ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
“Хромка”
Дом 16 по проспекту Ленина внешне не
примечателен ничем. Однако он вошел в историю
мировой музыки. Именно здесь родилась
современная, так называемая хроматическая (то
есть с полным звукорядом) гармонь.
Первая гармонь возникла в городе
сравнительно недавно – в 1830 году. Ее привез сюда
с Нижегородской ярмарки тульский оружейный
мастер Иван Евстратьевич Сизов. Заплатил он за
невиданный заморский инструмент огромнейшие
деньги – сорок рублей ассигнациями. Но
невиданное чудо – вроде как орган, но только
маленький, ручной, – того, конечно, стоило.
Оружейник-рукодел не ограничился одной только
игрой на новом инструменте. Он полностью
разобрал свою гармошку, изучил ее устройство и
уволился с завода. Иван Евстратьевич открыл
собственное дело – “гармонную мастерскую”.
Промысел вышел успешным, и его примеру
последовали другие туляки.
В те времена вопрос об авторских правах не
ставился так остро, как сегодня. Заморская
гармонь сделалась тульской и уже под этим
брендом стала поставляться все на ту же главную
ярмарку страны. “Нижегородские губернские
ведомости” сообщали: “Гармоники в Туле работают:
Воронцов, Засыпкин, Бурдыкин, Медведев, Буслаев,
Грызлов, Шкунаев… Из фабрикантов приезжает на
ярмарку с этим товаром Папков. Кроме того,
гармони имеются на ярмарке у Перовых, Трегубовых,
Гудкова и Иванова… Тула доставляет в Нижний 2000
коробов с гармониками, в каждом коробе по 120 штук
и более. Персияне и армяне покупают значительное
количество гармоник на ярмарке… Гармоники
расходятся во множестве и по внутренним
губерниям, но большая их потребительница
Москва”.
А тем временем недалеко от Тульского кремля, в
доме 16 по тогдашней Киевской улице, красильщик
Николай Иванович Белобородов изобретал свою
гармонь. По замыслу Белобородова, она должна была
обладать рядом новшеств, но главное – издавать
все звуки звукоряда (то есть не только “до”, но
также “до-диез” и далее). Первый образец этой
гармони появился в 1870 году. Первыми слушателями
стали простые тульские прохожие – Николай
Иванович сидел перед окном в собственном доме и
играл, а туляки заслушивались непривычной
музыкой.
А Николай Белобородов продолжал
усовершенствовать свое изделие. Времени не
хватало – он отошел от дел, продал красильню,
заложил свой дом. Возникла новая идея – создать
“хор” (оркестр) гармоней. Для этого по его заказу
делают новые инструменты – гармонь-пикколо,
гармонь-альт, гармонь-бас. Николай Иванович
изучает теорию музыки, сочиняет пьесы для своего
“хора”, пишет учебник – “Школа для
хроматической гармонии по системе Н.И.Белобородова”,
затем – другой – “Самоучитель, полная вновь
усовершенствованная весьма понятная школа для
хроматической гармоники”.
Изобретение Белобородова (опять-таки в силу
своих “диезов”) сделалось равноправным
концертным инструментом. Сам Чайковский пишет в
одной из партитур: “Для надлежащего эффекта этой
пьесы гармоники-аккордеоны весьма желательны…
Исполнители партий первого и второго аккордеона
прижимают правой рукой клапаны 6-й и 7-й, а
исполнители третьей и четвертой партий –
клапаны 2-й и 3-й. Те и другие левой рукой должны
нажимать оба больших клапана”.
Вся семья Белобородова втягивается в новое
увлечение. Более всех преуспевает его зять –
Петр Емельянович Невский. Он становится одним из
популярнейших российских гармонистов.
Корреспондент “Киевского слова” так описывал
гастроли Невского: “Вчера я видел и слушал его. Я
вчера – подчеркиваю – видел, ибо одна
подробность его костюма подсказала мне слово для
определения его игры. Поверх нарядного костюма
горит и сверкает пояс, весь затканный
самоцветными камнями. Там нет бриллиантов и
алмазов, но как красива игра этих камней, которые,
верно, все с нашего Урала! Вот так же самоцветна и
игра Невского, которая вся от народа и вся
понятна народу. Народная песнь давно привлекает
внимание и всех русских композиторов – и,
кажется, хорошо изучена. А между тем каждый новый
талант открывает в ней что-то новое… Интересно,
что, слушая вчера “Ноченьку”, я уловил те же
передаваемые нотки у Невского, что и у Шаляпина:
та же мягкость грусти, какой-то общий фон… И в
манере передавать у них что-то общее: если голос
Шаляпина кажется его инструментом, то инструмент
Невского – его голос”.
А самому Белобородову поэт Кольчугин посвятил
стихотворение:
В Туле жил старик-гармонщик,
Не старик – огонь.
Смастерил волшебник ночью
Золото – гармонь.
В крышках – где-то у оклейки,
Около мехов,
Разместил старик жалейки –
Трели соловьев.
Николай Белобородов скончался в 1912 году.
В его особнячке расквартировались чиновники,
принимал зубной врач. После революции здесь
основались магазин “Винсиндиката”, гастроном и
магазин игрушек, а затем – аптека. И только в 1995
году здесь наконец открылся Музей Белобородова,
главный экспонат которого – первая в мире
хроматическая гармонь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|