ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 3. ОБУЧЕНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Джон Миллер – педагог из Канады,
сторонник концепции целостного, или
холистического, образования. О нем мы уже писали,
в частности в прошлогодних летних номерах.
Сейчас у нас есть возможность познакомить вас с
его книгой, впервые попавшей в Россию благодаря
самому автору. Узнав о том, что российские
учителя интересуются холистическим подходом, он
прислал книгу в редакцию. Теперь мы получим более
полное представление о движении, которое
постепенно захватывает страны Европы и Америки.
Холистическое образование
Педагогика предчувствия
Что и зачем
Часто спрашивают о значении термина
«холистический». Слово «холистический»
образовано от греческого «holon» и означает
«Вселенная как целое», то, что не делится на части.
Целостное (холистическое) образование пытается
построить обучение в соответствии с законами
природы, где все взаимосвязано и изменчиво. Мы
можем наблюдать это в атоме, в клетке, в биосфере
и в целой Вселенной. Но, к сожалению, со времен
индустриальной революции человечество
предпочитает разделение и стандартизацию. Это
привело к расщеплению самой жизни.
Большинство людей живут в больших городах, но
каждый – сам по себе, испытывая страх и
одиночество, заглушая тоску никотином, алкоголем,
наркотиками. Мы тираним друг друга, стариков, жен
или мужей, детей.
Наше тело существует отдельно от души.
Образование особенно «постаралось» разорвать
связь между головой и сердцем. В газетах нередко
рисуют людей с огромными головами и крошечными
туловищами. Это символично: мы себя так видим.
Наконец, в современной культуре отсутствуют
общие, разделяемые всеми ценности.
Мы коллекционируем множество вещей. Но многие
люди, достигшие материального благосостояния, не
чувствуют полноты существования. Им все равно
чего-то не хватает. И это «что-то» за неимением
лучшего определения мы называем духовностью. Мы
подразумеваем под этим словом чувство
благоговения перед жизнью, которое возникает от
причастности к чему-то одновременно прекрасному
и таинственному.
Наше образование так же разорвано, как наша жизнь.
Мы разделили знания на предметы, темы и уроки.
Ученики часто не видят связи между ними, а также
между школой и жизнью. Но сейчас время
преобразований. Падение Берлинской стены
символизирует не только конец «холодной войны»,
но также разрушение других «стен».
Три кита
Холистическое образование держится на трех
китах: равновесии, включенности каждого и связи.
Равновесие позволяет умственному развитию
ребенка протекать в гармонии с эмоциональным,
физическим, эстетическим и духовным его
развитием.
Мы стремимся сбалансировать интересы личности и
группы. Индивидуальное соперничество уступает
место сотрудничеству и работе в малых группах. В
равновесии должны пребывать знание и
воображение, технология и личность. За
многочисленными обучающими методиками и
стратегиями нельзя упустить целостную личность
растущего ребенка. Целостное образование –
создание правильных взаимоотношений, когда
различные элементы приведены в равновесие.
Мы стремимся сделать каждого ребенка активным
участником учебной деятельности, объединяя
процессы передачи, восприятия и преобразования
информации.
Передача информации от учителя или текста к
ученику полезна, когда необходимо получить
практические навыки. Например, усвоить основные
законы и правила вождения автомобиля. Мы учимся
также в процессе подражания при обучении языку
или повторения при отработке удара в футболе.
Здесь мало или совсем нет возможности для
размышления, для обсуждения.
Восприятие происходит тогда, когда ученик
формулирует собственный смысл, создает свои
понятия. Для этого необходимо ставить проблемные
вопросы, вести диалог.
Преобразование информации происходит тогда,
когда признается внутренняя жизнь ученика и
необходимость ее развивать. Учебная программа и
ученик не существуют по отдельности – только в
единстве. Это совместное творчество.
Образование побуждает ученика создавать
различные типы связей, которые делают обучение
лично и социально значимым для него. Знания
становятся частью переживаний и опыта ребенка.
