Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №48/2002

Информация

ЗАРУБЕЖНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР
ВЫПУСК 1.  СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Страницы школьной жизни всех стран и континентов: перевод с языка опыта

Ну наконец-то! Вот оно, долгожданное лето, каникулы. Позади суматоха экзаменов, выпускного. Заполнены все журналы и отчеты. Есть время вздохнуть, оглянуться по сторонам, отвлечься от вечных мыслей про школу, про детей… Не получается? Пожалуй. Даже в отпуске мы думаем о работе. Только иначе, чем зимой, более спокойно, более глубоко, не застревая на мелочах, даже более отвлеченно, позволяя себе фантазировать и отрываться от суровой реальности. И конечно, летом мы можем позволить себе почитать. Не к уроку, а просто из интереса. На свободе, в перерывах между огородной страдой или курортными развлечениями почитать то, до чего не доходили руки зимой. Возможно, именно книги помогут развеять сомнения, осмыслить собственный опыт, найти новые подходы или утвердиться в давно сформулированных принципах.

«Первое сентября» готово предложить вам свою программу чтения. Наши июльские номера этого года посвящены книгам зарубежных педагогов, психологов, философов, написанным в последние двадцать лет. Некоторые никогда не переводились на русский язык; если они вас заинтересуют, можно будет думать о полном переводе. Некоторые книги издавались небольшими тиражами в разных замечательных издательствах, таких как «Генезис», «Прогресс-традиция», «Эксмо-пресс» и других, некоторые только появились в печати. Их при желании можно купить, заказать, поставить на полочку в учительской или дома.
Естественно, мы предлагаем лишь выдержки, отдельные главы, которые показались наиболее актуальными. Ведь при всем своеобразии проблем и традиций российской школы мы – часть мирового образовательного пространства. И многие идеи педагогов Америки, Франции, Германии, других стран нам понятны и близки. Что-то, конечно, покажется давно пройденным, что-то – чужим, ненужным. И все же взгляд со стороны, свободный от привычных образов, бывает полезен. Придает сил сознание того, что ты не одинок со своими трудностями и находками. У «них» там то же самое. Дети, родители, администрация. Словом, если встретится хоть несколько страниц, важных для нашей жизни, мы работали не зря.
Сегодняшний номер предлагает подборку фрагментов, посвященных проблеме свободы и ответственности. Мечта, утопия, цель борьбы, образ жизни. Свободный гражданин в демократическом государстве, свободная школа в просвещенной стране, свободный ребенок в классе, в семье. Романтические идеалы, трагические разочарования. Страстные призывы шестидесятников. Современный подход более прагматичен, можно сказать, даже технологичен. «Терапия реальностью» Уильяма Глассера сразу отрезвит мечтателя, задохнувшегося в высокогорной атмосфере философских максим. Как не спутать свободу с
безответственностью, но и не отбить при этом желания строить свою жизнь, жизнь своей страны.
Опыт школ Великобритании, Японии, Дании, Франции по воспитанию свободных, ответственных граждан – в материалах, посвященных исследованиям Э.Энжел и П.Карпантье. Речь не только об удачах, но и о проблемах. Почему молодые люди, прослушав курс политологии, не хотят участвовать в выборах, не читают странички международных новостей в газетах и вообще не чувствуют себя ответственными гражданами в государстве. Возможно, нужно что-то другое. Не теория и задания в учебнике, а опыт практических действий по обустройству жизни класса, школы. Опыт доверия и признания твоего права на ошибку, на неудачу.
Особенно это важно в семье, где и начинается формирование демократического сознания ребенка. Или совсем не демократического. Ведь разрушительное бунтарство так же, как и безвольная покорность, – следствие все той же утраты меры свободы и ответственности. Отрывки из книг столь разных авторов, Ж.Ледлофф и Э.Платтнер, говорят о чуде выращивания детей без ремня, криков и сердечных приступов. Правда, чудо?
Кажется, мы увлеклись пересказом. А зачем? Вы все прочтете гораздо подробнее и интереснее на страницах газеты. А если не все – не важно. Общество, школа, семья – звенья одной цепи, которая действительно превращается в цепь, если не выплавлена из драгоценного металла уважения к личности каждого, даже маленького, даже непохожего на нас.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru