Школа без неудачников
Самостоятельный мотив
Причины неудач
Казалось бы, школьные неудачи – всего лишь одна
из разновидностей того большого количества
неурядиц, которые могут преследовать человека на
протяжении всей жизни. Однако это заблуждение –
не существует разнообразных неудач. Согласно
принципам терапии реальностью неудачи бывают
двух типов, но все они – недостаток любви и
заниженная самооценка и настолько
взаимосвязаны, что разграничивать их было бы не
только трудно, но и неестественно.
Давайте внимательно проанализируем базовые
потребности человека. Таковыми, на мой взгляд,
являются потребность в любви и в чувстве
собственного достоинства. Человек всю жизнь
учится любить и быть любимым. Он хочет найти того,
кто отвечал бы ему взаимностью (таких людей
вполне может быть несколько). Если человек любит
и любим, да еще на протяжении всей жизни, он уже в
некотором смысле преуспел. Принято считать, что
потребность в любви должна удовлетворяться в
семье, а не в школе или в каком-либо другом
общественном заведении. Однако при ближайшем
рассмотрении выясняется, что такая точка зрения
ошибочна.
Я хочу любить и быть любимым
Учителей буквально ошеломляют дети, которые явно
нуждаются в душевном тепле и ласке, но учителя
все-таки плохо представляют себе, как им следует
реагировать на эту откровенную потребность в
любви со стороны своих подопечных. Получается,
если удовлетворение потребности ребенка в любви
не входит в обязанности школы, то детям, лишенным
душевного тепла в семье, вряд ли стоит на что-либо
подобное надеяться в будущем. Взрослому
человеку, испытавшему дефицит любви в детском
возрасте, очень трудно научиться любить самому.
Что касается второй базовой потребности ребенка
– ощущения значимости собственного Я, – то ее
прямая взаимосвязь со школьной средой не
вызывает сомнений. Ведь знания и умение мыслить
– необходимая предпосылка для обретения
самоуважения. Если ребенок ходит в школу, но не в
состоянии усваивать знания и выполнять другие
требования учителей, то едва ли семья и другие
окружающие его люди смогут поправить дело. Кроме
того, когда ребенок учится мыслить и решать
возникающие перед ним задачи (что имеет
первоочередное значение для адекватной
самооценки), он одновременно обретает
уверенность в себе, без которой так трудно любить
других и быть любимым. По крайней мере чувство
уверенности в своих силах поможет ему пережить
безответную любовь, а это значит – у него будет
больше шансов реализовать эту потребность,
обращенную к другим.
Если человек любим и умеет любить сам, он может
преуспеть в жизни, ибо любовь является
побудительной силой для достижения успеха и
способствует ощущению собственной значимости.
Однако если ребенок не научится любить сам, а
будет только требовать любви к себе, то часто
будет заходить в тупик. Примером могут служить
избалованные, изнеженные дети, которые не
понимают, почему весь мир не относится к ним так
же, как делали это их недальновидные родители.
Осознание себя
Любовь и самоуважение настолько взаимосвязаны,
что целесообразно рассматривать их в русле
одного интегрального понятия собственной
идентичности – осознания себя личностью. Таким
образом, можно утверждать, что кардинальной
потребностью человека является потребность
осознать себя личностью, то есть быть уверенным в
уважении со стороны окружающих, а также в
собственной значимости и положительной оценке в
их глазах.
Мы можем считать любовь и самоуважение теми
двумя путями, которые, как подтверждает опыт
человечества, ведут к осознанию своей личной
идентичности. Иными словами, лишь тот осознает
себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к
любви и самоуважению, последнее же во многом
зависит от приобретенных знаний, опыта и умения
решать жизненные проблемы.
Для большинства детей существуют только два
места, где они могут научиться следовать этими
путями, – это дом и школа. Как уже было сказано,
если дома все благополучно, ребенок может
добиться успеха и вопреки тому негативному, что
происходит в школе, но полагаться на это слишком
рискованно. Мы должны сделать все для того, чтобы
школа, где ученик приобретает основной
социальный опыт, обеспечила ему возможность
пройти два пути: любить и быть любимым, получить
хорошее образование и, следовательно, поверить в
себя.
Любовь – это ответственность
Лучше всего, если в школах любовь будет
рассматриваться не иначе как социальная
ответственность. Если детям не привить чувство
взаимной ответственности, стремление помогать и
заботиться друг о друге – не только ради других,
но и ради себя самого, любовь потеряет свой
истинный облик, превратившись в нечто жалкое и
примитивное. Это вовсе не означает, что учителя и
дети должны любить друг друга по специфическому
образцу семейной или романтической любви, но они
учатся не быть равнодушными и помогать друг
другу в решении проблем.
Несостоявшиеся, лишние…
Неспособность осознать себя личностью не
означает, что человек не осознает себя вообще.
Очень немногие живут, не зная, кто они такие.
Разве что это особо тяжелые случаи
душевнобольных да окончательно пропащие
субъекты, населяющие притоны и исправительные
учреждения любого большого города. Однако эта
горстка людей не такое уж бремя для общества. В то
время как люди, испытывающие гнетущее чувство
неудачи, страдающие комплексом неполноценности,
встречаются на каждом шагу, и именно они являются
источником драматических проблем, подчас
кажущихся неразрешимыми.
Казалось бы, человеку должно быть присуще
смешанное самосознание, то есть принятие
собственных успехов и неудач, однако в своей
практике я с такими случаями не сталкивался. Либо
человек живет с ощущением успеха, испытывая
уверенность в себе и внутреннее удовлетворение,
либо считает себя неудачником, отчаянно пытаясь
избавиться от преследующего его чувства
психологического дискомфорта. Редко когда в
человеке уживаются оба начала, обычно верх
одерживает что-то одно.
Таким образом, если человек не осознает свою
идентичность на основе любви и самоуважения, то у
него остается, по существу, лишь два пути –
конфронтация с обществом, выражающаяся зачастую
в преступности, или уход в себя. Такой выбор тоже
ведет к определенному самосознанию – комплексу
несостоявшейся личности. Чем более жизнь
человека заходит в тупик, тем сильнее
развивается комплекс неполноценности.
Неудачникам важно понять (по крайней мере школа
может помочь им в этом): существует
обнадеживающая альтернатива – любовь и чувство
собственного достоинства, а значит, и
возможность осознать себя полноценной
личностью, способной добиться жизненного успеха.
Тогда они поверят в себя.
Страшная месть. Кому?
Если дома ребенку приходится трудно, если он
чувствует, что никому не нужен, испытывает
дефицит любви и самоуважения, положение его
крайне тяжелое. Но тем не менее ему просто
необходимо удовлетворить органическую
потребность каждого человека – выяснить, кто же
он такой. Не получается дома, подросток пытается
найти себя на улице, среди тех, у кого это чувство
также носит весьма неопределенный характер.
Самостоятельные попытки обрести самоуважение и
проникнуться чувством привязанности к кому бы то
ни было, как правило, оборачиваются неудачей.
Пренебрежение к закону часто заканчивается
арестом. Таким противоестественным способом
многим подросткам удается найти людей, которые
проявляют по отношению к ним хотя бы
озабоченность, например, полицейский инспектор,
осуществляющий надзор за условно осужденными.
В силу того, что адекватно реализовать свои
базовые потребности не удается, детей охватывают
озлобленность и разочарование, причем они
считают, что во всем виновато общество, лишившее
их возможности нормального существования, и
потому их действия направлены против него. Они
пытаются добиться признания силой. Если и эти
отчаянные попытки ни к чему не приводят или страх
не позволяет встать на путь преступности,
подростки страдают и замыкаются в себе.
Страдание и замкнутость – также следствие
безуспешных попыток осознания себя полноценной
личностью. Мы ошибочно принимаем это за
психические расстройства. Но подростки не
больны: с ними не случилось ничего такого, что бы
не позволило им самостоятельно излечиться.
И потому, если мы хотим добра детям, мы должны им
показать, что удовлетворение жизненно важных
потребностей во многом зависит от собственных
усилий, они сами в ответе за выбор той линии
поведения, которая приведет их к ощущению
собственной значимости. Никто за них этого не
сделает. Если дети сами не вступят на путь любви и
самоуважения, они не избавятся от страданий и
будут мстить за это правонарушениями и
безразличием к окружающему. И хотя моя книга
содержит острую критику школ за те барьеры,
которые они воздвигают на пути учащихся к
осознанию ценности собственной
индивидуальности, я далек от того, чтобы
недооценивать личную ответственность каждого
ученика за свой труд. Без упорной работы и
самодисциплины дети будут терпеть неудачу за
неудачей, как бы мы ни преобразовывали школы.
Проблема одиночества
Если личностные потребности детей не
реализуются дома, они должны реализоваться в
школе. Чтобы проложить путь к успеху, ребята
могут получить в школе то, чего им недостает:
добрые взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми.
Преуспевающие люди преуспевают и во
взаимоотношениях с другими, неудачники же,
общаясь с себе подобными, часто жалуются на
изолированность. Иногда невзгоды этих
незадачливых людей могут проистекать от
неустроенности семейной жизни, финансовых
затруднений, расовой принадлежности, но главной
причиной жизненного фиаско является
одиночество. В школе неудачи не связывают с
одиночеством, многие вообще игнорируют эту
проблему, а если и допускают существование
таковой, то утверждают, что к ним она не имеет
ровно никакого отношения.
Школы обладают уникальной возможностью избавить
детей от одиночества или по крайней мере
значительно смягчить этот негативный фактор
личностного развития. Даже проведение классных
собраний может уменьшить число одиноких детей,
стало быть, и неудачников. В школах работает
много отзывчивых, незаурядных людей, которые
стремятся помочь детям. Однако педагогические
программы, к сожалению, не способствуют
выражению привязанности к ученикам, и учителя
стараются не проявлять своих чувств.
Мотивация
Причиной плохой учебы многих детей педагоги
называют недостаточную мотивацию, но не могут
объяснить, почему это явление столь
распространено. Их попытки оказать на учащихся
давление, как правило, оказываются безуспешными.
Терапия реальностью, напротив, не придает
первостепенного значения мотивации. Мы уверены,
что ее можно обеспечить при помощи принуждения.
Однако сила, угрозы, а также стыд и наказание –
плохие мотиваторы. Они действуют до тех пор, пока
вызывают страх. Как только человек перестает
бояться, мотивация тут же пропадает.
Традиционная психиатрия исходит из того, что
каждый пациент изначально имеет положительную
мотивацию, ее лишь надо высвободить, заставив
пациента проникнуть в суть своего Я. В школьной
практике признается изначальная мотивация, но
если она не проявляется, ее пытаются
стимулировать у детей, используя довольно
суровые методы принуждения. И хотя они никогда не
срабатывают, школа, пытаясь решить наболевшие
проблемы, вводит новые ограничения, чаще
применяет угрозы и наказания. Терапия
реальностью противопоставляет этому взаимную
вовлеченность учителей и учащихся в работу.
Решающее значение имеет при этом влияние
серьезных, ответственных педагогов, которые
сумели найти себя в жизни и в состоянии решать
собственные проблемы, что дает необходимый
импульс детям для самореализации.
Вместе!
Учащиеся несут ответственность за осуществление
своих устремлений, за свои поступки. Если их
поведение отклоняется от нормы, это не значит,
что у них нарушена психика, – просто они сделали
неверный выбор. Но дети не смогут изменить свой
выбор в лучшую сторону или отнестись к нему более
ответственно, если не окажутся под сильным
эмоциональным влиянием тех, кто проявляет к ним
искреннюю заинтересованность.
В школе эмоциональные отношения могут
складываться с одним человеком, учителем,
психологом-консультантом, директором. Они могут
устанавливаться с группой детей, с целым классом.
Как в психиатрической, так и в школьной практике
учитель и врач слишком часто как бы стоят над
ребенком, не снисходя до эмоционального
контакта. Им не хватает доброжелательности и
личной заинтересованности, они не похожи в
глазах ребенка на человека, с которым можно себя
идентифицировать. Потому-то они не могут
облегчить бремя одиночества многим детям, остро
нуждающимся в теплом человеческом участии.
Только там, где между учителями и учениками
сложились дружеские отношения, когда те и другие
в равной степени заинтересованы в успехе
учебного процесса, когда они сообща рассуждают и
решают вместе все проблемы, образование
процветает – образование, подготавливающее
ребенка к счастливой жизни в нашем сложном,
динамично развивающемся мире.
Сегодня и сейчас
Для того чтобы наладить контакт с ребенком, мы
должны понять, что, несмотря на его прошлые
неудачи, он может добиться успеха в настоящем,
если взаимоотношения учитель – ученик будут
строиться на основе сегодняшних конкретных
задач. Неудачник навсегда останется неудачником,
если работающие с ним учителя будут так или иначе
напоминать ему о прошлом. Одна неудача порождает
другую. Разомкнуть этот порочный круг могут лишь
ориентация на настоящее и осознание того, что
ребенок, терпевший неудачи всю жизнь, добьется
успеха, если обретет в учителе друга,
заслуживающего доверия.
Из года в год учителя регистрируют успеваемость
и личностные проявления учеников, передавая эту
информацию друг другу, и порой она, как камень на
шее, тянет детей в омут все новых и новых неудач.
Ребенок никогда не добьется успеха, если с него
не снимут навешенный ранее ярлык. Врачуем мы или
обучаем, мы должны сосредоточить внимание на
сегодняшних проблемах ребенка, обращаясь к
прошлому только в поисках позитивных моментов.
Точка зрения, согласно которой ребенку якобы
нельзя помочь, не изучив его прошлого, ошибочна.
Как правило, изучение прошлого мы отождествляем
с анализом неудач. Однако ценной информацией,
добытой из прошлого, является лишь та, что
касается успехов – именно такого рода сведения
могут помочь человеку в настоящем. Учителю или
врачу бессмысленно опираться в своей работе на
неудачи – в этом случае ни он, ни ребенок не
способны мыслить категориями успеха.
Перечеркнув прошлые неудачи, мы поощряем ребенка
испытать свои силы в настоящем – прошлое уже не
имеет значения.
Эмоции движут неудачниками
Для того чтобы помочь ребенку избавиться от
невзгод и добиться успеха, мы стараемся показать
ему необходимость самостоятельно анализировать
и оценивать свои поступки. Если он не убедится,
что причина неудач – его собственные действия, и
по-прежнему будет уверен в своей правоте, никто
не сможет ему помочь. Ни школа, ни психотерапевт
не должны смягчать ситуацию – пусть ребенок сам
отвечает за последствия своего поведения.
Однако нельзя опускать руки – смириться с
неудачами еще не значит отвечать за последствия.
Сколь бы частыми ни были неудачи, снова и снова
надо добиваться самостоятельной оценки ребенком
своего поведения, до тех пор пока он не начнет
сомневаться в целесообразности того, что
отстаивает.
Терапия реальностью
Представьте: ребенок плохо ведет себя на уроке.
Учитель задает ему вопрос: «Что ты делаешь?» Если
тон учителя доброжелательный и
заинтересованный, если он имеет в виду только
данный момент, а не все прошлые прегрешения
ребенка с первого класса, тот, как правило, честно
оценит свое поведение. Затем учитель спрашивает,
подбирая слова сообразно возрасту ребенка и
ситуации, считает ли он, что такое поведение
помогает ему самому, учителю, классу, школе. Если
ответ ребенка свидетельствует о том, что он
осознает свою ошибку, то можно вместе обсудить,
как же следует себя вести.
Почти всегда, когда ребенок провинится, в школе и
дома происходит обратное. Учитель или родители
начинают выговаривать и грозить неслуху, что
«если так будет продолжаться и дальше, то…».
Дальше перечисляются разнообразные наказания.
Этот традиционный, но отнюдь не действенный
метод снимает с ребенка всякую ответственность
за проступок. Учитель сам оценил его поведение и
сам определил меру наказания – на долю ребенка
ответственности почти не осталось.
В терапии реальностью ребенку предлагается
выбрать альтернативную линию поведения. Если он
не может сделать этого сам, ему помогает учитель.
Безответственные дети обычно не знают, как им
исправиться. Они зависят от нас, ждут подсказки,
как надо себя вести. Например, ребенок постоянно
разговаривает на уроке и тем самым мешает
остальным. Учитель вместе с ним обсуждает, куда
можно пересесть, чтобы ученику легче было
контролировать свое поведение. Этот простой
выход, найденный совместно, поможет ребенку
сосредоточиться. В результате самостоятельной
оценки своего поведения ученик принимает
решение и таким образом учится ответственности,
о которой мы так много говорим, но почти не
воспитываем в школе.
Ответственность и послушание
Мы учим детей бездумно подчиняться школьным
правилам и называем послушных детей
ответственными. Послушного ребенка далеко не
всегда можно назвать ответственным.
Ответственность вырабатывается только через
самостоятельную оценку ситуации и
самостоятельный выбор правильной линии
поведения. Правильным считается то, что, с точки
зрения ребенка, принесет пользу ему и окружающим.
Если предоставить ребенку возможность принимать
решения уже в детском саду, он вырастет
ответственным человеком, осознающим свой
общественный долг. И тогда отпадет необходимость
в столь многочисленных правилах и наказаниях.
Дисциплина. Страшное слово?
Однако оценить себя еще недостаточно. Ребенок
обязательно сам должен реализовать свой выбор.
Зрелый и уважающий себя человек – всегда человек
обязательный. Он умеет держать данное самому
себе слово. Но руководит им не чувство страха
перед грядущим наказанием, а осознание
правильности принятого решения. Мы стараемся
привить детям это качество.
В конечном счете и это является краеугольным
камнем терапии реальностью, после того как
ребенок оценил свои действия и решил вести себя
иначе, ничто не может оправдать невыполнения
взятого на себя обязательства. Это и есть
дисциплина.
Ребенок может быть исключен из школы или удален
из класса, но на строго определенный срок, лишь до
тех пор, пока сам не попросит вернуть его обратно.
Тогда можно обсудить, какие перед ним стоят
задачи и какие обязательства он берет на себя.
В отличие от наказания дисциплина практически
исключает произвол: она требует от ученика
критического анализа своих действий и принятия
на себя определенных обязательств. В этом
активную помощь учащемуся оказывает взрослый,
выступающий в качестве доверенного лица. Для
того чтобы дисциплина возымела должный эффект,
этот человек, в данном случае учитель, ни в коем
случае не должен прощать невыполнение
обязательства. Если он принимает оправдания,
значит, теряет доверие. Ребенок понимает – на
самом деле учителю все равно. Доверять же можно
только тому, кто не позволяет действовать во
вред. Учителя, которым ребенок действительно
небезразличен, не принимают оправданий.
Ищу помощника! Проповедников не
предлагать
Сегодня все большее количество учащихся
неадекватно себя оценивают с точки зрения
потенциального жизненного успеха. Их реакция на
неудачи носит исключительно эмоциональный
характер и лишена какой бы то ни было логики. Они
одиноки и очень нуждаются в искреннем участии
доброжелательных и неравнодушных учителей,
которые озабочены их сегодняшним поведением. Им
нужны подлинные наставники, помогающие
проанализировать действия, выбрать правильную
линию поведения и (обязательно!) реализовать свой
выбор. Им не нужны проповедники и диктаторы.
Только тогда дети обретут зрелость, уважение и
любовь окружающих, смогут осознать себя
полноценными личностями, что, в свою очередь,
позволит им избавиться от одиночества.
Перевод Н.ИЗОСИММОВОЙ
по книге «Школа без неудачников».
Издательство “Прогресс”.
Москва, 1991 г.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"