Похожую идею мы встречаем в стихотворении Уолта
Уитмена «Ребенок растет»:
Был ребенок, и он рос каждый день,
И он становился всем, на что упадет его взгляд,
И все становилось частью его на день, на час,
Или на многие годы, или на целый свиток лет.
Ранняя сирень стала частью ребенка,
И трава, и бело-красный вьюнок, и бело-красный
клевер,
и песня чибиса,
И трехмесячные ягнята, и розовые неокрепшие
поросята,
и жеребенок, и теленок,
И шумный выводок птичьего двора, и утки в грязи у
пруда,
И рыба, так странно висящая под водой, и сама
прекрасная
удивительная вода,
И водоросли с изящными плоскими листьями –
Все стало частью ребенка.
Интуиция
Интуиция – это непосредственное знание. Почему
следует соразмерять аналитическое мышление и
интуитивную проницательность в образовании?
Очевидно, что интуиция неотделима от творчества.
Грэхам Уэллас описывает творческий процесс так:
сначала – подготовка. Человек собирает
информацию, относящуюся к проблеме или проекту.
Следующий этап – инкубация (высиживание): нужна
передышка, не стоит прилагать осознанных усилий
решить проблему. Информация сама преобразуется в
нас. Затем озарение: решение приходит
неосознанно и неожиданно. Четвертая стадия –
проверка: человек работает над деталями. Второй и
третий этапы, следовательно, интуитивные, в то
время как первый и четвертый – аналитические.
Делая упор на линейное, аналитическое мышление,
мы становимся тяжелыми, неповоротливыми и теряем
непосредственность в решении проблемы. А
полагаясь только на интуицию, можем потерять
почву под ногами. Обычно в школах учат линейному
решению проблемы, а не целостному подходу.
Подъем на вершину
Интуицию можно развивать, как и другие
способности. Начнем со зрительного воображения.
Его рассматривают как практический тип
медитации, когда человек использует ряд
произвольно созданных или непроизвольных
зрительных образов.
Например, представим себе подъем на вершину горы.
«Подъем на вершину» часто является символом
психологического и духовного роста человека.
Исследования показывают положительный эффект от
упражнений на развитие зрительного воображения.
В частности, для улучшения спортивных
показателей. Движение получится более
гармоничным, если сначала спортсмен мысленно
представит его себе во всех деталях.
В классе визуализацию можно использовать для
того, чтобы расслабиться, усилить творческое
начало. Учитель сразу объясняет ученикам, что не
существует «правильных» образов. Они у всех
разные. Если ребенок говорит, что ему трудно
воображать, пусть просто расслабится. Это будет
первым шагом на пути к зрительному воображению.
Вот пример упражнения на расслабление. Но
применять его следует осторожно, не всем детям
оно полезно! Если ребенку не по себе, он должен
сразу открыть глаза.
«Лягте на пол (положите голову на парту) и
закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании,
почувствуйте расслабление с каждым выдохом.
Затем мы начинаем процесс расслабления каждой
части тела: сначала напрягая мускулы, а затем
расслабляя их. Теперь представьте себя
спускающимся в лифте. Во время спуска
почувствуйте себя спокойнее. Считаю: пять, четыре,
три, два, один. Вот лифт опустился, вы выходите из
него в открытое поле. Тепло и солнечно. Вы гуляете,
затем ложитесь на мягкую свежую траву. Сейчас вы
видите чистый белый свет. Он полон тепла и
энергии. Постепенно охватывая ваше тело,
наполняет вас энергией. Откройте глаза,
почувствуйте себя обновленным и энергичным».
После такого упражнения можно переходить
непосредственно к теме. Например, изучая
кровообращение, учитель предложил детям
представить себя белыми кровяными тельцами,
циркулирующими в человеке. Сначала ребята
зрительно представили себе артерии,
пронизывающие все тело, и путешествовали по ним,
а затем прошли через сердце. Ученики поняли,
какую роль играют белые тельца в иммунной
системе и каково их значение в борьбе с болезнями.
На уроке истории ученик представляет себя
известной исторической фигурой в ситуации
выбора и наблюдает мысли и эмоции, которые
сопровождают принятие важного решения.
Метафора
Метафорическое мышление создает связи между
двумя словами или идеями, которые в обычном
понимании не связаны между собой, но имеют что-то
общее. Обсуждение сходства и различий может
привести к более полному пониманию сущности
явлений. Метафорическое мышление побуждает
учеников исследовать эти связи, делая
интуитивные прыжки. Гордон описал несколько
уровней метафорического мышления. На первом
уровне человек просто анализирует два объекта
или две идеи, выявляя очевидное сходство между
ними. На следующем – описывает эмоции,
возникающие от установления сходства. Потом
можно отождествить себя с другим живым существом.
Например, влезть в шкуру краба и передать его
мироощущение. И на последнем уровне происходит
отождествление с неживым объектом.
Метафора побуждает учеников не только создавать
связи между понятиями, но видеть то, что лежит в
основе. Например, сравнивая социальную революцию
с вулканом, ученику придется сначала исследовать
общие принципы, уяснить основополагающую
функцию каждого объекта метафоры.
Другим ценным качеством метафоры является то,
что она вызывает споры. Возникают вопросы, на
которые нет готовых ответов.
Как использовать метафору в классе? Во-первых,
надо точно решить, чему вы хотите научить, какой
основной принцип выбирается для сравнения. Затем
придумайте несколько метафор и отберите одну,
которая лучше передает суть, обратите внимание
на существенные различия между объектами
сравнения. Напишите примерный план урока, то, как
вы подведете учеников к выбору вашей метафоры.
Вот практический пример. Тема – почки человека.
1. Что я хочу, чтобы ученики узнали о почках? Как
они действуют и в чем их важность для
человеческого организма.
Как же они действуют? Они фильтруют отходы.
Как они фильтруют отходы? Они сортируют частицы:
некоторые пропускают, другие задерживают.
В чем состоит важность почек для организма? Почки
отделяют отходы, и поэтому кровь может получать
больше необходимых питательных веществ.
2. Что так же действует, как почки, фильтрует и
сортирует? В этом месте просто позвольте
различным мыслям прийти вам в голову, не
форсируйте процесс, но будьте восприимчивы к
образам или неясно сформированным идеям. Есть
топливный фильтр и фильтр для кофеварки,
существуют различные сортировщики: для гравия,
для яиц, перфокарты.
Все мои метафоры являются сортировальными
устройствами. Какое из них очищает циркулирующую
систему? Топливный фильтр. Знаком ли кто-нибудь в
классе с его работой в достаточной степени, чтобы
понять метафору? Думаю, что нет. Ладно, можно
использовать ее позже. А сейчас найдем другое
сравнение, ясное. Например, кофейный фильтр, но я
должен дать понять ученикам, что почки отделяют
не только твердое от жидкого.
А чем сортировщик гравия отличается от почек? Он
не является циркулирующей системой, сортирует
примитивнее, только по размеру, а почки
используют более сложные критерии.
3. Как же это все объединить? Сначала я использую
сортировщик гравия и фильтр кофеварки, чтобы
представить концепцию отбора и разделения. И мы
будем исследовать, в чем сравнение подходит, а в
чем нет. Затем расскажу о других сортировщиках и
попрошу учеников дать свои примеры, которые мы
будем обсуждать и сравнивать. Главное – найти
пример такого сортировщика, который очищает
циркулирующую систему и фильтрует отходы. Если
им трудно, придется самому предложить топливный
фильтр или фильтр бассейна.
Метафоры можно использовать в начале урока для
того, чтобы вызвать интерес к материалу. Один
учитель начал свой урок о Французской революции
с изучения структуры управления школой. Если
ученики поймут, как власть действует в их
учреждении, им будет интереснее борьба за власть
во Франции XVIII века.
Метафоры можно сочетать со зрительным
воображением.
Механистический подход к обучению, стандартное
тестирование и оценочное образование лишают
программу души – непосредственности и чуда. А
бездушная программа подобна машине, которой не
хватает энергии. Развивая интуицию, мы можем
вернуть в наши классы душу и энергию жизни.
Межпредметные связи
Школьная программа основана на учебных
предметах, хотя материал часто преподается
способом, который не отвечает потребностям и
интересам учащихся. В целостном образовании мы
стараемся создать определенные связи. Одна из
главнейших – связь между личностью ученика и
предметом. Если учителю удается затронуть
внутренний мир ребенка, предмет становится менее
абстрактным и безразличным для него. Важно также
подчеркивать связь между предметами, используя
различные объединяющие подходы. И наконец,
именно учебные предметы могут позволить
ученикам ощутить свою связь с обществом.
В последние годы мы видим движение в сторону
интегрированного обучения. Оно происходит на
различных уровнях. Первый –
мультидисциплинарный. Обучение разделено на
предметы, но учитель истории, например, на своем
уроке ссылается на литературу или искусство
определенного исторического периода.
Второй уровень – междисциплинарный. Несколько
предметов объединено вокруг изучения одной темы
или проблемы. Например, исследуя проблему
городского транспорта, ученикам придется
изучить экономику, политологию, дизайн,
математику.
Последний – трансдисциплинарный уровень.
Несколько предметов объединено вокруг большой
значимой темы. Такие темы, как нищета и
жестокость в обществе, требуют широкого
интегрированного подхода.
Сочинение рассказа
Примером трансдисциплинарного подхода служит
метод «моделирование истории», разработанный
Сюзан Дрейк и ее коллегами. Этот подход
основывается на значимости истории-рассказа как
способе осознания собственного опыта. Рассказ
обязательно связан с культурой или субкультурой,
в которой живет рассказчик. Поэтому не может быть
единственной версии истории. Существует также
всеобщая история, которая соединяет личность и
культуру и размещает их в беспристрастном
широком контексте. Ученик может начать
составление рассказа с настоящего, с того, что
его сейчас волнует (образование). Он говорит о
беспокойстве по поводу оценочного подхода,
содержания обучения, школьной реформы. От
настоящего ученики переходят к прошлому. В
образовании издавна существовал конфликт между
прогрессивными и традиционными взглядами, когда
информация исходит только от учителя, а обратная
связь осуществляется через письменные тесты.
После изучения прошлого и настоящего ученики
готовы взглянуть на будущее. Они разрабатывают
его модель, создавая идеальную и предполагаемую
истории. Идеальная – каким они хотели бы видеть
будущее. Предполагаемая история включает оценку
реального положения и его влияния на идеальную
картину. Например, озабоченность отчетностью
может привести к обучению, основанному на
тестировании, слишком жесткому, чтобы проследить
индивидуальные и групповые особенности. После
создания идеальной и предполагаемой историй
ученики формируют новую историю, которая
является синтезом этих двух. При этом они
пытаются спланировать конкретные действия.
Обсуждения в группах, презентации, выставки.
Может быть, в результате их работы появится
проект новой модели образования. Главное – чтобы
тема была значима на всех уровнях.
Единый поток
Хотелось бы кратко рассказать об объединяющем
обучении. Эти исследования начались еще в 60-е
годы под руководством Г.Брауна и сосредоточились
на связи познавательной и эмоциональной сторон
образования. В 70-е годы в область изучения вошли
понятия «внутриличностное», «межличностное»,
«внеличностное», «трансличностное».
Внутриличностное относится к внутренним
переживаниям ученика. Мы пытаемся облегчить
получение знаний о самих себе и помогаем детям
привести эти знания в гармонию. Следующий аспект
– отношения с другими людьми. Как человек
воспринимает других и общается с ними. Затем
социальные структуры, которые объединяют опыт
учеников: школа, общество. Трансличностное
обращается к космическому или духовному опыту
человека.
Жан Шлейфер, учитель литературы, демонстрирует,
как ученики создают личностную связь с романом,
особенно с любимым персонажем.
«Закройте глаза. Погрузитесь в свое личное
пространство. Теперь постарайтесь увидеть
значимого для вас персонажа книги. Разместите
его в привычном для него месте или, наоборот, в
неожиданном, более привычном для вас.
Попытайтесь разглядеть каждую его черточку.
Какого цвета волосы? Какой длины? Вьются ли они?
Поглядите ему в глаза. Как он стоит? А ходит? Во
что он одет? Когда будете готовы, откройте глаза.
Опишите внешность персонажа.
Выберите из своего описания одно слово,
передающее сущность этой личности. Запишите его
на листе бумаги. Теперь напишите противоположное
слово – только одно. Прокомментируйте ваши слова.
Теперь на обратной стороне листа нарисуйте
карандашом или красками, как вам видится этот
герой. Не пытайтесь рисовать портрет, только
очертания, линии, цвета, образ».
Занятия, предложенные Глорией Кастилло,
объединяют разные предметы: физику, язык, театр и
движение.
Разговоры о Солнечной системе.
«Будем как Солнце…» Расскажите о себе. «Я –
Солнце. Очень большая звезда. Очень горячая. Мой
жар дает энергию Земле».
А вы – Земля. «Я – Земля. Я обладаю воздухом,
водой, растениями и животными».
Поговорите между собой. Интересно, о чем могли бы
говорить Солнце и Земля? Пусть этот «научный»
разговор будет театрально-импровизированным. Не
поправляйте учеников, если они допустят неверные
утверждения. После уточним, найдем
дополнительную литературу. Так можно оценить,
что ребята знают о Солнце и Земле. Включим в игру
и другие планеты Солнечной системы. А теперь –
«танцы». В танце передаем вращение планет вокруг
Солнца, смену дня и ночи. Создаем хоровод
Солнечной системы.
Соединяя предмет с социумом, Сандра Ньюбай
предлагает ученикам выпускать газету,
записывать интервью, создавать видеофильмы,
основанные на встречах вне школы.
Перемены
Изменения внутренне заложены в жизни школы.
Ученики растут, учителя тоже меняются. Изменения
– естественная, органичная часть жизни. Мы
просто пытаемся им соответствовать. Я полагаю,
что многие административные улучшения – мнимые,
поскольку мы улучшаем нечто абстрактное (образец
или программу), вместо того чтобы приспособиться
к естественным процессам. Не сопротивляться, не
исправлять искусственно что-то в учениках, в себе,
а напротив, создать нечто жизнестойкое и
энергичное.
Имея основное направление, избегайте детальных
планов. Планы умирают, если противоречат течению
жизни.
Школа не фабрика, а сложный живой организм,
который развивается – изменяется через
осознание целей и глубокого смысла внутреннего
движения.
В этом процессе возрастает роль личности учителя.
Конечно, программа важна, но целостное
образование в руках учителя, ориентирующегося на
преобразования, становится созидающим.
Также важна роль директора школы. Он должен
поддерживать учителей. Директор, конечно, имеет
свой взгляд на школу.
Каким может быть этот взгляд? Прежде всего в
нашей школе мы заботимся о детях, об их учебной
работе и хотим, чтобы они видели «союз знаний».
Другими словами, позволяем им понять, как
предметы связаны между собой и какое отношение
они имеют к ним самим. Мы заботимся о том, как дети
думают, и особенно поощряем творческое мышление.
Мы заботимся о физическом развитии учеников. Мы
надеемся объединить тело ученика и его ум, чтобы
им было хорошо вместе.
Мы заботимся о том, как ученики относятся к
другим людям и к обществу в целом. Мы
сосредотачиваемся на навыках общения и по мере
развития учеников поощряем использовать эти
навыки в деятельности. Мы приветствуем общество,
которое приходит в школу, особенно людей
творческих. Больше всего мы заботимся о
внутренней сущности учеников. Осознаем, что их
вклад в жизнь планеты в конечном счете будет
зависеть от глубинной сути, а не от учебных
навыков. Мы можем поощрять духовный рост ученика
только работая над собой.
Перевод Н. ОКТЯБРЕВОЙ
по книге «Холистическое образование».
Торонто, 2001 г.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|