ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ
ЛЕТНИЕ ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЕЙ НА
ОЗЕРЕ ОРИЛАМПИ
Стойбище чукотского языка
– Не может быть! – закричали на вечере
знакомства участники нашего образовательного
путешествия. – Не может такого быть, чтобы с нами
по Финляндии путешествовали учителя Чукотки и мы
не воспользовались, может быть, единственной
возможностью начать учить чукотский язык
непосредственно у его носителей. Требуем
мастерскую чукотского языка!
– Хорошо, – говорит Людмила Родионова, наша
первая учительница чукотского языка, – для
начала поздороваемся:
– Йетык? – Ты пришел?
– Йыи! – Да!
Маленькими осторожными шагами мы входим в мир
береговых и оленных чукчей. Он предстает перед
нами одновременно суровым и хрупким. Суровым,
потому что на экране только что родившийся
олененок падает и опять поднимается на еще
никаких, тонких ножках, чтобы дойти до
мамы-важенки, а та все отходит и отходит от него:
чтобы выжить, ее малыш должен учиться ходить.
Суровым, потому что пятилетний чукча Сашка,
которого мужчины не взяли с собой пасти оленей,
сначала плачет от обиды, а потом, вздохнув,
отправляется выполнять всякую хозяйственную
мужскую работу по стойбищу, и времени на всякие
там детские игры у него совсем не остается. Разве
только чуть-чуть.
Но этот суровый чукотский мир – хрупок, потому
что легко нарушить гармоничное единение
человека с природой, а вот исправить разрушенное,
восстановить баланс – поди попробуй...
– Когда в семье чукчей рождается малыш, вся семья
придумывает ему песню. Растет маленький
человечек, а песня остается с ним как
свидетельство о рождении, – рассказывает
Людмила, она из береговых чукчей, живет и
учительствует в поселке Уэлен, который с двух
сторон омывается морем. Сама Люда знает песню
своей прабабушки. Потому что если человек был
хороший, чукчи долго поют его личную песню.
Елена ХИЛТУНЕН, Евгения СОКОЛОВА,
Елена ЛИТВЯК, Елена КУЦЕНКО
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|