ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
РАЗГОВОР-ЭССЕ
Наступает будущее
Россия может стать той силой, которая
уравновесит нынешнее тотальное противостояние
Андрей Столяров – известный
петербургский писатель, автор девяти книг,
лауреат нескольких литературных премий. Входит
в петербургскую аналитическо-исследовательскую
«Группу конструирования будущего», объединяющую
ученых разных специальностей – социологов,
культурологов, экономистов. Год назад мы уже
разговаривали с Андреем Столяровым о проблемах
рождения и гибели цивилизаций. Сегодня –
продолжение темы.
– В прошлой нашей беседе,
состоявшейся чуть больше года назад, мы говорили
о том, что Россия, да и весь мир, пожалуй,
переживает период безвременья. Однако мы также
говорили о том, что безвременье не бесконечно и
будущее все равно наступит. Каково ваше нынешнее
мнение на этот счет?
– Безвременье, в котором мы пребывали целое
десятилетие, действительно завершено. В мире
произошли события, обозначившие собой переход к
совершенно новой эпохе. История непрерывна,
далеко не всегда удается установить точную дату
начала следующего исторического периода. Однако
в данном случае нам «повезло» – такая дата
имеется. Это 11 сентября 2001 года, когда произошли
террористические акты в Нью-Йорке. Именно в тот
момент наступило будущее, именно тогда мир стал
иным, и его уже никакими силами не вернуть в
прежнее цивилизационное состояние.
– Что представляет собой это будущее?
– Прежде чем рисовать картину конкретного
будущего, необходимо понять, что представляет
собой будущее вообще. У будущего имеются
собственные фундаментальные качества, и
игнорировать их – значит идти против законов
истории. Главное же качество будущего
заключается в следующем: оно всегда не такое, как
мы его себе представляем. Будущее – это
принципиальная новизна, и его нельзя получить
путем простого продолжения настоящего. Уже стал
классическим случай, много раз описанный в
литературе. Английские ученые начала XX века
предсказывали, что через несколько десятилетий
Лондон, столица Британской империи, будет покрыт
чуть ли не стометровым слоем навоза. Их
«фатальный» прогноз опирался на абсолютно
точные данные: Лондон стремительно разрастался,
основным видом транспорта в этот
цивилизационный период был гужевой, количество
лошадей в городе также стремительно
увеличивалось, и, если продолжить тенденцию,
результат вырисовывался вполне однозначный.
Однако появился транспорт, работающий на
бензине, – чего, кстати, в начале прошлого века
никто представить не мог, – и картина будущего
оказалась совершенно иной. Наступило время
моторов. Продолженному настоящему оно ни в коей
мере не соответствовало. То же самое происходит и
в нынешней исторической ситуации. Будущее,
возникающее сейчас, оказывается не таким, как мы
его себе представляли.
– Что же «не такого» в будущем, которое
сейчас возникает?
– В первую очередь это не европейское будущее. До
сих пор вся история, на которую ориентировалось
человечество, находилась как бы внутри этого
цивилизационного ареала. В течение пяти с лишним
столетий, с эпохи Великих географических
открытий и по наши дни, Европа, а затем Европа и
США – точнее, евро-американская, христианская
цивилизация – господствовали на планете. Это
лидирующее положение ей удалось занять
благодаря технологическому превосходству над
остальными странами мира. А оно, в свою очередь,
было обусловлено особенностями европейского
исторического сознания. В частности европейским
представлением о «линейном времени» и связанным
с ним представлением о прогрессе. Европейские
страны образовывали громадные колониальные
империи и внедряли в них свою экономику и свой
образ жизни. Они создавали различные
международные институты и с их помощью
распространяли по всей планете европейские
принципы организации общества.
Сейчас этот проект себя исчерпал. На авансцену
истории выдвинулись новые гигантские этносы,
которые прежде находились в тени: китайский,
индийский, японский, исламский и некоторые
другие, заявившие о своих цивилизационных правах
и о своем намерении участвовать в решении
глобальных проблем современности. Причем
европейские принципы организации общества для
них неприемлемы. У них собственные представления
о приоритетных ценностях жизни, и они вовсе не
собираются от этих представлений отказываться.
Это означает, что европейский этап всемирной
истории завершен и что мир вступает в период
противостояния цивилизаций.
– Вы имеете в виду конфликт между США и
мусульманскими странами?
– Да, четвертая мировая война уже началась. Я
говорю – «четвертая», потому что третьим
конфликтом такого рода следует считать
«холодное» противостояние США и СССР. До
глобального, тем более ядерного, столкновения
сверхдержав здесь не дошло, но локальные военные
действия происходили практически по всему миру,
в них участвовало в той или иной форме множество
государств, и количество жертв этого долгого
противоборства историкам еще предстоит
подсчитать. Причем Первая мировая война привела
к распаду Германской, Российской,
Австро-Венгерской и Османской империй. Вторая
мировая война завершилась крушением Британской
империи, Японской империи и империи
«тысячелетнего» рейха. В результате третьей,
«холодной», войны распалась «империя» СССР, и,
если следовать обнаруживающейся здесь
формальной исторической логике, четвертая
мировая война должна закончиться распадом
евро-американской цивилизации – новой «империи
зла» в глазах большинства современных стран и
народов.
– Вы убеждены в поражении западной
цивилизации?
– До сих пор Европа и США выигрывали все войны у
стран «третьего мира» просто потому, что это были
войны классического европейского типа: войны,
где сталкиваются не столько люди, сколько
промышленные технологии. А в этой области
евро-американская цивилизация, несомненно,
сильнее. Однако страны Востока и Юга уже нашли
«асимметричный ответ». Слабость Запада в том, что
там традиционно высока ценность человеческой
жизни: и Европа, и США панически опасаются
людских потерь, они пытаются избегать их всеми
возможными средствами. В то же время в
«восточных» и «южных» цивилизациях стоимость
человеческой жизни традиционно низка, и
развертывание глобальных «террористических
стратегий», «стратегий камикадзе», «стратегий
самоубийц» представляется им вполне
естественным. Запад бессилен против этих войн
нового типа. Он не сможет остановить
просачивание на свою территорию смертников,
подрывающих себя в государственных учреждениях,
на вокзалах или в офисах фирм, посылки зараженной
корреспонденции – уже не с мифическим «белым
порошком», как сейчас, а с настоящими боевыми
вирусами, выращенными в специальных
лабораториях, он не сможет предотвратить
нападение на своих граждан, находящихся за
рубежом. К тому же очень уязвима западная
экономическая система. Атака военных хакеров на
крупнейшие банки Европы и США может привести к ее
полному финансовому распаду – остановить все
расчеты, кредиты, выплаты, которые
осуществляются ныне почти исключительно
электронными средствами. Доллар – самая
необеспеченная валюта в мире. Внутренние и
внешние долги США достигли просто
астрономических показателей. Если доверие к
этому платежному средству будет потеряно, то
финансовая катастрофа глобальных масштабов
становится неизбежной.
– Вы рисуете очень мрачное будущее. Неужели
оно действительно имеет шансы осуществиться? И
хотелось бы знать, какое место в этой картине
грядущего может занять Россия?
– Лично я не воспринимаю эту картину как
апокалиптическую. Мы вполне спокойно жили во
времена «холодной войны», многие даже не
задумывались о том, что такая война вообще идет.
Нынешняя ситуация в мире во многом похожа на
предыдущую. Если Россия сама не ввяжется в данный
конфликт союзницей одной из сторон, то
глобальное цивилизационное противоборство
между исламским миром и США затронет ее не
слишком сильно. Так же не слишком сильно
отразится на ней и мировой финансовый кризис.
Несмотря на рыночную экономику, Россия еще
недостаточно прочно связана с системами
международных расчетов. Здесь наша слабость
может оказаться даже некоторым преимуществом:
всеобщий финансовый катаклизм не развалит
страну, ориентированную до сих пор на
натуральное, сельскохозяйственное производство.
Говоря проще, мы себя прокормить сумеем. Лучше ли,
хуже, но Россия не превратится в зону социального
бедствия. Некоторые потрясения, разумеется,
будут, но не более чем при дефолте 1998 года. Любое
другое «нормальное» государство развалилось бы
в такой ситуации сверху донизу, а Россия
оправилась уже через год, и сейчас об этой
экономической катастрофе уже мало кто
вспоминает.
Более того, именно Россия обладает теми
цивилизационными качествами, которые так
необходимы новой эпохе. Запад и мир ислама
договориться между собой не смогут. Это разные
мировоззренческие вселенные, и они
принципиально по-разному воспринимают одни и те
же явления. То, что для одних варварство
(например, террористические акты в Нью-Йорке), для
других – великий жертвенный подвиг во имя нации.
То, что для одних – распространение священных
принципов демократии, для других – навязывание
силой своего образа жизни. В этой ситуации,
конечно, необходим посредник. Необходима
культура, способная организовать реальное
межцивилизационное взаимодействие. Способная
перевести смыслы одного суперэтноса в
координаты другого и способная, если
потребуется, гарантировать обязательства обеих
сторон. Такой «посреднической» культурой
обладает сейчас только Россия. Именно в России
есть опыт совмещения различных цивилизационных
мировоззрений: христианского, буддистского,
исламского и других, и поэтому лишь Россия
способна разговаривать с каждым участником
мирового конфликта на его языке. Россия может
стать той силой, которая будет уравновешивать
нынешнее тотальное противостояние и гасить
коллизии, не доводя дело до открытого военного
столкновения. Это ее цивилизационное
предназначение, это ее уникальная роль в
геополитическом пространстве будущего.
– А как решение этих глобальных проблем
касается отдельного человека? Как, например, оно
влияет лично на вас?
– Человек не может жить с постоянным ощущением
Апокалипсиса. Катастрофическое восприятие мира,
внедряемое в нас сегодня средствами массовой
информации, порождает не только депрессию,
которая распространяется на все общество, но и
реальные инциденты, вызванные именно этим
эмоциональным настроем. Психологами уже давно
замечено: происходит именно то, чего человек
подсознательно ждет. Если он ждет несчастья, в
конце концов несчастье и происходит. Однако если
он верит в лучшее, трагедия отступает, будто
рассеиваются миражи. Ощущение, что Россия
все-таки будет существовать, что она
присутствует в мире, несмотря на все ошибки и
поражения прошлого, что у нее имеется будущее,
исполнить которое, кроме нее, не сможет никто, –
это и есть надежда, рассеивающая призраки
катастрофы. С этой надеждой можно жить дальше.
Беседовала Елена ИВАНИЦКАЯ
Фото Людмилы ВОЛКОВОЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|