Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2002

Только в номере
ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 5. ИГРЫ И ПРОЕКТЫ

Педагогика ролей и импровизаций

Последний вольный летний номер лежит на вашем столе. Да, лето кончается, мысли волей-неволей возвращаются к будничным проблемам, уже достаем потихонечку из шкафа конспекты уроков – пора начинать готовиться. Но так хочется продлить еще хоть немного состояние беззаботной легкости, веселья, «свободного полета» и принести это состояние в школу, чтобы вместе с детьми получать удовольствие от работы. Именно тому, как организовать свободную радостную деятельность, посвящены материалы этого номера.
Начинается он с известного имени – К.Фопель, чьи книги довольно часто можно увидеть в школьных библиотеках. Они популярны во многом благодаря многочисленным примерам разнообразных игр и подробным педагогически точным комментариям, позволяющим осмысленно и эффективно использовать предложенный материал. Веселой игре есть место даже на самом серьезном уроке, и вовсе не для развлечения. Игра помогает учиться, концентрировать внимание, развивать память, наблюдательность. Игра помогает строить взаимоотношения в классе, избавляться от страхов и обид.
Особой игре посвящена книга психотерапевта В. Экслайн. Она дает ребенку возможность поговорить с собой, услышать самого себя, поверить в свои силы, чтобы преодолевать трудности, а не убегать от них. Книга написана как абсолютно целостное литературное произведение, и было очень трудно выбрать отдельный отрывок, хотелось перепечатать все. Нереально. Утешает то, что книгу можно купить, внимательно перечитать. Но даже небольшой фрагмент позволяет по-новому осознать, насколько хрупок внутренний мир ребенка, как бережно к нему надо относиться и как порой необычна может быть помощь взрослого. Не активное участие, а сохранение дистанции. Внимательный заинтересованный взгляд взрослого: он рядом, он на стороне ребенка, он верит в него.
Стремление быть рядом, не подавляя детскую инициативу, присуще и педагогам парижской школы Антони, чей опыт организации проектной деятельности учеников описан в книге М. и Н.Рист. Этот материал, как и многие другие в номере, возвращает нас к темам предыдущих выпусков. Естественно. В нашей профессии все связано со всем. Проблемы оценивания приводят к размышлениям о свободе и правах учеников, стремление изменить формы учебной деятельности основано на представлениях французских педагогов о способах детского мышления и познания мира. Надо сказать, что школа Антони во многом опирается на методику великого (да-да!) Селестена Френе. Подробнее о современном восприятии его открытий можно прочитать у Ф.Мерье, который входит в Международную ассоциацию школ Френе и хорошо знает, как интересно работают последователи замечательного учителя.
Их желание вывести ребенка из стен школы в большой мир абсолютно созвучно идеям японского педагога Макигучи, жившего почти сто лет назад. О нем рассказывает в своей книге Д.Бетхел, считающий наследие восточного учителя поразительно актуальным именно сегодня, когда наша планета уже не кажется такой уж большой, когда смешались все языки и народы и так важно научить ребенка соединять в себе Гражданина Вселенной и жителя родного поселка. По его мнению, образование должно окончательно покинуть тесные пространства школьных зданий и переместиться в сады, в горы, в конце концов охватить бескрайние просторы Космоса, потому что нет предела человеческой мысли.
Вот на какие высоты поднялись мы и не собираемся с них спускаться. В книге Д.Гринберга описана Мечта. Мечта об идеальной школе будущего. Школе игры и проектов. Советский читатель, выросший на изучении произведений революционеров-демократов, не может не вспомнить здесь пресловутый четвертый сон Веры Павловны, разумеется, совершенно неизвестный американскому философу. Но столько общего! И отсутствие ясных представлений о способах достижения цели, и уничтожающая критика существующего миропорядка. Впрочем, благодаря ей мы можем сформулировать проблемы сегодняшнего образования, увидеть, где границы наших возможностей и где все-таки остаются ресурсы, используя которые мы приближаем осуществление хрустальной мечты каждого педагога о счастливом свободном ребенке в открытой радостной школе рядом с прекрасными мудрыми учителями.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru