ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 2. ЦЕННОСТИ И ОЦЕНКА
Ориентиры в школьном измерении
Зачем нужен учитель? Спросите об этом
ребенка. Он ответит: «Ставить оценки». Что в
первую очередь выясняет мама у сына,
вернувшегося из школы? «Какую оценку ты сегодня
получил?» До чего же важную роль играют оценки в
школьной жизни! Сколько из-за них проливается
слез, сколько рождается обид и восторгов, обманов
и унижений, сколько мужества и благородства!
Мы, конечно, понимаем, что оценка – это не цифра
на полях тетради. Не отметка в дневнике. О-ценка –
то, что мы ценим в ребенке, в его работе, в жизни,
то, что он ценит в себе и в нас. Смысл оценивания в
проявлении и сопоставлении ценностей педагога и
ученика.
Ребенок лишь начинает осознавать, формировать
свою систему приоритетов. А вот учителю, родителю
необычайно важно отдавать себе отчет в том, что
каждым словом, поступком он оказывает влияние на
этот процесс. Оценивание ребенка должно
начинаться с самооценки педагога, с умения
отрефлексировать собственную деятельность,
выявить ее нравственные, этические основы. Даже
простая передача информации, знаний связана с
личностной позицией учителя. Признаем ли мы за
учениками право на собственное мнение? Всегда ли
можно принять позицию ребенка? Каким должен быть
педагог, чтобы его воспитанники стали
независимыми, цельными людьми? Об этом
размышляют Э.Бойер и М.Адлер.
Дети бывают замечательные, но такие разные…
Правда, трудно вытерпеть десятки мнений, желаний,
привычек, да еще в одном классе и на одном уроке?
Хочется всех немножко упорядочить: одеть
одинаково, посадить ровненько и чтобы книжка у
всех была открыта на одной и той же страничке.
Однако если взрослый не радуется уникальности,
неповторимости (порой неудобной) каждого ребенка,
то подросток и подавно испугается того, что он
«не как все». Выше или толще, а может,
национальность другая. Как ему справиться со
своей непохожестью, со своим одиночеством в мире?
Мы взяли из книги М.Гензбиттель всего одну главу,
посвященную вроде бы частному вопросу. Как себя
чувствуют в школе, в царстве стандарта и
унификации, дети, внешне отличающиеся от
сверстников? Кроме вполне практичных,
рациональных рекомендаций и удивительно точных
профессиональных наблюдений, в тексте можно
увидеть бережное, трепетное отношение к ученику.
Нет, не к ученику – к человеку, чью личность школа
может раскрыть, а может и сломать, искалечить.
Впрочем, только ли школа? Семья тоже оценивает
детей, только оценки эти жестче, их невозможно
стереть ластиком, вырвать из памяти, как
страничку дневника. Книги А.Фабер, Г.Гриффина
обращены прежде всего к родителям, но и педагоги
найдут в них немало интересного. Оказывается,
осторожность нужна не только когда
выставляются плохие
оценки. Хвалить тоже непросто. Похвала может
подорвать уверенность ребенка в своих силах так
же, как упрек и оскорбление. Похвала может быть
знаком равнодушия и нашего взрослого невнимания
к достижениям маленьких тружеников. «Все что
угодно, но только не невнимание. От этого они
захиреют», – поучал Коровьев Маргариту в
булгаковском романе, имея в виду, разумеется, не
детей. Впрочем, кто знает, о чем думал автор,
переживший на своем веку столько хвалы и хулы. А
хотелось внимания и понимания. “Тебе же – нет
ответа...”
Однако вернемся в настоящее. Именно к
взаимопониманию и адекватной реакции на
потребности ребенка стремятся нидерландские
педагоги, проводившие исследования под
руководством профессора Л.Стевенса. Как поэтично
назвали они свой метод – «стратегия созвучия».
Конструктивные отношения взрослых и детей
предполагают равноправный диалог, взаимное
уважительное оценивание и непременное
оборачивание на себя. Самооценка подростков, их
уверенность или неуверенность в себе, их
мироощущение складываются из многих факторов, в
том числе из того, как их оценивают окружающие,
особенно такие значимые, влиятельные люди, как
учителя, родители.
Оценка – дело непростое. Суть не в том, чтобы
поменьше ругать и побольше хвалить. (И это было бы
неплохо по нашей суровой жизни.) Оценка –
довольно грозное оружие в руках педагога, но ведь
и сам он постоянно под прицелом оценивающих глаз.
Именно поэтому авторы сегодняшнего номера
стараются так подробно и скрупулезно выявить те
основания, которые стоят за нашими оценками. На
этом фундаменте мы строим всю свою
профессиональную деятельность, эту опору
предлагаем своим ученикам в период взросления.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|