Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2002

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

“Хромка”

Дом 16 по проспекту Ленина внешне не примечателен ничем. Однако он вошел в историю мировой музыки. Именно здесь родилась современная, так называемая хроматическая (то есть с полным звукорядом) гармонь.

Первая гармонь возникла в городе сравнительно недавно – в 1830 году. Ее привез сюда с Нижегородской ярмарки тульский оружейный мастер Иван Евстратьевич Сизов. Заплатил он за невиданный заморский инструмент огромнейшие деньги – сорок рублей ассигнациями. Но невиданное чудо – вроде как орган, но только маленький, ручной, – того, конечно, стоило.
Оружейник-рукодел не ограничился одной только игрой на новом инструменте. Он полностью разобрал свою гармошку, изучил ее устройство и уволился с завода. Иван Евстратьевич открыл собственное дело – “гармонную мастерскую”. Промысел вышел успешным, и его примеру последовали другие туляки.
В те времена вопрос об авторских правах не ставился так остро, как сегодня. Заморская гармонь сделалась тульской и уже под этим брендом стала поставляться все на ту же главную ярмарку страны. “Нижегородские губернские ведомости” сообщали: “Гармоники в Туле работают: Воронцов, Засыпкин, Бурдыкин, Медведев, Буслаев, Грызлов, Шкунаев… Из фабрикантов приезжает на ярмарку с этим товаром Папков. Кроме того, гармони имеются на ярмарке у Перовых, Трегубовых, Гудкова и Иванова… Тула доставляет в Нижний 2000 коробов с гармониками, в каждом коробе по 120 штук и более. Персияне и армяне покупают значительное количество гармоник на ярмарке… Гармоники расходятся во множестве и по внутренним губерниям, но большая их потребительница Москва”.
А тем временем недалеко от Тульского кремля, в доме 16 по тогдашней Киевской улице, красильщик Николай Иванович Белобородов изобретал свою гармонь. По замыслу Белобородова, она должна была обладать рядом новшеств, но главное – издавать все звуки звукоряда (то есть не только “до”, но также “до-диез” и далее). Первый образец этой гармони появился в 1870 году. Первыми слушателями стали простые тульские прохожие – Николай Иванович сидел перед окном в собственном доме и играл, а туляки заслушивались непривычной музыкой.
А Николай Белобородов продолжал усовершенствовать свое изделие. Времени не хватало – он отошел от дел, продал красильню, заложил свой дом. Возникла новая идея – создать “хор” (оркестр) гармоней. Для этого по его заказу делают новые инструменты – гармонь-пикколо, гармонь-альт, гармонь-бас. Николай Иванович изучает теорию музыки, сочиняет пьесы для своего “хора”, пишет учебник – “Школа для хроматической гармонии по системе Н.И.Белобородова”, затем – другой – “Самоучитель, полная вновь усовершенствованная весьма понятная школа для хроматической гармоники”.
Изобретение Белобородова (опять-таки в силу своих “диезов”) сделалось равноправным концертным инструментом. Сам Чайковский пишет в одной из партитур: “Для надлежащего эффекта этой пьесы гармоники-аккордеоны весьма желательны… Исполнители партий первого и второго аккордеона прижимают правой рукой клапаны 6-й и 7-й, а исполнители третьей и четвертой партий – клапаны 2-й и 3-й. Те и другие левой рукой должны нажимать оба больших клапана”.
Вся семья Белобородова втягивается в новое увлечение. Более всех преуспевает его зять – Петр Емельянович Невский. Он становится одним из популярнейших российских гармонистов. Корреспондент “Киевского слова” так описывал гастроли Невского: “Вчера я видел и слушал его. Я вчера – подчеркиваю – видел, ибо одна подробность его костюма подсказала мне слово для определения его игры. Поверх нарядного костюма горит и сверкает пояс, весь затканный самоцветными камнями. Там нет бриллиантов и алмазов, но как красива игра этих камней, которые, верно, все с нашего Урала! Вот так же самоцветна и игра Невского, которая вся от народа и вся понятна народу. Народная песнь давно привлекает внимание и всех русских композиторов – и, кажется, хорошо изучена. А между тем каждый новый талант открывает в ней что-то новое… Интересно, что, слушая вчера “Ноченьку”, я уловил те же передаваемые нотки у Невского, что и у Шаляпина: та же мягкость грусти, какой-то общий фон… И в манере передавать у них что-то общее: если голос Шаляпина кажется его инструментом, то инструмент Невского – его голос”.
А самому Белобородову поэт Кольчугин посвятил стихотворение:

В Туле жил старик-гармонщик,
Не старик – огонь.
Смастерил волшебник ночью
Золото – гармонь.
В крышках – где-то у оклейки,
Около мехов,
Разместил старик жалейки –
Трели соловьев.

Николай Белобородов скончался в 1912 году. В его особнячке расквартировались чиновники, принимал зубной врач. После революции здесь основались магазин “Винсиндиката”, гастроном и магазин игрушек, а затем – аптека. И только в 1995 году здесь наконец открылся Музей Белобородова, главный экспонат которого – первая в мире хроматическая гармонь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru