого финансирования в стране фактически отсутствует правовое поле. Нет закона о минимальных социальных стандартах, нет федерального норматива на одного учащегося, утвержденного законом.

Урок второй:
разделение полномочий

В прошлом году в Самарской области был принят Закон о государственных минимальных социальных стандартах: в нем определен объем бесплатных услуг, которые могут получить граждане Самарской области, и финансовые нормативы, которые определяют стоимость этих образовательных услуг. Действует указ губернатора области о нормативном бюджетном финансировании.
Но одно дело – нормативное планирование расходов на образование, которое сегодня распространено повсеместно, и совсем иное – движение финансовых потоков до бюджетополучателя: денежные потоки из областной казны устремляются прямиком на расчетные счета органов управления образованием на местах. С целью разграничения полномочий, сфер влияния и финансирования образования губернатор Константин Титов подписал соглашения с местными органами управления образованием.
С 1998 года в Самарской губернии в обязанности муниципалитетов входит лишь содержание школьных зданий (оплата коммунальных услуг) и капремонт. Все остальные расходы – заработную плату с начислениями, обеспечение учебно-материальной базы школы, компенсации на питание – взял на себя областной бюджет. За счет областных средств финансируются также региональные целевые программы по оснащению сельских школ библиотеками, компьютерами, автотранспортом, по развитию физического и нравственного воспитания и т.д.
Сегодня каждый уровень бюджета четко выполняет свои обязательства перед школой. В отличие от своих российских коллег директора школ Самарской области получают деньги одной строкой (в платежном поручении значится только одно слово: “Финансирование”) и вправе свободно “перебрасывать” их с одной статьи расходов на другую, конечно, в пределах заданной суммы. Новая экономическая политика делает школы независимыми от произвола местных властей и от субъективного отношения со стороны органов управления образованием.
Однако специалисты из других регионов, проявляющие большой интерес к самарскому опыту, не спешат использовать его у себя на местах, поскольку, как уже упоминалось выше, отсутствие федерального правового поля для развития такого рода инноваций делает их фактически нелегитимными. Генпрокуратура РФ неоднократно вносила протесты по отдельным положениям постановления губернатора Самарской области об образовательных округах.

Урок третий:
инициатива не всегда наказуема

И вот с недавних пор забрезжил свет в конце тоннеля.
19 июля председатель Правительства РФ М.Касьянов подписал распоряжение № 995-р о проведении в 2002–2005 годах в Самарской области эксперимента по организации новой модели управления образованием на основе создания образовательных округов. Президент поручил поддержать идею администрации Самарской области Министерству образования, Минфину, Минэкономразвития РФ, всем федеральным органам, имеющим в своем ведении образовательные учреждения, расположенные на территории области. Результаты эксперимента должны быть обобщены и представлены в правительство до 1 сентября 2005 года с целью распространения опыта в масштабах всей страны.
В общем, распоряжение правительства отвечает интересам всех сторон: Самарская область получает организационную, информационную, методическую поддержку со стороны различных ведомств, а российская система образования – интересный опыт и возможность поучиться не на своих, а на чужих ошибках.
Сегодня еще три округа (9 муниципалитетов) готовы к реформированию – в настоящее время разрабатываются документы для утверждения на коллегии областной администрации.
Все инновации в школе начинаются с экономических преобразований: лучшим администратором является рубль, а не директива, спущенная вышестоящей инстанцией. Вместе с тем задача образовательной реформы состоит не столько в достижении экономической выгоды, сколько в решении важнейших социальных задач. Таков главный урок самарской реформы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru