Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 1.  СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Рон Миллер – одна из ключевых фигур в области холистического образования, движения, захватившего весь мир, от Африки до Скандинавии. Целостному, или холистическому, образованию была посвящена статья в одном из прошлогодних летних номеров нашей газеты. Целостное образование – это не метод, изобретенный неким профессором педагогического института, и не книжная формула. Скорее, это особый подход в преподавании и обучении, который объединяет несколько ключевых положений о человеческом развитии и отношениях личности и общества.
Этот подход разделяют многие преподаватели не потому, что они этому учились, а потому, что это их личное мировоззрение. Автор многих книг и статей, Рон Миллер предлагает вам не отрывок из толстой книги, а живой диалог – обсуждение наиболее часто возникающих сомнений и проблем.

Рон МИЛЛЕР

Разговор с учителем

Путь и убежище

Что такое холистическое образование?
Холизм, целостное мышление – попытка заявить о необходимости связи с миром. Утилитарное манипулирование и развитая технология разъедают и сейчас почти уничтожили это единство.
Человеческая жизнь наполнена и выразительна, когда мы ощущаем свою связь со всей землей, культурой разных народов и с Космосом в целом. Сегодня в погоне за удобством, богатством и властью люди отдалились от этого источника. Научившись контролировать каждую сторону повседневной жизни, мы утратили чувство таинственности Мира. В своем стремлении все изменить, улучшить и приспособить перестали видеть присущую Миру красоту, постигать его духовные тайны. И уже не душа, благоговеющая перед чудом мироздания, раскрывает нам суть бытия, а расчетливый ум назначает ему цену.
Ведущие холистические мыслители определяют кризис нашего времени как кризис теории познания. Именно сила интеллекта разъединяет нас с миром. Современные системы образования способствуют этому, обучая молодых людей приобретать знания без чувств, информацию без мудрости, факты без морали. Возросшая стандартизация обучения готовит новое поколение к агрессивным и расчетливым действиям на рынке труда в конкурирующем мире.
Целостное образование связано с основополагающими источниками смысла и стремится объединить каждую личность с тем окружением, из которого появляется смысл: физический мир, биосфера, семья, местная историческая общность, культура, религия и Космос.

Холистическая программа
Позвольте внести ясность: не существует единственного метода или техники. Нет программы в том смысле, как понимают ее современные учителя.
Во-первых, обучение начинается не с абстрактного образа человеческого существа, а с личности конкретного человека. С того неповторимого, живого, дышащего мальчика или девочки, которые находятся сейчас перед учителем. Каждый человек – созвездие опыта, чувств, идей, страхов и надежд. Все преподаватели холистического образования знают: растущий ребенок «распускает» соцветия своих возможностей в определенные фазы развития. И на каждой ступени ребенку необходим правильный способ поддержки, чтобы безошибочно двигаться к следующему этапу. Мария Монтессори выразила это просто: «Следуйте за ребенком». Учитель, начинающий со стандартов, правительственных поручений, конспектов уроков, предопределенных программ, теряет живую действительность, теряет обучающегося, ищущего человека.
Второй принцип целостного образования: мы обращаемся к ученику с открытым, пытливым умом и любящим сердцем, с пониманием мира, в котором он растет. А это действительно трудно! Учитель не может быть просто «техником», проводящим серию опытов из учебника, не должен разыгрывать очередной сценарий из кем-то одобренной программы. Он восприимчив к нуждам ученика и в то же самое время в курсе проблем и возможностей, с которыми тот встретится в этом мире.
Нет простого ответа, как действовать учителю. Так нелегко принять диалектику, напряжение между свободой и приспособлением. Мы стремимся освободить каждую личность, чтобы та нашла свою судьбу. И в то же время знакомим учеников с теми требованиями, которые предъявляет к ним мир. Наша задача – облегчить встречу с миром. Растущая личность принимает все вокруг через свой опыт, объединяется с окружением, приспосабливается, откликается на разнообразные впечатления. Вот что я понимаю под связью. У ученика появляется чувство принадлежности к миру, он формирует свои цели, взаимодействуя с людьми, в диалоге с ними.
За последние годы я познакомился со многими формами альтернативного обучения: от вальдорфских и монтессори-школ до свободных и домашних. Я полагаю, главное их различие в том, как они определяют взаимоотношения между свободой и системой. На первый взгляд подходы столь различны, что взаимно исключают друг друга. Либо мы даем детям максимум свободы, либо нет. Позволяем им свободно исследовать мир либо указываем, что необходимо выучить. Однако, на мой взгляд, целостное образование преодолевает эту дилемму, отдавая должное обеим точкам зрения. Два наших основных принципа работают в динамичном равновесии. Отправная точка – ребенок, не абстрактный, а реальный, живой. Но затем ребенком руководит знание об окружающем мире. В результате – свобода больше не противоречит системе, но находится в диалектическом взаимодействии с ней. Личность ведет важный диалог со школой, с обществом. Не враждебная сила принуждает ученика, но он сам радостно взаимодействует с реальным миром, с которым чувствует родственную связь.

Живое отношение к предмету
Программа целостного образования – не заранее установленный план, который учитель приносит в класс. Она «неожиданно появляется» в результате взаимодействия между учителем, учениками и миром. Идея «возникающей» программы – одна из революционных концепций, вышедших из недр прогрессивного образовательного движения. Обучение начинается одновременно с ростом ребенка. Педагог уважает его опыт и способствует установлению связей. Ученик не ограничен рамками заданного извне содержания.
Вы можете поинтересоваться, есть ли какие-то специальные темы, которые обязательно надо включить в учебный опыт ребенка? Мы пытаемся привить экологическую и эмоциональную грамотность и социальную ответственность ученикам через собственное отношение к проблемам. Если нас действительно глубоко волнует экологический кризис и сохранение многообразия жизни на Земле, это беспокойство проявится в диалоге с учениками. Включение нового предмета в расписание не даст результатов, если учителя, которого администрация обязала вести курс, не волнует данная тема. Учеников «обучает» только живое отношение педагогов к предмету и к тем, кто сидит в классе. В целостном образовании абстрактные знания вторичны по сравнению с человеческими отношениями.

Религия не догма
Целостное образование отличается от других видов прогрессивной или альтернативной педагогики своей духовной ориентацией. Но кратко объяснить, что это означает, нелегко. Говоря, что человеческое существо имеет душу, мы предполагаем наличие некой созидательной силы, которая оживляет личность. Нельзя обнаружить эту силу физически, она невещественная, невидимая реальность. Наука не знает, как приблизиться к ней. Но поэты и мистики знают. Подобно им, преподаватели целостного образования относятся к душе с благоговением. Духовность часто принимает религиозные формы. Но опыт духовности не то же самое, что религиозность, и может существовать независимо от нее. Духовность – это понимание, что наша жизнь означает нечто большее, чем материальное благосостояние или культурные достижения. Жизнь каждого имеет свое предназначение и цель в великом замысле Творца. Этот замысел столь грандиозен и таинствен, что можно только слегка «ухватить» его через религию или краткие мгновения прозрения.
Используя слово «Космос», я предполагаю, что Вселенная не просто скопление звезд и галактик, изучаемых через телескопы, но взаимосвязанное целое, которое окружает все сущее.
Наша задача – помочь молодым людям найти внутреннюю глубину, созвучную замыслу Творца. И мы, учителя, можем выполнить эту задачу, только заглядывая в себя и стремясь воплотить целостность в своих судьбах. Жизнь создает «программу» обучения. Давайте работать над собой, а учебные планы «позаботятся» о себе сами.

Цели холистического образования
Цель холистического образования – воспитание и полное развитие личности.
«Цель образования – стимулировать и воспитывать таланты детей в школе, насколько возможно. Создавать климат, который пробуждает творческую энергию. Сейчас школьная система в основном манипулирует этой энергией». (Грэй, Чикаго)
«Наше образование не для экономической системы, оно «думает» о ребенке прежде всего как о личности и уже затем как о представителе группы». (Джерри, Сиэтл)

Открытость
Главное – пробудить желание учиться постоянно и расширять свой кругозор всю жизнь.
«Образование – процесс, который позволяет каждому до последнего дня открывать свои способности. Обучение открыто для роста, изменений». (Глэдис, Калифорния)

Радость существования
Процесс обучения должен быть радостным и непринужденным, поскольку является естественным выражением радости существования. Многие педагоги замечают врожденную любознательность в детях. Давайте создадим в школе атмосферу уважения, одобрения и эмоциональной защищенности, чтобы воспитать интерес к новым идеям и любовь к обучению.
«Я думаю, все зависит от внутреннего побуждения. В обстановке «недавления» и «неконкуренции» свободной школы ученики более изобретательны в поиске стимулов. Они любят учиться, потому что исследуют то, что им интересно и в удобном темпе. Исчезает роковая грань между учением и жизнью». (Сэм, Северная Каролина)
Холистическая школа, стремясь к подлинному сотрудничеству, похожа больше на семью, чем на бюрократическое учреждение. Дети называют взрослых по именам, все вместе играют и смеются. Дискуссии – любимый способ работы, позволяющий общаться «лицом к лицу», а не внимать диктаторскому вещанию «сверху вниз». Ребята учатся в процессе радостного исследования и открытий.
Когда школа представляет собой серию случайных заданий и обезличенную систему отметок, к ней теряется любовь. В традиционных классах все крутится вокруг конечного продукта. Педагог ужасно обеспокоен количеством информации, которую получил и сохранил в памяти ученик. Успех оценивается тестами. Эта концепция изначально авторитарна, поскольку именно взрослые, а не ученики определяют, какая информация важна.
Ясно тем не менее, что в постиндустриальном веке технология, средства коммуникации, образ жизни и идеи меняются так стремительно, что полученная сегодня информация становится завтра бесполезной. В современном мире нет ничего необычного в том, чтобы несколько раз менять карьеру в течение жизни. Самые невероятные фантазии многих поколений вдруг становятся обыденными вещами. Но успехи в медицине и биологии создают также этические проблемы. В XXI веке просто не сработает бессистемное пичканье студентов фактами, которые устареют прежде, чем они закончат колледж.

Приспособляемость
Вместо сохранения информации необходима приспособляемость, умение решать нестандартные задачи.
«Я считаю, что настоящее образование помогает людям научиться получать и забывать информацию. Это процесс приобретения критических и творческих мыслительных навыков. Мыслительные навыки – это способность понимать, интерпретировать и оценивать новые ситуации, получать все виды информации, сортировать полученные знания и решать, что с ними делать. (Ральф, ученик из Бостона)
«Мы пытаемся заставить подростков задавать много вопросов и даем мало ответов. Пусть они поймут, что, когда вопрос задан, существует широчайший диапазон, из которого можно выбирать ответы». (Учитель Вальдорфской школы в Сакраменто)
Приспособляемость означает и гибкость, полезную в школьной обстановке так же, как во взрослой жизни.
Одним из частых аргументов против подхода, ориентированного на ребенка, является мнение, что излишне бережное отношение портит молодых людей, не подготавливая их к «реальной жизни». Но большинство студентов целостного образования прекрасно подготовлены к любой обучающей среде. Напротив, дисциплина, воспитанная страхом, вовсе не готовит к «реальной жизни».

Умение решать конфликты
«Может быть, умение уживаться с соседями более важно, чем умение читать и писать». (Питер, Южная Каролина)
Разрешать конфликты – это брать на себя ответственность за чьи-то действия и прислушиваться к мнению другого. Случайные посетители удивляются, как можно поддерживать дисциплину в обстановке свободы и непринужденности. Детей учат не слушаться взрослых?! На самом деле порядок и дисциплина достигаются благодаря саморегуляции, а не слепому повиновению. Учеников поощряют действовать как сознательных членов коллектива, чьим мнением дорожат.

Благоговение перед жизнью
В центре наших образовательных задач стоит благоговение перед жизнью. Если привить отношение к жизни как к тайне, тогда все станет интересным.
Созвездие задач целостного образования (открытость, непосредственность, приспособляемость, умение решать конфликтные ситуации) бросает вызов традиционным установкам. Никто из опрошенных мною педагогов не считает, что чтение, письмо, математику, географию, историю и остальные науки следует исключить из расписания. Все они хотят, чтобы их ученики много знали, и готовы работать без устали ради этого. Но что важнее: развитие личной любознательности и жизнерадостности или знакомство с предметами? Без самопознания процесс получения знаний становится механическим, отчужденным, безжизненным и просто губительным для человека. Когда мы обращаем много внимания на эмоциональные и духовные качества личности, интеллектуальный рост не требует дополнительной стимуляции.
«Образование – это скорее процесс знакомства с самим собой, с миром другого человека и установление прочных взаимоотношений, а отнюдь не простая передача знаний от одного к другому. Мы хотим создать такую воспитательную среду, которая позволила бы раскрыться ученику, позволила бы ему осознать, кто он есть на самом деле». (Стефан, директор школы из Колорадо)

Шесть аспектов человечности
Педагоги подчеркивали, что «имеют дело с целым ребенком, а не только с его мозгами». В ходе наших разговоров выявилось шесть аспектов человеческого развития, которые являются основной заботой целостного образования: интеллектуальный, физический, социальный, эмоциональный, эстетический и духовный.

Интеллектуальный аспект
Было бы несправедливо наклеивать ярлык «антиинтеллектуальный» на холистический подход, как это часто делают оппоненты. Ни один из учителей, с кем я беседовал, не считает умственное развитие не важным. Педагоги ратуют только за то, чтобы учебные успехи не были единственной целью образования. Многие дети в атмосфере ненасилия учатся более результативно, чем их сверстники в обычных школах.
«Я могу получать от своих учеников гораздо больше, потому что только небо ограничивает нас. Ты «подхватываешь» детей там, где они находятся. И «ведешь» туда, куда они сами могут идти. Нам не надо ускоряться. Это в государственных школах не разрешают ребятам первой ступени «подглядывать» в учебники старших. А я могу «вести» учеников так далеко, как они сами хотят». (Учительница Монтессори-школы из Южной Каролины)
Умственное развитие – это естественный процесс, неотъемлемая часть роста ребенка. Его необходимо лелеять с любовью и уважением, а не «понукать» конкуренцией и оценками.

Физический аспект
Говоря о физическом образовании, мои собеседники имеют в виду не только уроки физкультуры или занятия спортом. Для них физическое развитие, как и умственное, – это естественный, неотъемлемый элемент человеческого развития. Люди, особенно дети, учатся через деятельность и движение. Еще давно М.Монтессори писала о том, что «руки – инструмент человеческого интеллекта». Результаты современных исследований подтверждают необходимость физической активности, чтобы хорошо усвоить понятийный материал. Пассивное чтение и слушание – самые непродуктивные способы работы. Так почему же их не свести до минимума?
Физическая активность – не просто техника для эффективного обучения. Важно развивать у детей осведомленность о своем теле. Учительница свободной школы из Нью-Йорка, которая также работает медицинской сестрой и принимает роды, считает, что высокий показатель «кесаревых сечений» в современном мире связан с плохим контактом женщин со своим телом. Холистический подход противостоит подавлению естественной мудрости тела. Если ученики поймут связь между телом и эмоциями, они станут более восприимчивы к жизненным урокам и скорее будут справляться со стрессами, различными психологическими травмами.

