Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2002

Первая тетрадь. Политика образования
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 5. ИГРЫ И ПРОЕКТЫ

Вирджиния Экслайн – один из ведущих специалистов Запада в области игровой психотерапии, автор многих книг и статей. В книге «Развитие личности в игровой терапии» она описывает один случай из своей практики.
Речь идет об аутичном неуравновешенном мальчике, который доставляет массу проблем своим родителям, учителям.
Мы можем узнать, как раскрыть в ребенке богатства его внутреннего мира, помочь ему обрести душевное равновесие, наладить взаимоотношения с окружающими. Перед вами описание одного из сеансов работы психотерапевта с ребенком. Их общение происходит в игровой комнате, наполненной различными предметами и закрытой для посторонних.

Вирджиния ЭКСЛАЙН

Развитие личности в игровой терапии

Чтобы найти себя, ты можешь построить город

Это история о ребенке, познающем себя в процессе психотерапии. О творческом опыте рождения личности маленького мальчика по имени Дибс. О том, как внутри него медленно произрастало новое понимание своей индивидуальности. И затаив дыхание, он открывал в себе мудрость, которая рассеивала тьму его одиночества подобно тому, как растворяются тени на восходе солнца.
История Дибса – это сложный процесс внутреннего роста, открытия драгоценного дара жизни, омытого солнечным светом надежд и серыми дождями печали. Очень медленно и постепенно он осознавал, что безопасность его внутреннего мира не может быть нарушена, так как ключ к нему хранится в глубине его души.
Дибс говорил на языке, бросающем вызов самодовольству многих из нас. Он страдал, чтобы отстоять свое место в этом мире и доказать, что его индивидуальность имеет право на существование. Его история – это история каждого из нас. Через опыт, обретенный им в игровой комнате, дома и в школе, его личность постепенно росла и развивалась, ненавязчиво и незаметно изменяя жизнь тех, кто знал его.

Создание мира
У меня был набор для тестирования. Материалы теста представляли собой множество маленьких фигурок людей, животных, зданий, деревьев, живых изгородей, машин, самолетов и прочего, прорисованных до мельчайших деталей. Я думала, что Дибсу будут интересны маленькие фигурки. Я не собиралась предлагать ему этот тест или делать что-либо, чтобы направить его деятельность. Этот тест был здесь, чтобы быть использованным, если Дибс захочет этого.
Он немедленно заметил чемодан, в котором находился рабочий материал теста, и быстро открыл его.
– У нас здесь что-то новенькое! – закричал он. – О, посмотри на эти маленькие штучки. – Он быстро разобрался в материалах. – Здесь маленькие люди, и здания, и животные. Что это такое?
– С помощью этого ты можешь построить весь мир, если тебе захочется, – сказала я. – Вот эту карту можно расстелить на полу, а эти голубые полоски – для рек.
– Ух ты! Вот это да! Это так интересно! – воскликнул он. – Это может быть игрушечный город. Я могу построить так, как захочу.
– Да. Можешь.

Город
Дибс расстелил карту и сел рядом с коробкой. Он внимательно рассортировал фигурки. Отобрал церковь, дом, грузовик.
– Я буду строить свой мир, – сказал он счастливо. – Мне нравятся эти маленькие дома, люди и вообще все. Я буду рассказывать тебе историю, пока буду строить, а ты будешь смотреть.
Он взял маленькую белую церковь.
– Это церковь, большая белая церковь. Церковь для Бога и для маленьких людей. А это город.
Он взял дома, грузовики, машины.
– Эти вещи – дома и грузовики, они полны шума. Это шум города. – Он стал выкладывать улицы. – Дома идут один за другим. Это целый город. А это небольшая, тихая улочка на окраине. Вот дорога, ведущая в аэропорт. Она проходит близко от воды. Я поставлю самолеты сюда, в аэропорт. Вот здесь, на воде, я поставлю эти маленькие лодочки.
– А здесь гостиница. Сюда – магазины. Здесь есть все, что мне нужно, чтобы построить мой мир, – сказал Дибс.
– Похоже на то, – заметила я.
– Эта больница – большое здание. Я поставлю ее сюда, на Первую авеню. Она пахнет болезнью и лекарствами, и это грустное место. Вот очень симпатичный дом на южной стороне улицы. Это большой, шумный город, и ему нужен парк. Я посажу здесь деревья и кусты. Вот школа. Нет. – Он положил школу обратно в коробку. – Здесь еще один дом. Все эти дома стоят близко друг к другу, и в них живут люди. Они соседи, и они дружат между собой. Это все растения. Много деревьев. В городе лето.
Он сел на пятки и посмотрел на меня. Вытянул руки и улыбнулся.
– Любимое лиственное летнее время!

Люди
– Теперь – люди, – крикнул он. – Городу нужны люди. Вот почтальон. – Он вытянул руку с фигуркой, чтобы я посмотрела. – У него сумка, полная писем, и, видишь, он ходит по городу и останавливается у каждого дома. Для каждого есть письмо. И для Дибса – даже для Дибса есть письмо. Потом он идет сюда, в больницу, – больным и обиженным людям он тоже несет почту. И когда они получают письма, в душе улыбаются. Грузовик едет в аэропорт. Эта ограда – чтобы самолеты оставались в аэропорту, тогда они не смогут выкатиться и покалечить людей. А этот самолет поднимается в воздух. Смотри! Он летит над городом! Большой самолет делает дырки в облаках, через которые просвечивает синее небо. Вот фермер вышел посмотреть… – Дибс бросил свою игру и некоторое время сидел молча, глядя на мир, который он построил. Он вздохнул. Потом достал из коробки еще несколько фигур.

Семья
– Вот дети со своей мамой, – сказал он. – Они живут вместе на ферме в дружном доме. Здесь несколько ягнят и цыплят. Вот мама идет вдоль дороги, вдоль улицы в город. Интересно, куда она идет? Может быть, она идет к мяснику за мясом. Нет. Она шла все дальше и дальше по улице до тех пор, пока не оказалась у больницы. Интересно, почему она остановилась здесь, рядом с больницей?
– А где же дети? О, вот один ребенок. Он идет к реке один. Бедный маленький ребенок, он совсем один. А в этой реке плавает крокодил. А еще здесь большая змея. Змеи иногда живут в воде. Мальчик подходит все ближе и ближе к реке. Все ближе к опасности.
Опять Дибс остановился и посмотрел на свой мир. Он вдруг улыбнулся.
– Я – строитель городов, – сказал он. – Вот кухарка выбрасывает мусор. Эта женщина идет в магазин. А эта идет в церковь петь, потому что она хорошая. – Он поставил еще одного ребенка рядом с тем, который стоял на берегу реки. – Ребенок идет вслед за мальчиком, – объяснил он. – Мальчик ходит по воде у берега и не знает о крокодиле и змее. Но второй мальчик был его другом, и он крикнул и предупредил об опасности. Он сказал, что надо залезть в лодку. Мальчик залез в лодку. Видишь? В лодке безопасно. Оба мальчика залезли в лодку – они друзья. – Он поставил обе фигурки в лодку.
– Вот полицейский, регулирующий движение. Это для общего блага. – Он расставил по городу еще несколько дорожных знаков. – По некоторым улицам можно ехать и в одну и в другую сторону, а по этим – только в одну. И эти улицы называются «улицы с односторонним движением». – Дибс достал из коробки школу. – На ней написано: «Школа номер один». У нас должна быть школа. У детей должна быть школа, чтобы они ходили туда. – Он засмеялся. – Если есть школа, значит, они могут стать образованными. Этот ребенок – эта маленькая девочка – останется дома. Она останется дома со своей мамой, со своим папой и со своим братом. Они хотят, чтобы она была дома, поэтому ей не будет одиноко. – Из оставшихся фигурок он отобрал все маленькие фигурки людей и расставил их по всему построенному им миру. Он создал мир, наполненный людьми.
– Это дом, – сказал он, указывая на один из домов. – Здесь большое дерево на заднем дворе. Это особенное дерево. А этот мужчина идет по улице. Он идет домой. Это отец.
Дибс встал и пошел к стене, на которой висела мишень для дротиков, и с силой бросил несколько дротиков.
– У меня есть новая игрушка, – сказал он. – У меня есть город с домами, людьми и животными. Я строю город – большой, многолюдный город, сжатый, как Нью-Йорк.
Стоп-сигнал
– По этой улице едет мусоровоз, а на светофоре горит красный. Но полицейский увидел мусоровоз и переключил светофор на зеленый. И теперь счастливый мусоровоз продолжает свой путь. Собака переходит улицу, и полицейский переключает светофор, чтобы собаке не пришлось ждать. И счастливая собака идет дальше. Красный. Зеленый. Красный. Зеленый. Я расскажу тебе, какая в этом городе жизнь. Все движется. Люди приходят и уходят. Дома, церкви, машины, люди, животные и магазины. А для животных – прохладная зеленая ферма.
Вдруг он взял пожарную машину и поставил ее посреди улицы.
– Пожарная машина включила сирену, потому что горит дом, а люди не могут выйти. Вот пожарная машина приезжает и заливает все водой. Они испуганы, но спасены.
Дибс тихонько вздохнул про себя.
Он пошел к столу, сел на стул и посмотрел на меня.
– Папа все еще очень, очень занятой, – сказал он. – Доктор Билл приходил осмотреть маму на днях. Они были хорошими друзьями. Он оставался долго, и они с мамочкой разговаривали. Доктору Биллу нравится моя мамочка. Доктор Билл сказал, что со мной все в порядке.
– Правда?
– Угу. Он сказал, что я вне опасности. Что он имел в виду? Когда я сегодня направлялся сюда, мне нужно было зайти в парикмахерскую и постричь волосы. Раньше я всегда кричал, пока меня стригли, а теперь нет. Я помню, однажды я укусил парикмахера.
– Ты укусил парикмахера?
– Угу. Я боялся, но теперь я больше не боюсь.
– Так ты больше не боишься?
– Наверное, я становлюсь взрослым, – сказал Дибс. – Но я должен достроить мой город. Я собираюсь поставить вокруг все деревья и кусты, чтобы сделать город красивым. Это очень оживленные улицы. Я поставлю всех людей по городу. Вот такси стоит на площади перед вокзалом. Люди ходят друг к другу в гости, и все рады видеть друг друга. Вот папа едет домой, но ему пришлось остановиться на светофоре, потому что горит красный. Папа остановился и не может ехать до тех пор, пока не загорится зеленый, но красный горит все время, и папа не может ехать. Вокруг много деревьев. Посмотри на мой город. Городам нужны деревья, потому что они дают такую добрую тень. Посмотри на мой город. Мой мир! Я построил свой мир, и в этом мире много добрых людей.
Подошло время уходить. Дибс оглянулся на мир, который он построил, – мир, в котором много добрых людей. Но папа так и стоял со своим грузовиком на светофоре, который не давал ему ехать домой. Когда он уходил из игровой комнаты, на его губах играла легкая улыбка оттого, что он оставил папу неподвижным в этом мире добрых людей.

Мир добрых людей
Дибс построил хорошо организованный мир, в котором было много людей и действий. Его проект, сложный как в целом, так и в деталях, демонстрировал высокие умственные способности. Здесь была цель, целостность и творческий замысел. Привлекательные маленькие фигурки заинтриговали его. Он построил хорошо развитый, полный смысла мир. Он выразил враждебные чувства, направленные прямо на образы отца и матери. Но здесь выразилось и осознание ответственности. Дибс становился взрослым.

Прощание
Когда Дибс пришел на последнюю встречу перед летними каникулами, то спросил, может ли он провести часть времени в офисе.
– Давай пойдем в игротеку, – сказал он. – Я хочу опять поиграть с тем набором.
Мы пошли в игротеку. Дибс достал материалы и начал опять строить город. Он быстро расставил дома и деревья. Остальные фигурки расставил по всему городу. Потом он отобрал четыре здания и поставил их с большой осторожностью.
– Видишь эти два дома? Это тюрьма, а это здание – больница. – Он поставил еще два здания рядом. – Это твой дом, а это мой дом, – сказал он, указывая на них. – Мой – белый с зеленым. Здесь вокруг деревья, цветы и поющие птицы. А все двери и окна широко открыты. Ты живешь в следующем доме. У тебя тоже замечательный дом. И вокруг твоего дома деревья, цветы и поющие птицы. Здесь нет ни забора, ни изгороди между нашими домами.
Он поискал среди фигурок и достал малюсенькую церковь. Он поставил ее сзади домов.
– Здесь церковь, – сказал он. – Она позади моего дома. – Он подвинул ее немного, чтобы она оказалась на одинаковом расстоянии от наших домов. – Она между нашими домами. У нас общая церковь. У нас общий колокольный звон. И мы оба слушаем церковную музыку. А вот здесь тюрьма. Она напротив моего дома. А здесь – школа. Видишь, мы делим церковь, и мы делим школу, но тюрьма – только моя. Тебе нечего делать с тюрьмой. А мне есть что. А здесь, на моем заднем дворе, растет большой конский каштан. Сейчас лето, и здесь так много деревьев – прохладных, зеленых, покрытых листьями, чтобы ветру было что качать. – Он вытянул руки в стороны, как ветки, и легко покачался под ветерком, который он себе представил.

Освобождение
– Это Тюремная улица, – сказал он. – Вокруг тюрьмы нет ни одного дерева. Тюрьма – здесь далеко от остальных добрых домов и далеко от церкви. Здесь одиноко и холодно. Как мне, когда я заперт в своей комнате. Но эта церковь ближе к нашим домам, – объявил он, дотронувшись до церковного шпиля. – Этот крест на верхушке указывает направление. А вот это здание здесь – тюрьма. Мой папа – тюремщик. Его офис – на первом этаже тюрьмы. – Дибс засмеялся. Он разбросал несколько маленьких машинок по улицам. Он пел себе под нос какую-то песенку. Вытащил фигурки матери, отца, девочки и мальчика и держал их в руках. – Эти люди – это папа, мама, сестра и мальчик. Папа оказался в твоем доме. Он не знает, что делать. А это мама. А это мальчик Дибс. Это маленькая девочка со своим отцом. Она идет в тюрьму. Сестра и мама идут в тюрьму, потому что мне не нужна сестра. – Он швырнул фигурку девочки назад в коробку.
Он опять встал и начал ходить по комнате, тяжело вздыхая.
– В воскресенье я обычно остаюсь дома на целый день, – сказал он. – Воскресенье – потерянный день. Ты видишь эту тюрьму? – Он поднял здание и протянул его мне.
– Да. Я вижу тюрьму.
– Это тюрьма с односторонним движением. Это тюрьма с односторонним движением на улице с односторонним движением. И обратного пути нет, если ты попал в тюрьму. Сейчас туда попала моя сестра.
– Да. Я заметила. Туда попала твоя сестра.
– Город слишком многолюдный, – объявил Дибс. – Они все едут за город. И все эти дома и люди начинают переезжать. Мимо дома Дибса, мимо твоего дома, за город.
Он поставил еще один дом.
– Это бабушкин дом, – объяснил он. – Вокруг ее дома нет деревьев. Она любит деревья, и поэтому ей придется приходить к моему дому наслаждаться деревьями.
Он поискал среди фигурок и достал фигурку мужчины. Внимательно его рассмотрел.
– Это большой мальчик, – сказал он. – Я думаю, это Дибс. Я заберу этого маленького ребенка и поставлю выросшего Дибса. – Он поменял фигурки. Поставил фигурку женщины посреди улицы. – Это бабушка, – сказал он. – Хорошая бабушка. Добрая бабушка. А почтальон несет Дибсу письмо. Дибс теперь взрослый. Я думаю, Дибс такой же большой, как и папа. – Он осторожно сравнил фигурки. – Дибс такой же большой, как отец, и больше, чем мама. Вокруг живые изгороди и всякие растения. Они растут, чтобы украсить город. Каждое маленькое зеленое растение помогает городу. Я поставлю заграждения вокруг аэропорта для безопасности. Пожарная машина едет по улице и сталкивается с машинами, потому что здесь очень оживленное движение. Но пожаров больше нет. Все счастливы и находятся в безопасности.

Большое дерево
Он подошел ко мне.
– Я уезжаю на следующей неделе, – сказал он. – Я уезжаю на все лето. Бабушка проведет это лето вместе с нами. Но когда я вернусь в сентябре, я хочу опять прийти навестить тебя.
– Я думаю, мы сможем это устроить, – сказала я ему. – И я надеюсь, у тебя будет очень счастливое лето.
Дибс улыбнулся.
– Вчера я получил школьный альбом. В нем моя фотография. Я там в первом ряду, между Сэмми и Фредди. И еще там рассказ, который я написал. Я написал историю о моем доме и большом добром дереве за моим окном. Они напечатали его в школьном альбоме. Ты помнишь, что я говорил тебе о большом добром дереве?
– Да. Я помню.
– На это дерево прилетают птицы, и я открываю окно и говорю с ними. Я посылаю их по всему миру, в разные места. Я говорю им лететь в Калифорнию, или Лондон, или Рим, петь песни и делать людей счастливыми. Я люблю птиц. Мы с ними друзья. Но есть кое-что еще, что я должен сделать прямо сейчас. Я должен достать мою сестру из коробки и решить, что мне с ней сделать. Она должна остаться дома. И когда папа придет домой с работы, он отругает ее. И потом сестрица отправится жить со свиньями. То же будет и с матерью. – Он засмеялся. – Не похоже, – сказал он. – Они все вместе живут в доме. Мать, отец, сестра и мальчик. – Он взял маленького мальчика, которого он назвал Дибсом, и фигурку «взрослого» Дибса. Подержал их обоих в руках. – Вот маленький Дибс и большой Дибс, – сказал он. – Это я, и это я.
– Я вижу. Ты маленький Дибс и большой Дибс, – прокомментировала я.
– А еще здесь женщина идет по улице. Она идет в мой дом. Кто она? Да это вы, мисс! Мисс живет здесь с Дибсом. А сестра живет здесь со своим отцом. У нее нет матери. Только отец, который покупает ей всякие вещи, но оставляет ее одну, когда уходит на работу. Мама упала в реку. Но она выбралась оттуда живая и невредимая, только очень мокрая и очень напуганная. Эта женщина идет по улице. Она идет в церковь. Она правильно поступает. – Он поставил фигурку рядом с церковью. – А эти мужчины идут на войну. Они будут сражаться. Я думаю, что войны и сражения будут всегда. А эти люди – одна семья, и они решили вместе поехать на загородную прогулку и поехали. Они едут на пляж, и они счастливы. Потом к ним присоединяется бабушка, и они все пятеро счастливы вместе.
Дибс склонился над своим городом и передвинул тюрьму.
– Тюрьма прямо напротив дома мисс, и она говорит, что не любит тюрьмы, и убирает ее далеко, и закапывает ее в песок, и здесь больше нет тюрьмы ни для кого. – Дибс закопал тюрьму в песочнице. – Теперь эти два дома. Твой дом и мой дом, и они начинают медленно отъезжать друг от друга. – Он медленно отодвинул дома. – Мой дом и дом мисс становятся все дальше и дальше друг от друга – примерно на милю. И сестра теперь – маленькая девочка, ваша девочка, мисс. Теперь она приходит к вам. – Он поставил сестру и мисс вместе, рядом с домом.
– Сейчас ранее утро и большой Дибс идет в школу. У него в школе есть друг. Этот маленький мальчик – маленький Дибс. – Он взял фигурки в руки и внимательно их рассмотрел. – Этот маленький мальчик очень болен. Он идет в больницу и исчезает. Он становился все меньше и меньше, пока совсем не исчез. – Он пошел и закопал фигурку в песок. – Нет теперь маленького мальчика, – сказал он. – Но большой Дибс – большой, сильный и храбрый. Он больше не боится.

Согласие с самим собой
Дибс пришел к соглашению с самим собой. В своей символической игре он выразил свои обиды, чувства и обрел ощущение силы и безопасности. Он отправился на поиски самого себя, чего требовала его гордая личность. Сейчас он начал строить образ самого себя, который был в большей гармонии с его способностями. Он достиг личной интеграции.
Чувства вражды и мести, которые он выразил по отношению к своему отцу, матери и сестре, ненадолго вспыхнули, но они не поддерживались ненавистью и страхом. Он изменил маленького, незрелого, испуганного Дибса. Он научился понимать свои чувства. Он научился справляться с ними и управлять ими. Дибс больше не был погружен в чувства страха, злости, ненависти и вины. Он стал личностью, уверенной в своих собственных правах. Он обрел чувство достоинства и самоуважения. И теперь он мог без опаски принять уважение других людей. Он больше не боялся быть самим собой.

Перевод В. НИКАНДРОВОЙ
по книге “Развитие личности в игровой терапии”.
Издательство «ЭКСМО-Пресс» , Москва, 2000 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru