Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 3.  ОБУЧЕНИЕ И ПОЗНАНИЕ

Чери ФУЛЛЕР – опытный педагог. Она начала свою карьеру в качестве учительницы начальной школы, затем работала в колледже, теперь преподает в Университете Оклахомы. Профессор, жена, мать троих детей, автор многих книг – практических рекомендаций по работе с детьми в классе, в семье.

Чери ФУЛЛЕР

Подберите ключ к обучению своего ребенка

Урок для всех – и для одного

Каждый ребенок учится по-своему
В недавнем исследовании Техасского образовательного агентства было показано, что 95 процентов учителей средней школы используют главным образом лекционный метод. Но другое исследование показало, что лишь 25 процентов учеников лучше воспринимают информацию на слух и выносят какую-то пользу из лекций. Еще 30 процентов учеников воспринимают информацию зрительно – в процессе обучения им нужно показывать слайды, изображения и картинки. Примерно 15–20 процентам детей требуется практический опыт, а 30 процентов учеников лучше воспринимают комбинацию различных методов обучения.

Отличия и способности
Можно ли назвать лису неспособной, если при остром слухе, улавливающем звук на расстоянии двадцати миль, она не умеет летать? Многие известные люди столкнулись в школе с трудностями из-за того, что учились по-другому, но именно благодаря этим отличиям и развились их таланты, мастерство и умственные способности и они смогли внести свой вклад в развитие общества и мира.
Уинстону Черчиллю трудно давалось чтение: обладая дефектом речи, он в придачу был гиперактивным. Его определили в класс, где учились самые слабые ученики.
Альберт Эйнштейн несколько раз не мог сдать экзамен по математике. Его учитель говорил ему, что он слишком много мечтает и очень медлителен.
Луи Пастер провалился на вступительных экзаменах в медицинскую школу и был известен как тугодум и зубрила.
Томас Эдисон, у которого были серьезные проблемы с памятью, рассказывал о школе: “Я помню, что мне никогда не удавалось хорошо учиться. Я всегда был среди отстающих и чувствовал, что учителя меня недолюбливали, а отец считал тупицей”.
Обладая ужасным почерком, проблемами с речью, трудностями с абстрактными математическими понятиями или чтением, эти люди нашли способы, как обойти или компенсировать свои недостатки.

Дети – глаза
Будучи проницательным наблюдателем, во время семейных путешествий на машине малыш Люк всегда замечал то, что пропускали его братья и родители. Он рано стал разбираться в цветах и предпочитал собирать головоломки, рисовать и смотреть телевизор, а не буянить или играть на улице. Он был самым тихим ребенком в семье. Если и говорил что-либо, то всегда кратко и обдуманно. В классе он часто отключался и находил за окном какой-нибудь объект для изучения или рисовал ракету или самолет.
Ребенок наверняка обладает зрительным стилем обучения, если он:
– при чтении книги нуждается в картинках, чтобы понять содержание;
– лучше справляется с рутинной работой и домашним заданием, когда перед ним лежит список того, что нужно сделать;
– хорошо запоминает лица и быстро забывает имена;
– замечает появление в комнате новой картины или предмета, новую прическу своей матери или изменения на классной доске объявлений;
– в социальной группе больше предпочитает наблюдать за другими, а не действовать самому.

Дети – уши
У Эми мозг работает, как магнитофон. Она может вспомнить то, что вы сказали три недели назад. По сравнению с мальчиками девочки вообще чаще одарены аудиторными и вербальными способностями.
С раннего возраста Эми нравилось общаться со своими братьями, сестрами и друзьями. Она рано стала разговаривать и обладала очень красочной речью.
В классе Эми считают любимицей учительницы, потому что ее часто вызывают. Эми легко выполняет устные задания и быстро отвечает на вопросы учителей. Но она не чувствует себя любимицей, когда получает замечания за разговоры во время урока. Эми писала слова так, как слышала, поэтому у нее много орфографических ошибок. Ей трудно запомнить таблицу умножения, выполнить тесты по математике. Как и большинство детей с аудиторным стилем обучения, она шевелит губами или шепчет, пытаясь запомнить факты, правописание слов.
Ребенок обладает развитыми аудиторными способностями к обучению, если он:
– способен выполнить задание, прослушав его лишь один раз;
– любит слушать музыку и обожает, когда ему читают вслух;
– легко запоминает телефонные номера, коды или имена;
– может сосредоточиться, слушая лекцию или презентацию;
– легче решает проблемы, проговаривая их вслух.

Ребенок – егоза
Карен росла очень активным, энергичным ребенком. Она научилась кататься на велосипеде раньше, чем другие дети во дворе, и постоянно была в движении.
В детском саду Карен особенно нравилось лепить животных из пластилина, рисовать пальцами, играть на улице, качаться на качелях и взбираться по лестнице. Она могла слепить корову с самыми правильными пропорциями, но когда нужно было нарисовать круг, ее линия выходила за пределы листа. Когда Карен было четыре года и дети стали учить в саду алфавит, у нее возникли проблемы с различением букв. Буква у нее не связывалась со звуком.
Как и многие кинестетически одаренные люди, Карен не особенно беспокоится о своей внешности. Девочка слишком занята проектами, компьютером или долгой поездкой на велосипеде. Она очень увлекается спортом, и у нее остается еще масса энергии.
Такие дети, как Карен, наиболее эффективно обучаются в действии – участвуя в экспериментах, демонстрациях и, если им разрешают, путем метода проб и ошибок. Им надо, чтобы работали мускулы. Но в школе дети в основном сидят, пишут в тетрадках, заполняя пространство между узкими линейками.
У ребенка преобладает активный стиль обучения, если он:
– лучше помнит то, что было сделано, а не сказано или прочитано;
– учится всему на своем опыте;
– всегда склонен потрогать вещи, даже если это запрещено;
– нуждается в активном контакте с родителями, детьми и учителями и если не получает ожидаемого внимания – объятий, похлопывания, – будет пихать, толкать и щипать своих одноклассников или братьев и сестер;
– такой активный, что через несколько минут после того, как его аккуратно одели, у него оказываются развязанными шнурки и торчит рубашка.
Очень важно осознать свой стиль обучения и стиль обучения ребенка, чтобы не мешать, а помогать ему в учебе!

Как выяснить свой стиль обучения?

Как вы ведете домашнее хозяйство?
Лозунг родителя с развитыми зрительными способностями: “Все должно быть на своих местах”. Записи, бумаги, семейные документы – все собрано на полке над рабочим столом; на столе нет никаких кип. Когда бы вы ни пришли, дом прибран, словно к приходу гостей. Это может привести к отчаянной борьбе между матерью и ребенком, когда тот достигнет подросткового возраста.
Дом другой родительницы, Андреа, у которой аудиторный стиль обучения, может показаться немного хаотичным, но она прекрасно знает, где находятся все вещи, и может легко сконцентрироваться на работе, даже если на ее столе лежат несколько бумажек или стопок документов. Общение очень важно для Андреа, гостеприимство и открытость делают ее дом приятным местом для детей. Ее любимая фраза: “Давай поговорим об этом”. Андреа часто объясняет детям, как и что делать, и раздражается, когда дети не слушаются ее. Иногда сыну кажется, что мать слишком много объясняет и говорит.
Родитель с кинестетическим стилем обучения обычно пишет на холодильнике: “Лучше творческий беспорядок, чем аккуратное бездействие”. Из всех трех типов мам такие меньше всего зациклены на порядке и меньше всего расстраиваются из-за беспорядка, они же и самые веселые. Строгим порядком в доме жертвуют ради игр и проведенного с детьми времени. Все это очень весело и замечательно, особенно если у мужа не преобладают зрительные способности и он не требует совершенства во всем, не ставит превыше всего порядок.

Как вы учитесь чему-то новому?
Как бы вы научились работать на новом компьютере?
Прочитали бы учебник и изучили массу диаграмм, чтобы научиться пользоваться компьютером? Если да, то у вас ведущими являются зрительные способности.
Возможно, вы бы выбрали подход: “Дайте-ка мне повозиться с компьютером, чтобы разобраться в нем”. Тогда у вас, наверное, больше развиты кинестетические способности.
Или вы, как и я, предпочли бы, чтобы вам кто-нибудь объяснил, как действует эта машина, используя главным образом аудиторный и вербальный методы?
Или захотели бы комбинировать эти методы?
Обучение происходит эффективнее, когда во время практики и тренировки мы подчеркиваем способности ребенка, а не его слабости.

Несколько стратегий
при обучении ребенка с кинестетико-тактильными способностями дома и в школе.
– Выложите на дощечке слова из теста или крема для бритья.
– Назовите страну, океан, континент и скажите: “Начали”. Тот, кто быстрее пробежит через всю комнату и правильно укажет место на глобусе (карте), выигрывает этот раунд.
– Для тренировки правописания и решения математических задач ученикам с кинестетическими способностями идеально подходит переносная магнитная доска для письма/рисования (ею удобно пользоваться в машине, на столе или там, где мало места).
– Проверку географических или исторических фактов можно устроить, когда ребенок прыгает на батуте или бросает мячи в баскетбольную корзину.
– Ученикам (особенно в младших классах) следует давать время отдохнуть и поиграть после школы, перед тем как переходить к домашним заданиям.
– Помогайте ребенку содержать свое рабочее место в порядке, чтобы там не было отвлекающих внимание вещей.
– Помогите ему разбить время выполнения домашнего задания на небольшие периоды. Засеките, когда он начнет работать, и через двадцать минут сделайте небольшой пятиминутный перерыв, чтобы можно было съесть печенье или поиграть с собакой, а потом продолжать работу.
– Поместите на видное место записную книжку с домашними заданиями или календарь с расписанием на весь день. Для некоторых учеников даже лучше наклеить расписание на обложку тетради, которую он носит на все занятия.
– Помогайте ребенку выполнить домашнее задание, консультируйте его и поддерживайте, но ни в коем случае не делайте за него. Это очень важно, особенно в младших и средних классах, если вы хотите, чтобы к девятому классу ребенок самостоятельно работал.
– Разрешайте своему дошкольнику готовить с вами на кухне и обучите его какому-нибудь простому рецепту. Занимаясь кулинарией, он узнает о мерах объема, температуре, времени, о дробях и других математических понятиях.
– Старайтесь как можно чаще обнять ребенка, похлопать его по плечу и оказать другие знаки симпатии и одобрения. Двигательно активные дети очень нуждаются в физических знаках внимания, и это у них с возрастом не проходит.

Плеер – это круто!
Чистая кассета и магнитофон – великолепные обучающие средства для детей с аудиторными способностями. Этот метод нравится и детям с развитыми кинестетическими способностями, особенно если они могут слушать кассету на плейере и одновременно двигаться.

Положите материал на знакомую мелодию
Люди с развитыми аудиторными способностями и музыкально одаренные дети очень любят учиться таким образом. Музыка помогает ученикам запоминать информацию, будь то формула по алгебре, историческая дата или испанские слова. Положить информацию на мелодию полезно при запоминании и математических правил, и правописания слов. Для большинства детей музыка – это развлечение, и занятия с музыкой дольше удерживают их внимание. Что еще важнее – музыка стимулирует работу правого полушария, в то время как речь связана с левым полушарием. При совместной работе обоих полушарий значительно улучшается память, а процесс обучения происходит более плодотворно. Стихотворный ритм и рифма также способствуют запоминанию, особенно у людей с развитыми аудиторными способностями.

Структура сервиза
Детям приходится запоминать массу информации, кажущейся для них бессмысленной: в возрасте с пяти до двенадцати лет дети думают скорее конкретно, чем абстрактно.
Эта проблема особенно касается тех, у кого развиты кинестетические способности и пространственное воображение. Эффективность их обучения и мотивация значительно снижаются при выполнении упражнений, связанных с бумагой и ручкой. Такие дети лучше усваивают материал, когда они дотрагиваются, видят, слышат и ощущают реальные вещи.
Домашние обязанности, сортировка белья для стирки, сервировка стола, – хорошая практика для усвоения структуры (основного математического навыка) и распределения по категориям.
Самые важные понятия, которые должны усвоить дошкольники, – что одинаковое, а что разное, что больше, а что меньше. Лучше всего они усваиваются на конкретных предметах и повседневных вещах. Положите в ряд несколько предметов и спросите: “Чем эти вещи похожи? Чем они отличаются? Какая из них самая большая?” Наполните три стакана водой, чтобы в каждом стакане было разное количество жидкости, и спросите: “В каком стакане воды больше?”
Читая ребенку вслух, перед тем как закончить рассказ, сделайте паузу и задайте вопрос: “Что произойдет потом?” Это позволит развить навыки дедукции при обдумывании и решении математических задач.
В магазине ребенок может подсчитать, сколько нужно заплатить за покупку, взвесить продукты на больших весах. Вы можете привлечь внимание ребенка-спортсмена к спортивной статистике в газетах.

Большая доска
Очень хорошо поместить в комнате ребенка с кинестетическими способностями учебную доску. На ней он может писать слова или готовиться к контрольным. Закрывающиеся боковые секции можно раскрасить яркими рисунками. Если эта доска для маркеров, то ее можно разукрасить цветными маркерами, а если она черная или зеленая, то тогда подойдут цветные мелки.
Пусть ребенок сначала напишет слово в воздухе, а потом на доске, проговаривая каждую букву, а затем произнося каждое слово. Он может водить по буквам двумя пальцами, пока слово не сотрется. Потом пусть ребенок закроет глаза и попытается “увидеть” или нарисовать в уме правильное написание слова. А накануне контрольной кто-нибудь из родителей может диктовать слова, а он будет записывать их на доске.
И самое интересное, что накануне ответа в школе ребенок может “преподавать” материал всей семье. В ходе активного обучения ребенок может хорошо усвоить понятия, объясняя их кому-нибудь другому. Исследования показали, что человек, объясняющий материал, усваивает 90 процентов всей информации. Ребенку даже может понравиться преподавать! Ученики с развитыми кинестетическими способностями могут стать самыми динамичными и эффективными учителями.

Полезные игры
Учителя обнаружили, что многим детям не хватает навыков, которые они обычно приобретают дома, играя в различные игры и карты. Играя, дети усваивают такие математические понятия, как счет, способность различать; учатся решать задачи, совмещая это с общением с друзьями и развлечением. Игры на доске, такие, как шашки, шахматы, монополия, предлагают миллионы возможностей для развития вербальных, математических и мыслительных навыков, которые потребуются детям при выполнении интеллектуальных заданий. Пачка игральных карт – это одна из самых дешевых и лучших “образовательных игрушек”.

Карточки в кармане
Напишите с одной стороны карточки название государства, а с другой – столицу (при желании можно добавить рисунок). Французское слово с одной стороны, перевод – с другой. По истории, биологии или литературе: вопрос на одной стороне, ответ – на другой.
Любой младший школьник может написать букву алфавита на одной стороне карточки, а на другой – нарисовать соответствующую картинку цветным фломастером или карандашом.
Каталожные карточки удобны для использования: их можно положить в карман и вынимать несколько раз в день, чтобы прочитать и повторить материал: стоя в очереди или, улучив свободную минутку, в классе. Каталожные карточки легко поместятся в кармане ребенка, а также в рюкзаке – это замечательный способ учиться на ходу. Если ребенок любит все цветное, то для каждого занятия можно приготовить карточки другого цвета.

Умственные карты
Эти карты, которые еще называются семантическими, или обучающими, представляют информацию с помощью рисунков.
При составлении умственной карты используются зрительные и вербальные навыки, то есть задействованы оба полушария, что улучшает процесс обучения и запоминания. Создание карты помогает ученику увидеть и осознать связи между ключевыми понятиями и улучшает понимание материала. Главная тема располагается в середине, а связанные с ней вопросы помещаются в виде подтем, располагаются вокруг и соединяются с главной темой линиями.
Составив карту, ученик должен с кем-то обсудить нарисованную информацию – с одноклассником, небольшой группой учеников или с родителями.

Разноцветные строчки
Другой способ, который позволяет ученикам со зрительным типом восприятия подчеркнуть свои сильные стороны, – это выделение важной информации, которую нужно выучить. Он полезен и ученикам с кинестетическими способностями: записывая, они занимают свои руки. Ученику надо купить несколько разноцветных маркеров, причем каждый цвет будет отвечать за определенную информацию. В английском языке можно выделить зеленым существительные, голубым – глаголы, желтым – прилагательные и наречия, а розовым – союзы.

Работа в школе

Использование магнитофона
Брэд – ученик шестого класса, обладатель выраженного слухового стиля обучения. Он не всегда успевает записывать лекции и понимать задания, так как моторные навыки Брэда слегка отстают в развитии. Он носит с собой в школу маленький магнитофон и записывает на пленку лекции и задания к упражнениям, а потом дома еще раз прослушивает их, прежде чем приступать к домашней работе. Он также начитал на пленку два учебника и иногда слушает эти записи.
Ученики могут наговаривать на пленку сочинения и рассказы, прежде чем написать их.
Учить каждый день по-разному
Объясняя новый материал, учитель может менять стиль обучения, каждый раз задействуя различные навыки учеников.
Различные результаты для разных учеников
Еще один способ, позволяющий преподавателю корректировать учебный процесс с учетом стилей обучения всех учащихся, – установить для разных учеников различные результаты, которых они должны добиться в ходе выполнения задания и по которым их будут оценивать.
Например, вместо того чтобы писать сочинение по прочитанной научной статье или художественному произведению, ученик с кинестетическим типом восприятия может сделать диораму, придумать и провести эксперимент, нарисовать карту, разработать обучающую игру и т.д. Учащийся со зрительным типом восприятия может нарисовать плакат, снять небольшой видеофильм, разработать хронологическую таблицу или рекламную брошюру для всего класса. Ученику со слуховым типом восприятия можно предложить придумать и записать радиорепортаж, сделать устную презентацию темы перед классом или написать газетную статью, заметку или речь. Трое учащихся с различными типами восприятия могут объединиться и создать документальный видеофильм по теме. Использование компьютера в ходе выполнения таких заданий подходит для всех типов учащихся.
Позволяя использовать калькулятор на уроках математики или наушники “без музыки”, если посторонний шум отвлекает ребенка, мы учитываем индивидуальные различия детей в стиле учебы, помогаем справиться со своими недостатками, что значительно повышает мотивацию, снимает раздражительность и недовольство и, что важнее всего, способствует повышению успеваемости.

Умение слушать
Существует еще один способ эмоционального воспитания и поддержки детей и подростков – прислушаться к их проблемам.
Для многих детей мир может казаться страшной пустыней. Туда должны прийти родители и учителя, чтобы успокоить ребенка и помочь ему справиться с естественными страхами детства и юности.

По книге “Подберите ключ к обучению своего ребенка”.
Издательство “Попурри”, Минск, 1998 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru