ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 5. ИГРЫ И ПРОЕКТЫПедагогика
ролей и импровизаций
Последний вольный летний номер лежит на вашем
столе. Да, лето кончается, мысли волей-неволей
возвращаются к будничным проблемам, уже достаем
потихонечку из шкафа конспекты уроков – пора
начинать готовиться. Но так хочется продлить еще
хоть немного состояние беззаботной легкости,
веселья, «свободного полета» и принести это
состояние в школу, чтобы вместе с детьми получать
удовольствие от работы. Именно тому, как
организовать свободную радостную деятельность,
посвящены материалы этого номера.
Начинается он с известного имени – К.Фопель, чьи
книги довольно часто можно увидеть в школьных
библиотеках. Они популярны во многом благодаря
многочисленным примерам разнообразных игр и
подробным педагогически точным комментариям,
позволяющим осмысленно и эффективно
использовать предложенный материал. Веселой
игре есть место даже на самом серьезном уроке, и
вовсе не для развлечения. Игра помогает учиться,
концентрировать внимание, развивать память,
наблюдательность. Игра помогает строить
взаимоотношения в классе, избавляться от страхов
и обид.
Особой игре посвящена книга психотерапевта В.
Экслайн. Она дает ребенку возможность поговорить
с собой, услышать самого себя, поверить в свои
силы, чтобы преодолевать трудности, а не убегать
от них. Книга написана как абсолютно целостное
литературное произведение, и было очень трудно
выбрать отдельный отрывок, хотелось
перепечатать все. Нереально. Утешает то, что
книгу можно купить, внимательно перечитать. Но
даже небольшой фрагмент позволяет по-новому
осознать, насколько хрупок внутренний мир
ребенка, как бережно к нему надо относиться и как
порой необычна может быть помощь взрослого. Не
активное участие, а сохранение дистанции.
Внимательный заинтересованный взгляд взрослого:
он рядом, он на стороне ребенка, он верит в него.
Стремление быть рядом, не подавляя детскую
инициативу, присуще и педагогам парижской школы
Антони, чей опыт организации проектной
деятельности учеников описан в книге М. и Н.Рист.
Этот материал, как и многие другие в номере,
возвращает нас к темам предыдущих выпусков.
Естественно. В нашей профессии все связано со
всем. Проблемы оценивания приводят к
размышлениям о свободе и правах учеников,
стремление изменить формы учебной деятельности
основано на представлениях французских
педагогов о способах детского мышления и
познания мира. Надо сказать, что школа Антони во
многом опирается на методику великого (да-да!)
Селестена Френе. Подробнее о современном
восприятии его открытий можно прочитать у Ф.Мерье,
который входит в Международную ассоциацию школ
Френе и хорошо знает, как интересно работают
последователи замечательного учителя.
Их желание вывести ребенка из стен школы в
большой мир абсолютно созвучно идеям японского
педагога Макигучи, жившего почти сто лет назад. О
нем рассказывает в своей книге Д.Бетхел,
считающий наследие восточного учителя
поразительно актуальным именно сегодня, когда
наша планета уже не кажется такой уж большой,
когда смешались все языки и народы и так важно
научить ребенка соединять в себе Гражданина
Вселенной и жителя родного поселка. По его мнению,
образование должно окончательно покинуть тесные
пространства школьных зданий и переместиться в
сады, в горы, в конце концов охватить бескрайние
просторы Космоса, потому что нет предела
человеческой мысли.
Вот на какие высоты поднялись мы и не собираемся
с них спускаться. В книге Д.Гринберга описана
Мечта. Мечта об идеальной школе будущего. Школе
игры и проектов. Советский читатель, выросший на
изучении произведений революционеров-демократов,
не может не вспомнить здесь пресловутый
четвертый сон Веры Павловны, разумеется,
совершенно неизвестный американскому философу.
Но столько общего! И отсутствие ясных
представлений о способах достижения цели, и
уничтожающая критика существующего миропорядка.
Впрочем, благодаря ей мы можем сформулировать
проблемы сегодняшнего образования, увидеть, где
границы наших возможностей и где все-таки
остаются ресурсы, используя которые мы
приближаем осуществление хрустальной мечты
каждого педагога о счастливом свободном ребенке
в открытой радостной школе рядом с прекрасными
мудрыми учителями.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|