Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 1.  СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Патрик КАРПАНТЬЕ – педагог, журналист, сторонник педагогической системы Френе. Карпантье считает, что можно эффективно обучать не только различным наукам, но и умению жить в обществе – ответственно и неагрессивно. Об этом его книга.

Патрик КАРПАНТЬЕ

Гражданское воспитание на практике

Ответственность –четвертая четверть свободы

Свободный ребенок в правовом пространстве
Школа сотрудничества начинается с обучения свободе и ответственности, правам и обязанностям в коллективе. Жизнь детей и взрослых строится на принципах взаимопомощи, солидарности, автономности, сотрудничества, самоуправления как для реализации совместных проектов, так и для достижения личных целей.
Законы государства заставляют отдавать предпочтение требованиям безопасности и поддержания порядка в школе по сравнению с требованиями воспитания самостоятельности и ответственности: “Нужно обучать с наименьшим риском, строго контролировать детей, держать их под опекой взрослых”.
Однако любой закон, любая норма, любой социальный институт основываются на этике, на концепции взаимоотношений человека и общества. Таким образом, конфликты между нашими школьными законами и законом государства являются этическими, концептуальными. Если государство хочет превратить школу в место, где формируется свободный человек, самостоятельный и ответственный, следует отменить правила, опирающиеся на идею отсутствия у детей обязанностей и ответственности, правила подчинения, инфантилизма, отменить правила, воспитывающие покорных людей. Школьные законы должны быть основаны на идее ребенка-гражданина.
Опыт классов сотрудничества показывает, что дети могут быть ответственными участниками совместной жизни, когда им даны права. Мы должны разработать и строго исполнять Хартию прав ребенка, которая защитила бы детей от авторитарности взрослых, от наказаний и жестокого обращения, продолжающих существовать и сегодня.

Кооперативный класс
Доминик Тибери, учитель-методист, член ICEM (Институт сотрудничества современной школы) обучает воспитанников умению отстаивать свои права в кооперативном совете класса.
«Кооперативный класс» – написано крупными буквами на входной двери. Вывеска напоминает детям, их родителям, учителю о главном принципе деятельности. А что такое кооперация? В начале года дети дружно ответили, что это «деньги, которые дают родители, чтобы учитель купил необходимый инвентарь». Какое ограниченное меркантильное представление! Небольшая семантическая работа позволила выявить некоторую двойственность смысла, а затем детям пришлось устанавливать необходимые для кооперации правила.
В кооперативном классе постоянно действуют всего четыре правила:
– уважай того, кто говорит;
– работа в группах – вполголоса;
– индивидуальная работа – в тишине;
– бережно относись к школьному инвентарю.
Правил не так много, но если их соблюдать, этого может быть достаточно. Каждый пункт требует разъяснений. Что означает «уважай говорящего»? Не перебивать того, кто говорит? Слушать другого, даже если ты с ним не согласен? Или же слово – это символическая встреча того, кто говорит, и того, кто слушает?
Эти нехитрые четыре строчки представляют в глазах ребенка закон и служат точкой отсчета для дальнейшей выработки правил школьной жизни. Таким образом, класс становится политическим пространством, где параллельно с обучением формируется будущий гражданин и будущий демократ.
Основа кооперации – общий сбор класса, который ребята назвали “совет”. Он действует как организационная и принимающая решения инстанция. В конце каждой недели класс собирается, подводит итоги прошедшей недели, намечает план на следующую. Обсуждается организация работы, регулируются конфликты, устанавливаются новые правила. Первым советом в сентябре руководит учитель, намечая главные задачи, распределяя обязанности. Затем “кресло председателя” по очереди занимают ученики. В обязанности председателя входит составление повестки заседания до начала совета, он следит за предоставлением слова желающим высказаться, за соблюдением повестки, направляет дискуссии к принятию решений. Четыре глагола, записанные на стене, – предложить, обсудить, решить, выполнить – служат основой при рассмотрении важных вопросов. Председателю помогает секретарь, который фиксирует все в тетради, прежде чем записать выводы на стенде, посвященном жизни класса.
Чтобы совет реально действовал и пользовался доверием детей, он должен быть эффективным. То есть вопросы обсуждаются демократически, а принятые решения исполняются. Совет наполнен детскими заботами, содействующими сплочению класса. Вот что мы традиционно включаем в повестку, вывешивая на стенде листы с соответствующими заголовками, куда каждый может в течение недели вписать свою строку:
Итоги, проблемы и трудности
Счета кооператива: слово казначеям
Абонемент-переписка: кто что берет? кто что делает?
Я предлагаю
Мне понравилось
Мне не понравилось
Прошу о помощи
Попросить о помощи – это признаться в неудаче, в слабости. Невозможная вещь в обычной школе, где все ориентированы лишь на успех, а за ошибки наказывают. Между тем признаться в том, что испытываешь трудности, – значит проявить желание их преодолеть. Если в классе есть возможность сказать всем о своих проблемах, то неудача воспринимается как обычная временная трудность, которую легко преодолеть с помощью товарищей. Таким образом, особое значение приобретает работа в группах и сотрудничество.

Честь не продается
Директору недавно позвонила женщина. Она купила у одного из учеников школьную газету за 10 франков. Просмотрев ее, она с удивлением обнаружила, что цена – всего 5 франков. Мадам решила предупредить учителей. Директор сообщил горе-коммерсанту, что факт обмана стал известен. Мальчик по имени Фредерик пообещал, что пойдет к пострадавшей, извинится перед ней и вернет деньги. Классный руководитель, узнав о криминальной истории, решает подождать совета, посмотреть, будет ли включен этот вопрос в повестку.
Началось заседание. Председатель Шарлин объявляет: “Сегодня шесть просьб о помощи, школьная газета, необходимо заменить вышедший из строя скоросшиватель, два предложения (написать сочинение о динозаврах и о Столетней войне)”. И так далее. Среди прочих пунктов – отчет ответственных за продажу школьной газеты о выручке. Фредерик молчит. Неожиданно вмешался одноклассник Оман, который случайно оказался в курсе. Его рассказ вызвал бурную реакцию:
– Вор!
– Он просто хотел заработать денег!
– Теперь пятно ляжет на весь класс, и мы не сможем больше продавать нашу газету.
– Это нечестно – воспользоваться общей работой, чтобы наживаться самому.
– Он обворовал не только покупательницу, он обокрал весь класс.
– Нужно немедленно возвратить деньги.
– Лучше подарить ей новую газету.
Решено поручить это Фредерику. А чтобы он снова не обманул кого-нибудь, класс решает послать с ним сопровождающих.
Одержимые желанием “сохранить лицо” в глазах общественности, дети забывают осудить и наказать Фредерика. А сам Фредерик? Не хотел ли он привлечь к себе внимание своим поступком? Это вполне вероятно. Ведь он рассказывал некоторым ученикам об удачной сделке. В любом случае класс ответил на его действия, предложил способ исправить ошибку, защитить коллективную честь. Фредерик не отвергается детьми, он принимает их решение как единственное наказание, а то, что о его проступке не сообщается родителям и администрации школы, усиливает идею автономности класса, способного самостоятельно регулировать свои конфликты.

Запретить жестокость
Невежливость, неуважение законов, жестокость окружают нас в мире. Общество не чувствует себя спокойно, утрачены идеалы, ориентиры, царит индивидуализм. Зло незаметно проникает и в школу. Есть множество объяснений: безработица, отсутствие групповой идентичности, увеличение количества иммигрантов, социальный разрыв… Список не исчерпывающий, что осложняет задачу, когда речь идет о том, чтобы сдерживать развитие этих явлений. Нет ничего более “естественного”, чем доверить миссию защиты подрастающего поколения школе... посредством министерских приказов?
Жестокость в кооперативном классе запрещена. Это правило устанавливается тогда, когда появляются первые конфликты, которые дают возможность поговорить о жестокости во всех ее проявлениях. Как только понятие о жестокости сложится, она запрещена, и это не обсуждается.
Каждый день приносит вереницу жалоб: «Алексис написал на моем стуле! Тиффани ставит подножки! Франк обзывается!». Подобные случаи рассматриваются на каждом совете. Взрослые так редко выслушивают истории детей, что, когда им дают слово, они не могут остановиться. Этот “жалобный” поток будет выслушан по многим причинам. Во-первых, запись жалобы на стенде «Мне не понравилось» действует уже как наказание. Таким образом, виновник указывается письменно. Во-вторых, возможность записать жалобу, а затем высказать ее перед всем классом сдерживает от совершения некоторых поступков, заслуживающих порицания. Теперь невозможно обижать безнаказанно. Переговоры, а не власть сильного решают спор. В-третьих, если конфликт не может быть улажен самими сторонами, то обиженный вправе рассчитывать на группу, которая будет третейским судьей.
Запретить жестокость не означает уничтожить ее, но это делает возможной дискуссию. По мере изменения конфликтов меняется и сам свод правил и норм. Если в начале учебного года был переполнен жалобами стенд «Мне не понравилось», то постепенно записи переходят на стенд «Я предлагаю». Например, отмечать нарушения закона в рабочем плане ученика, который систематически проверяется родителями, или выдавать красную карточку, которая лишит нарушителя доступа в класс во время перемены в течение одной недели. Ребенок, разрушающий деятельность группы, ограничивает свою свободу в классе. Так закладываются первые основы демократии. Не избегать конфликтов, а замечать их, обсуждать, улаживать не силой, а с помощью закона.
Конфликт – это реальность, от которой учитель не может уклониться. Демократическое пространство, в которое вступит будущий гражданин, – это по определению конфликтное пространство, где только дискуссия (не силовое решение!) может управлять жизнью общества. Дети присваивают себе статус активных граждан, учатся уважать права каждого, участвуя в разработке правил школьной жизни.

Шампунь в ботинке
Кооперативный класс – открытое пространство со своими законами, в которое дети проникают, осваивают, чтобы затем полностью овладеть им. Они учатся жить в коллективе, открываясь навстречу другим культурам, усваивают ценности, опираясь на собственный опыт, упражняются в гражданской активности, приучаясь осознавать свою ответственность. Выбор педагогики сотрудничества непрост. Он требует полной самоотдачи, порой подвергает опасности и
дестабилизирует, так как заставляет по-новому взглянуть на роль учителя в классе и передать часть полномочий детям. Вместе с тем это разделение власти, такое деликатное и хрупкое, защищает класс от произвола, от авторитаризма взрослых и от принципа «каждый сам за себя».
Каждый вторник школьный класс из Муссака посещает бассейн. В это же время в бассейн приезжает еще один класс из другого городка – Миака. Школьники из Миака покидают бассейн чуть раньше. Однажды произошел такой случай. Когда ученики муссакской школы вернулись после занятий в раздевалку, они обнаружили, что их одежда разбросана, карманы вывернуты, бутерброды исчезли, а в ботинок Жереми налит шампунь. Дети реагировали очень эмоционально: обзывали миакцев, предлагали их побить. Учитель предложил отправить факс обидчикам, но не уточнил форму и содержание послания. На следующее утро, немного поостыв, ученики составили следующий текст: «Привет, пацаны! Спасибо за сюрприз, который вы нам оставили в раздевалке – шампунь в обуви, пустые карманы. Вы оставили нас голодными, разбросали наши вещи. До свидания и еще раз спасибо. Класс из Муссака». В этот же день после обеда пришел ответ: «Мы приносим вам свои извинения и вернем все, что взяли: мячи и брелоки. Жереми, прости нас за то, что мы налили шампунь в твой ботинок. Что мы можем сделать, чтобы вы нас простили? Мальчики из Миака».
Дети обсудили ситуацию на совете. Напряжение спало, но возмущение еще оставалось. Больше не стоял вопрос о драке, и кто-то предложил пригласить обидчиков на соревнования на каноэ и искупать их как следует. Жереми выдвинул идею потребовать, чтобы всех пригласили на ужин и тем самым компенсировали съеденные в раздевалке бутерброды. Тут же был отправлен новый факс: «Привет, ребята. Мы знаем, о чем вас попросить. Пригласите нас в гости в свою школу и приготовьте для нас игры и ужин. До свидания». Телефонный звонок из Миака оповестил, что предложение принято, а о дате визита сообщат дополнительно. Этот обмен факсами опубликовали в школьной газете Муссака, чтобы показать родителям, как их дети умеют улаживать конфликты.

Созвездие советов
Каждый школьный коллектив создает свои собственные демократические структуры, руководствуясь одной общей целью: предоставить права и свободы детям любого возраста, приучая их к гражданской активности. Интересно организовано гражданское воспитание в школах имени Луи-Бютона и Анатоля Франса. Там действует пять советов:
Совет класса. Он собирается раз в неделю и имеет множество функций: управлять повседневной жизнью класса; разрабатывать правила внутренней жизни; рассматривать конфликты и следить за соблюдением правил; выбирать представителей класса в советы школы, библиотеки, двора, столовой.
Совет школьного двора. В него входят два делегата от каждого класса, и собирается он раз в месяц. Он управляет жизнью школы (передвижения, школьные мероприятия), утверждает школьные законы, регулирует конфликты.
Совет библиотеки. Два представителя от каждого класса собираются раз в неделю вместе с работниками библиотеки и представителем от учителей. Совет управляет деятельностью библиотеки (абонемент, выставки, использование аудио- и видеокабинетов), устанавливает правила поведения в библиотеке, информирует школьников о проводимых мероприятиях.
Совет школьной столовой. Представители классов собираются два раза в четверть вместе с персоналом столовой, чтобы критически изучить меню и высказать идеи по улучшению обслуживания.
Совет школы. Делегаты от классов приглашаются на этот совет раз в четверть. Они обсуждают проблемы, касающиеся всей школы, координируют все мероприятия.
Школа ставит перед собой цель дать детям возможность хорошо узнать дальнее и ближнее окружение, занять свое место в нем и расширять его границы, активно действуя.

Демократическая школа в демократическом государстве
Сегодня нам нужно показать, что участие и гражданская активность в школе возможны, и попросить у государства создать условия для распространения новаторского опыта. Речь идет о том, чтобы убедить педагогов и поддержать их начинания.
Гражданское воспитание в школе должно опираться на официальные законы.
В школе решение предоставить права и свободы детям долгое время зависело от учителя. Эта ситуация зависимости ребенка не способствует реальному осознанию ответственности, индивидуальной и коллективной. В то же время принципы демократического воспитания иногда критикуются и оспариваются взрослыми – родителями, администраторами, преподавателями. Отсюда необходимость ввести должность защитника прав ребенка, получить юридические гарантии, которые давали бы законную силу решениям, принятым на ученических советах.
Предоставить детям полномочия по управлению школьной жизнью возможно только если сами учителя будут обладать свободой действий. Чтобы дать ученикам право самостоятельно решать насущные школьные проблемы, педагоги-новаторы должны отвоевать для себя креативное пространство, поле деятельности, добиться свободы действий. Это, конечно, риск для системы, которая еще очень иерархична. Инфантилизм преподавателей, подчиняющихся администрации, считается одной из причин сопротивления педагогическим новациям. Субъективно преподаватели не хотят и не могут противостоять руководству, при отсутствии индивидуальной и коллективной самостоятельности определять содержание своей работы. Им не остается ничего другого, как проявлять власть над учениками.
Чтобы осуществить демократические преобразования в школе, чтобы преодолеть справедливые опасения (ведь препятствия на пути будут), нужна глубокая убежденность и решимость педагогов-практиков, а также опора на знание механизмов инновационных процессов, психологии группового поведения, юридических законов.
Можно сказать, что преподаватели, а также руководители центров досуга скорее отважились бы ввести новаторские методы, если бы имели реальный опыт самоуправления и могли экспериментировать с теми подходами и приемами, которые затем будут предложены детям. С начала века передовые французские педагоги исходили в своей деятельности из признания в ребенке личности, имеющей свои интересы, потребности, собственные ритмы, и гражданина, обладающего правами и свободами.
Какова цель работы, которую мы выполняем в школе? У школы сегодня есть три задачи: образование (воспитывать людей образованных, насколько это возможно), обучение (обеспечить качества, необходимые для трудоустройства) и воспитание (воспитывать граждан).
Быть гражданином – это на деле означает способность рассматривать другого как второе «я». Если взять для примера расизм, можно заметить, что он основывается не столько на отказе видеть в другом отличие, сколько на отказе признать в другом сходство. Нацисты пришли к геноциду по отношению к евреям, потому что считали их низшей расой. Если признать, что еврей такой же человек, как я, то нет оснований для расизма. Современный философ Марсель Конш говорит: «Нацист, который бы выслушал еврея, перестал бы быть нацистом». В этом суть гражданственности сегодня. Как я могу разговаривать, работать, противостоять или сотрудничать с другим, который является моим вторым «я», и как наши различия могут служить взаимному обогащению, а не отчуждению.
Школа нужна для того, чтобы научить основам гражданского воспитания, которые зачастую ни семья, ни внешняя социальная жизнь не могут дать.

О наказании
Никто не может быть судьей в собственном деле. Судья не может судить вора, обокравшего его. И только учитель в школе одновременно испытывает на себе недисциплинированность и агрессивность учеников и сам же их наказывает за это. Даже если наказание, которое учитель определяет нашкодившему ученику, справедливо, адекватно содеянному, если для поддержания порядка он использует разумные средства – даже в этом случае ребенок воспринимает наказание как несправедливость со стороны того, чей авторитет подвергнут сомнению. Для учителя речь идет о восстановлении авторитета, а нарушение равновесия ведет к тому, что ребенок учится подчиняться личности вместо того, чтобы учиться подчиняться закону.
В процессе формирования гражданской ответственности наказание должно носить воспитательный характер. Что такое воспитательный смысл наказания? С какими целями следует наказывать? Выделяются три основные функции наказания.
Политическая функция. Наказание – это не восстановление власти учителя или взрослого. Оно необходимо, чтобы напомнить о главенстве законов. Восстановить верховенство закона означает сохранить единство и сплоченность группы. Но чего стоит призыв к закону, если он несправедлив или речь идет о слишком мелочном правиле?
Этическая функция. Наказание учит ответственности за свои поступки. Не следует ожидать, что ребенок сразу научится этому, поэтому его наказывают таким образом, чтобы предвосхитить в нем становление ответственного субъекта, делая ставку на свободу личности, обращаясь с подростком как с ответственным лицом, которым он станет или по крайней мере имеет шанс стать, признавая существующие правила. Воспитательная логика опровергает точку зрения классической дедуктивной логики. Педагог делает ставку на предвосхищаемый результат.
Психологическая функция. Наказание необходимо, чтобы очертить границу, остановить произвол, различные проявления деградации, разорвать замкнутый круг зла. Уточнение цели наказания уже означает определение его формы. Она не должна быть простым ответом, дублирующим первичный поступок. Наказание имеет целью переориентировать поведение. Его цель – открыть новые горизонты для личности.

Перевод Н. РУСИНОВОЙ
по книге “Гражданское воспитание на практике”. Париж, 1995 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru