Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 1.  СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Книга Энн В. ЭНЖЕЛ и Кэрол Л. ХАН “Воспитание демократического сознания” посвящена проблемам гражданского воспитания в современной школе. Школы – это лаборатории демократии. Они имеют прямое отношение к тому типу общества, которое мы хотим построить: социальный опыт, приобретаемый ребенком в школе, используется и во взрослой жизни. Поэтому творчество учителей сегодня направлено на построение демократической школы.

Книга Энн В. ЭНЖЕЛ и Кэрол Л. ХАН

Воспитание демократического сознания

Школа во времени

Всемирные перспективы

Идея состоит в том, что демократами не рождаются, их воспитывают, и это воспитание может и должно быть обдуманным, преднамеренным. Под «демократами» здесь понимаются мужчины и женщины, овладевшие способами совместной жизни, почитающие суверенитет народа более, чем авторитаризм, подлинный плюрализм культур более, чем притеснение во имя политической партии, стремящиеся к свободе, законности, справедливости и равенству как нравственной основе общественной жизни.

Джеймс А.Бэнкс

Мы рассматриваем демократическое образование в контексте различных культур, пытаемся понять, как могут быть внедрены в сознание масс всеобщие идеи демократии, гражданской активности, образования. Мы обратимся к опыту трех стран – Великобритании, Дании и Японии – в надежде, что найдем то зеркало, в котором увидим себя.
Авторы

Великобритания
В Великобритании политику и образование принято рассматривать как две самостоятельные, изолированные сферы. Гражданское образование часто подозревают в идеологическом внушении. Те немногие, кто стал профессиональным политиком, приобрели необходимый опыт в независимых дорогостоящих пансионах или в общественной деятельности. Ученики обычных школ большей частью получают политическое образование в семье, через средства массовой информации или через «скрытые» (распределенные по нескольким предметам) курсы обучения. Как описывает Листер, «в элитных школах, например Итоне и Харроу, избранное меньшинство – родившиеся в сорочке – училось управлять, а во множестве обычных школ большинство – быдло – училось следовать». Можно соглашаться или не соглашаться с мнением, что основную массу людей готовили к тому, чтобы быть ведомыми, но ясно одно: огромное количество молодежи получало гражданское образование скорее случайно, эпизодически, чем намеренно и последовательно.

“Скрытая программа”
Интерес к гражданскому воспитанию, возникший в рамках движения за политическую грамотность, не проявился при подготовке Закона о реформе образования (1988). Правда, в национальные программы включили историю и/или географию, усвоение которых подлежало оцениванию. Гражданское же образование, вместе с экологическим и физическим, определили как межпредметное, которое «вливается» в отдельные предметы и не оценивается («скрытая» программа).
Посетитель английской школы тотчас ощущает влияние скрытой программы. Британские школьники одеты в форму одного покроя или цвета. Все носят свитера – девочки с юбками, мальчики с брюками; в некоторых школах требуют галстуки и куртки (блейзеры). Ученики средней школы обычно начинают свой день с регистрации у тьютора, а затем идут на ассамблею, чтобы послушать чтение Библии, обращение директора, речь главы местной церкви или благотворительное выступление христианской рок-группы. На территориях с большим числом эмигрантов ассамблеи, так же как курсы религиозного образования, могут подчеркнуть тему многообразия верований.
Часто классы выбирают членов школьного совета, которые планируют праздники, собирают деньги на благотворительность, обсуждают вопросы школьной формы, домашнего задания, дисциплины. В некоторых школах таких советов нет.
Курсы истории и географии – это те предметы в национальной программе, которые могли бы внести серьезный вклад в гражданское образование. Однако их цель – дать академические знания, а не подготовить школьников к участию в демократической жизни. Учителя истории – мастера описывать происшествия и рассказывать исторические анекдоты, удерживающие внимание юных учеников. Учителя географии используют свои глубокие познания, чтобы растолковать географические теории и дать сведения, например, о том, какие виды энергии важны для Британии. Ученики делают записи и просматривают (заучивают) их к экзамену в конце года.
Во многих школах в дополнение к национальным учебным программам раз в неделю проходит урок по персональному и общественному развитию (PSD). Это занятия по религиозному, валеологическому, половому воспитанию и профессиональной подготовке. Обсуждаются проблемы прав человека, торговой безопасности, злоупотребления алкоголем и наркотиками. Может оказаться, что учитель математики или иностранного языка ведет этот предмет. Иногда местные политические деятели приходят в гости со своими выступлениями.
Не получили, а ухватили
Когда в 1993 году опросили учеников средних школ в различных районах Англии, большинство сказали, что у них нет интереса к политике, управлению или текущим событиям. Хотя почти все сообщили, что смотрят телевизионные новости и регулярно читают газеты, однако они охотнее читали сжатое изложение событий, чем статьи с серьезным анализом. Что до обсуждения политики в школе, то большинство сказали, что не делают этого. Некоторые вспомнили, что парламент упоминался на истории, и только. Оказалось, что ученики на бизнес-курсах изучали сельскохозяйственную политику Европейского союза(!), но не касались серьезных мировых проблем.
Один из немногих ориентирующихся в политике подростков объяснил, что его информированность не имеет отношения к школе, а основана на чтении газет и собственном интересе.
Наблюдения и беседы с английской молодежью подтвердили правдивость утверждения, что в Великобритании политическое образование «ухвачено, а не получено», и больше случайно, чем преднамеренно.

Дания
До 16 лет все датские ученики посещают народную школу, после чего выбирают: остаться на дополнительный год, идти работать или продолжить обучение – в коммерческой (торговой) школе или гимназии. Первейшей задачей народной школы является создание демократической обстановки, чтобы подготовить граждан к участию в жизни общества, к выработке решений. Для этого с первого года обучения еженедельно по расписанию проводятся встречи, на которых ученики обсуждают проблемы класса и школы, советуются с представителями ученического совета, решают, какие темы и какими методами будут изучаться. Ученический совет финансируется школьным советом (коллегией) и назначает в коллегию двух представителей. Они имеют равные голоса с двумя представителями от учителей и пятью родителями.

Кофе и сигареты
В датской школе ученики называют учителя по имени; взрослые и дети одеты одинаково (в джинсы и кроссовки) и одинаково кидают сумки на пол. Учитель работает с классом в течение девяти лет. После факультативного десятого года обучения ученики покинут школу, а педагог начнет новый цикл с группой малышей первого класса. В начальной школе два учителя вместе ведут все предметы, но в последние годы специализируются на чем-то любимом (истории, датском, биологии или обязательном курсе «Современные исследования»), а их коллеги берут на себя остальное (английский, физкультуру, искусство, религию). Ученики сами решают, какие темы изучать на «Современных исследованиях» (конфликт в бывшей Югославии или Маастрихтский договор: решили сначала исследовать югославский конфликт, а потом Маастрихт. Другой класс выбрал исследование по теме насилия на видео), планируют ежегодные общие путешествия, распределяют деньги (на приобретение нового гаража для велосипедов, например, или на возмещение ущерба, причиненного зданию неизвестными учениками). Ребята исследуют загрязненность местных озер и организуют игры на экологические темы, поощряется работа в малых группах и совершенно самостоятельная.
После девятого или десятого класса около сорока процентов 16–17-летних датчан поступают в гимназии, где они получают математическую либо языковую специализацию. Независимо от специализации в первый год обучения все гимназисты проходят курс истории. Курсы общественных наук обращают внимание на актуальные вопросы социологии, экономики, политологии, международных отношений.
Вот в одной гимназии ученики сидят в классе, потягивая кофе и покуривая сигареты, и объясняют педагогам, что ученический совет решил продавать презервативы и определить территории, где разрешено курение. Совет также пытается добыть деньги для беженцев и просит предоставить ученикам свободный день, чтобы они могли заработать, нянча детей или продавая газеты. Вся выручка пойдет в фонд помощи. Их учитель Нильс считает, что ученикам гимназии не пристало пренебрегать политическими и международными проблемами. Когда его спросили, почему в классных дискуссиях, на «практическом» экзамене и в проектах ученики готовы представить различные точки зрения и высказать собственные суждения, он засмеялся:
– Они знают, что им придется это сделать, чтобы получить хорошую отметку. Такова датская система.
Споры о насущном
В семи датских школах, которые мы посетили в 1993 году, ученики сказали, что изучают Европейский союз, потому что сами выбрали эту тему для исследования. Они были так заинтересованы в вопросе, что каждый раз, когда интервьюер пытался склонить их к разговору о других политических проблемах или событиях, они желали вернуться к обсуждению ЕС, высказывая различные точки зрения.
Ян. Много причин быть против объединения Дании с другими странами Европы – и одна из них состоит в том, что нам придется быть партнерами Германии или Франции. Другая причина: ущемлено рыболовство, несмотря на то, что сначала поддержали его, и датские фермеры будут также ущемлены в будущем.
Инга Лиз. Я буду голосовать против, потому что ЕС хорош для экономики, а не для экологии. У других стран нет таких строгих законов о загрязнении окружающей среды, как в Дании.
Лизбет. Первый договор об общем рынке был хорош и для экономики, но Маастрихтский и Эдинбургский договоры ведут к большей интеграции, и это плохо, потому что много решений будет принято бюрократами, которых никто не выбирал в Дании.
Сорен. У меня другое мнение. В последние десять лет у нас была безработица, и датские фермеры переживают нелегкие времена. Я проголосую за, потому что думаю, это поможет экономике.
Кирстен. Мы не можем быть уверены в том, каков будет результат. Как говорят некоторые, мы можем утратить национальную идентичность, но я думаю, важно сказать «да» по экономическим причинам.
Очевидно, что молодых людей живо интересует политическая ситуация в стране и, возможно, их мнение как-то влияет на сложную линию поведения Дании в ЕС.

Япония
Лидеры довоенного правительства создали систему образования с явной целью: использовать современные технические знания для достижения экономического процветания Японии и обеспечения конкуренции с Западом. Конституция того времени, однако, провозглашала преданность традиционным конфуцианским ценностям, особенно ценности культурного наследования и почтения к власти, которые подавляли творчество и способствовали усилению политического деспотизма.
Послевоенная Конституция 1946 года утвердила обязательное девятилетнее образование и определила новую миссию японских школ: поддержка мира и охрана демократического общественного устройства. Пытаясь подавить национализм, американские советники отменили в побежденной Японии нравственное воспитание, бывшее компонентом довоенных программ. Был установлен стандартный курс общественных наук для девятого класса, разделенный на три части: японская Конституция, структура и функции управления (включая политическую активность гражданина) и национальная экономика.
Исследователь Ролен отметил, что усилия американских послевоенных реформаторов «ничуть не изменили общепринятые установки». Он обнаружил, что современные учителя принимают воспитание гражданина как желательную цель, но чувствуют своим долгом вести это воспитание традиционными методами жесткого руководства, дисциплины и контроля.

Все хорошее быстро кончается
Директор городского культурного центра вспоминает период послевоенных реформ в Японии, когда он был президентом класса в высшей юношеской школе. В то время он как представитель учеников был приглашен вместе с местными учителями и администрацией на встречу с американскими советниками по вопросам установления и охраны демократии в школе. Ученические советы появились тогда в каждой школе и ожидались дискуссии по важным вопросам, с поощрением вопросов от учеников, голосованием по проблемам школы и большей независимостью людей внутри системы. Был сформирован союз учителей, после уроков были популярны клубные собрания, хотя они удлинили школьный день на несколько часов. Однако большинство реформ просуществовало недолго:
Какое-то время в классах кипели дискуссии. Сначала просили обсуждать политические проблемы, проблемы, связанные со школой. Однако со временем единственным правом учеников стало планирование праздников вроде «Дня культуры» или «Дня спорта». Учителя решили, что у детей не хватает времени на уроки, и дискуссии проводились все реже. Потихоньку все вернулось в прежнее русло. Теперь учителя говорят все время, а ученики только делают записи и запоминают факты.
Большинство японских родителей полагают, что в школе должны преподаваться традиционные ценности. Нравственное образование – это сегодня отдельный предмет, проводимый раз в неделю во всех школах и во всех классах, с первого по девятый. Перечень ценностей, которые должны быть изучены, точно определен министерством, но школьные округа достаточно независимы в выборе конкретных тем и организации уроков. Хотя нравственное образование описывается как форум для обсуждения личных и школьных проблем, опыт японских учителей в организации дискуссий мал, а японские школьники, приученные слушать лекции и делать записи, не имеют опыта участия в дискуссии. Западные наблюдатели часто отмечают, что японские ученики почти не задают вопросов.

Разные мнения? Зачем?
На уроке нравственного воспитания учитель восьмого класса дал прямые указания для проведения двухсторонней дискуссии. Все ученики прочитали один и тот же рассказ. Девочки сели по одну сторону классной комнаты, мальчики по другую. Потом учитель представил вопросы, которые отражали противоположные точки зрения на предмет обсуждения. Действительно, были подняты вопросы нравственной мотивации, учитель пытался вытянуть из учеников обоснование своего мнения или позиции, а потом дать возможность сформулировать доводы в поддержку другой стороны. Дискуссии между учениками не получилось; вымученный диалог протекал между учителем и несколькими учениками.
Японские учителя нередко выражают сомнение в уместности и эффективности дискуссии в классе: «Как вы позволяете ученикам не соглашаться друг с другом? Зачем вам дискуссии?» – спрашивают они. Другие замечают: «Дискуссии бесполезны. Они не помогут вам сдать экзамены».
Заявленные Министерством образования цели изучения общественных наук включают на всех уровнях обучения развитие способности граждан навсегда сохранить демократию и мирное общество. Однако программа общественных наук за пределами начальной школы становится все более и более сегментированной; уроки предназначены давать знания о японской истории, географии, управлении, экономике. Практика преподавания, несмотря на редкое, от случая к случаю использование выступлений учеников и видеопрограмм, сводится к лекциям, записям и опросам.

Японское равенство
И все же воспитание «общественного» японца является задачей первостепенной важности для педагогов, начиная с дошкольного уровня и до наставников в старшей школе. Дошкольники получают большой опыт социального взаимодействия, что способствует развитию навыков совместного решения проблем, становлению личной ответственности за успех группы и чувства причастности к группе как главного условия личной удовлетворенности. Начальная школа организована так, чтобы дать всем ученикам равные возможности в получении высокого стандарта национального образования во всех округах и префектурах страны. Все японские первоклассники учатся выращивать вьюнок, второклассники культивируют подсолнухи, третьеклассники – горох, четвероклассники – картофель, пятиклассники – рис и шестиклассники – тыкву. Национальная программа строго диктует, что изучать и как быстро. Если во вторник посетить одну городскую школу, где семиклассники изучают параграф № 7 учебника по общественным наукам, то в среду в другой, сельской, школе семиклассники будут читать параграф № 8.
Идея, что каждый ребенок должен иметь равный доступ к программе, распространяется на все предметы, включая физкультуру, рисование, музыку, и ожидается, что каждый способен преуспеть. Из-за этих взглядов, которые выглядят стремлением к равноправию, затрудняется классификация и обучение «особых» детей; фактически в Японии очень медленно развивалось специальное образование для детей со всеми видами нарушений – зрительными, слуховыми, интеллектуальными и другими. Хотя в небольшом проценте прогрессивных городских школ и были изменения, в большинстве учебных заведений все дети, независимо от специальных нужд, имеют одну планку, и от них ожидают равных успехов. Ко времени, когда дети с ограниченными возможностями достигают средней школы, они остаются так далеко позади, что изгоняются сверстниками и игнорируются учителями, несмотря на вызывающе разрушительное поведение.
Другой демократический принцип, который кажется действующим в начальной школе, – это групповое принятие решений. Ученикам дали тщательно определенные сферы школьной жизни, внутри которых они могут действовать с высокой степенью групповой автономии. Внутри группы индивидуализм быстро ослабевает; но группы учеников действительно планируют отдельные дела: ухаживают за школьной территорией, решают, как провести вместе свободное время.
В высшей школе правила требуют высокого уровня подобия в одежде и нормах поведения, и учителя-наставники несут полную ответственность за соблюдение учениками этикета в школе и вне ее. Если ученик замечен в неподобающем поведении в общественных местах, наставнику обычно сообщают об этом (чаще, чем родителям), и он принимает строгие меры по исправлению поведения, иногда посещая дом ученика, чтобы обеспечить наказание. Словесные и физические наказания также регулярно назначаются в учительской, где все присутствующие становятся свидетелями унижения нарушителя. Иногда появляются сообщения о сопротивлении учеников школьным правилам: девятиклассник отказался стричь волосы или маленькая группа учеников предложила новое обеденное расписание. Но эти протесты редко приводят к реальным изменениям в школьной политике, даже если получают отклики в прессе и некоторую поддержку родителей.

Не вашего ума дело!
Интервью с учителями убедили, что политика закрыта для обсуждения в обществе и, конечно, не считается подходящей темой для разговоров и размышлений старшеклассников. Чиновник японской школы, который проверял анкету по вопросам гражданского воспитания, перед тем как дать окончательное добро, изменил пункт о том, приветствуется ли наличие различных точек зрения в классных дискуссиях, добавив: «на темы школьной жизни». Он настаивал, что это единственные дискуссии, в которые могут быть вовлечены ученики. Другая закрытая для обсуждения тема – положение меньшинств: корейцев, исторических парий. Тот же школьный чиновник остро реагировал на вопросы по дискриминации и утверждал, что они должны быть удалены из анкеты, пока проблемы дискриминации существуют в Японии:
Учителя не хотят, чтобы ученики задавали об этом вопросы, потому что все люди в мире должны быть равны. Они думают, лучше вообще не говорить об этом.
Наблюдения показали, что японские старшеклассники еще более политически пассивны, чем американские. Статистика последних лет показывает, что в Японии увеличивается число подростков, которые сами оставили школу или были выгнаны. Однако большинство японской молодежи усердно учится, чтобы сдать экзамены, добиться места в высшей школе и получить впоследствии работу в хорошей компании. Они конформны в своих желаниях, далеки от политического процесса и предпочитают, по традиции, стать «хорошими японцами», а не активными гражданами.

Итак, люди должны быть подготовлены к роли суверенных граждан, если уж демократия создана и выдержала испытание временем. Кроме того, существует связь между типом гражданского воспитания, установленного государством, типом гражданственности, который при этом воспроизводится, и развитием в обществе гражданской культуры. Участие в открытых дискуссиях по наболевшим вопросам, поддержка плюрализма и критическое мышление существенны, если целью гражданского воспитания является взращивание общественной активности и дальнейшее развитие идеалов демократии.

Перевод  О. КОРСУНОВОЙ
по книге «Воспитание демократического сознания».
Нью-Йорк, 1996 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru