ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ЗНАК ПОВОРОТА
«Анна Андреевна, я – не Дантес!»
Сны, ретроспекции, мемуары – в летних
толстых журналах
В июльском номере “Знамени”
опубликованы увлекательные, живые, картинные
воспоминания поэта Михаила Синельникова,
посвященные взаимоотношениям великих мастеров
Анны Ахматовой и Арсения Тарковского, – “Там,
где рождаются сны”: “...Есть достоверное
свидетельство, что Тарковский кому-то сказал:
“Ахматова – не гений, большой талант”. Но он
относился к ней так, как относился бы к живому
Пушкину. Не случайно и говорил с трибуны, и писал
в статьях о даре гармонии, который роднил
Ахматову и Пушкина. Ну, к названным он добавлял
еще одно великое имя – Баратынского, и все.
С глубоким вздохом, в котором, очевидно,
содержались и удовлетворение от посмертного
величия Поэта, и сожаление, что Ахматовой уже нет
в живых, Тарковский говорил мне, и не раз, что
Ахматова – это лучшее, что было в двадцатом веке.
Надо сказать, что в юности я внутренне
сопротивлялся такому мнению. Конечно, в моей
жизни не было часа, чтобы я охладел к Ахматовой,
но ведь были и другие любимые поэты. И я не обязан
соглашаться со всеми оценками Тарковского и с
некоторыми не согласен и сейчас. Но с годами я
понял, что в данном случае Тарковский прав.
Однако вероятно, что лично он так думал всегда,
хотя и пережил невероятной силы увлечение
Мандельштамом. Но и при этом Ахматова была для
него выше всех и как бы парила над всеми.
Тарковский с удовольствием рассказывал, как он
познакомился с Ахматовой. Это было в доме Шенгели,
который любил собирать старинные клинки, и на
ковре висела шпага или сабля. Тарковский мигом
подбежал к ковру, с ребяческой удалью выхватил из
ножен грозное сверкающее оружие и начал им
размахивать. Ахматова, с которой его только что
познакомили, сказала, обращаясь к нему по фамилии:
“Тарковский, вы меня заколете!”, на что
Тарковский, возвращая клинок в ножны, ответил
почтительно и строго: “Анна Андреевна, я – не
Дантес!”. Конечно, этот комплимент,
произнесенный так ловко (Тарковский вспоминал
свою находчивость с удовольствием), весьма
понравился Ахматовой”.
Не может не привлечь заинтересованного внимания
опубликованная в “Иностранной литературе” (№ 7)
“Автобиография” знаменитого писателя, человека
поразительной судьбы – Артура Кестлера, чей
роман “Слепящая тьма” в годы перестройки стал
одним из главных открытий для читателей.
Коммунист, превратившийся в антикоммуниста,
участник гражданской войны в Испании, он
эмигрировал из гитлеровской Германии в
сталинский Советский Союз и напряженно,
трагически осмыслил увиденное: “Прямые, честные,
энергичные и бесстрашные люди были и остаются
самой надежной опорой режима, отвергающего все
их ценности. Будучи коммунистом, я не удивлялся
встрече с такими людьми, я считал их продуктом
революционного воспитания, “новой человеческой
породой”, предсказанной Марксом; теперь же я
понимаю, что само существование этих людей было
чудом, ибо такими, какие они есть, они стали не
благодаря революционному воспитанию, а вопреки
ему. Торжество несокрушимого человеческого духа
над бесчеловечной, рас-человечивающей средой.
Давление среды кажется неодолимым. Медленное,
упорное, неотвратимое, как прилив, как эрозия
почвы. Постепенно наступает то искажение разума,
которое я пытался описать, и еще более страшная
коррозия души. Человек отрезан от метафизических
основ, от религиозного опыта, от любой формы
“океанического чувства”. Вместо принадлежности
к единому космосу – “социалистическая
бдительность” и диалектические упражнения,
акробатика мозга, заменяющая стремление к
бесконечности. Душа иссыхает, и эта духовная
засуха страшнее физического голода. В
Соединенных Штатах, где наблюдается такое же
отвращение к метафизике, уход от трагического
плана бытия – правда, в силу иных причин, –
бальзамировщики с помощью помады и румян
превращают покойников в нетленных участников
cocktail-parties; в Советской России ими распоряжаются
еще проще: никаких погребальных обрядов, смерть
лишена трагического величия и малейшего налета
мистики, превращена в строку статистики…”
Актуальным в наши дни размышлениям о возрождении
земства отвечают опубликованные в «Звезде» (№7)
воспоминания Николая Мельникова, потомственного
дворянина, земца в третьем поколении – «19 лет на
земской службе (1898 – 1916)»: “Вопрос об
оборудовании и снабжении школ пособиями был
разработан при участии Инспектора Народных
Училищ, врачей и нескольких учителей.
Остановлюсь на одной подробности, которая
привела к неожиданным и очень показательным
результатам, использованным потом и по другим
отделам земского хозяйства. Снабжение школ
производилось обычно так. “По мере надобности”
присылались в управу требования на вещи, которые
также “по мере надобности” закупались и
рассылались в школы. Когда ассигновка на эту
потребность иссякала, на требования учителей
отвечали отказом: терпи и как-нибудь обходись до
следующего года. Наиболее заботливые учителя
запасались всем заблаговременно и нередко в
преувеличенном размере. Их школы были обеспечены
лучше. Другие запаздывали и скромничали. В этих
случаях школы обрекались на сильный недостаток в
пособиях. Я поставил перед комиссией вопрос так:
не удобней ли было бы сосчитать, чего и сколько
надо в год на каждого ученика, и перемножить
полученные цифры на общее максимальное число
учеников, ожидаемых к приему. Затем перечесть
необходимое количество пособий общей
потребности, как, например, географические карты,
доски, картины и т.д. Зная примерные оптовые цены
на вещи, нетрудно будет вычислить и потребную к
ассигнованию сумму. Самый порядок снабжения я
думал бы организовать так. Требования на вещи
учителя должны присылать одновременно, два раза
в год, сообразно выработанным нормам потребности.
Так как сверх этих норм Управа не будет в
состоянии отпускать что бы то ни было, я прошу
особенно внимательно отнестись к расчетам, тем
более что после введения такого порядка
учительский персонал будет отвечать за
недостаток пособий. После некоторого обмена
мнений решили начать подсчет и посмотреть, что из
этого выйдет. Вот тут-то и получился такой
результат, которого никто из нас не ожидал.
Оказалось, что при таком порядке средств на
снабжение школ потребуется не больше, а меньше,
чем обычно отпускалось. Удивлению не было конца,
пересчитывали, проверяли, призвали на помощь
бухгалтера. Верно: прежняя ассигновка с большим
избытком покрывала потребность. Стали
доискиваться, в чем дело, и секрет оказался
простым. Персонал, получая пособия “по мере
надобности”, раздавал их ученикам по тому же
способу. Пособия неэкономно расходовались, а
нередко и растаскивались. Оптовая
единовременная закупка пособий, конечно, тоже
была выгоднее. Поэтому, в общем, освобождалась
довольно значительная сумма, каковую по
единодушному желанию предположено было
употребить на расширение библиотек”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|