Социальный аспект
С одной стороны, целостное образование начинается с идеи индивидуального развития личности. Оно отрицает привычное использование обучения для «штамповки» людей, удобных экономическому порядку. Но, с другой стороны, индивидуальные потребности человека сосуществуют с общественными нуждами и общественными институтами. Между ними нет конфликта, считают педагоги холистического образования. Человек общителен по природе и готов жить в коллективе. Поэтому так важна социальная грамотность и лояльность по отношению к другим. Когда человек сознает себя, он естественным образом развивается для служения и заботы о других.
Холистические педагоги поощряют различными способами развитие коллектива, сотрудничество. В школах уничтожено соревнование за оценки и звания. Ребята помогают друг другу: старшие «репетиторствуют» или просто читают младшим. А те, кто лучше успевает по отдельным предметам или имеет интересное увлечение, делятся своими знаниями с друзьями. Группы учеников работают над совместными проектами. Родители тоже включаются в общение, знакомятся друг с другом ближе, чем это практикуется в обычных школах, они начинают относиться к детям как к личностям с характерными слабостями и сильными чертами.

Эмоциональный аспект
Начиная с Руссо и Песталоцци, педагоги говорят о том, что дети не могут учиться в обстановке давления, конкуренции и страха так же хорошо, как в атмосфере заботы и принятия. Многие учителя, с которыми я беседовал, уверены, что настоящее образование требует самоуважения и эмоциональной безопасности. Когда ребенок рассержен, расстроен, недоволен собой или другими, он не склонен учиться чему бы то ни было.
Жизнь ребенка – это неделимое целое. Эмоциональное и умственное развитие неразделимы. В условиях стремительных изменений и стрессов современного общества семья не в состоянии дать подрастающему ребенку необходимую поддержку.
«Мы до сих пор еще не осознали, что для наших семей означает развод, работа родителей допоздна, конфликт между отцом и матерью. Как это все влияет на ребенка? Чему мы можем научить его? Куда девается его любознательность? Кому хочется быть любопытным, когда все в этом мире кажется таким ненадежным, жестоким и лживым?»
Для нас школа – место, часто единственное в современном обществе, где потребности растущего ребенка имеют первоочередное значение. Вместо того чтобы воспитывать детей жестокими для борьбы в «джунглях реальной жизни», школа дает им убежище, где человеческий дух находит пищу для своего подкрепления. Кстати, известно, что дети, которых в семье «холят и лелеют», имеют намного меньше дисциплинарных проблем и хорошо учатся.
Детская любознательность, радость познания мира, восторженное участие в социальных группах не являются чем-то сверхъестественным, это и есть подлинная сущность человека. Зачем же готовить детей к жизни в жестоком «реальном» мире, если на самом деле мы все мечтаем о любви, гармонии?

Эстетический аспект
В государственных школах программы по живописи, музыке, театральному мастерству и танцам первыми урезают, если возникает необходимость сократить бюджет. Это ведь ненужные «финтифлюшки», а успех в промышленном мире больше зависит от трезвого расчета, чем от эстетической восприимчивости. Но согласно целостному подходу, искусство «пробуждает и отображает человеческую душу». Способность выразить свои сокровенные творческие порывы и оценить выражение чужих глубоких чувств необходима для счастливой жизни. Искусству принадлежит центральное место в Вальдорфской педагогике, однако его считают важным все учителя, с которыми я беседовал.
Они хотят развивать эстетическое чувство – внутреннюю любовь человека к красоте.

Духовный аспект
Духовность – определяющая черта целостного образования. В традиционной школе физическое, эмоциональное, эстетическое и интеллектуальное развитие хотя бы представлены в расписании. О духовном же не принято говорить вообще. Его часто отождествляют с религиозным внушением идей и избегают, поскольку государственное образование не должно разрушать барьер между церковью и государством. Но педагоги настаивают, что духовное не имеет ничего общего с сектантскими взглядами. Оно связано с нашим осознанием себя как человеческих существ. Образование без духовности лишено, по их мнению, наиболее важной жизненной цели.
Духовность – «творческая вспышка» в ребенке. Духовность – глубокое понимание того, что любая жизнь не бессмысленна, что все мы часть Космоса, и каждый участвует в эволюции Вселенной.

Перевод  Н.ОКТЯБРЕВОЙ
по материалам выступлений Р.МИЛЛЕРА
на международной конференции в Торонто. 2001 г.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru