Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА

Подростковый труд: дети – за, школа – против, государство ищет деньги

– Где ты работаешь?
У старшеклассников все чаще, а у студентов так просто обязательно при первом же знакомстве прозвучит этот вопрос. И град других: какой у тебя график? платят регулярно? начальник нормальный?
Еще пять – семь лет назад такие заботы тинейджеров были чем-то исключительным, непривычным, теперь воспринимаются как норма.
– Он такую хорошую, перспективную работу нашел!
Каждому уважающему себя мальчишке и каждой умной девчонке хочется, чтобы о них так сказали. Есть чем похвалиться. С чувством заслуженной гордости. Труженик. Взрослый человек. Сам заработал!
– Нет, – солидно и ответственно говорит друзьям несовершеннолетний работник, отказываясь от похода в кино, – в эту пятницу не могу: выхожу во вторую смену.
Друзья относятся с пониманием, спрашивают: а вакансий у вас не ожидается?
Если это мода, то замечательная, лучше не придумаешь.
Но идеал, как известно, недостижим по определению, на то он и идеал. Поэтому и желание подростков трудиться, и трудоустройство, и заработки – все это не свободно от проблем, сомнений и сложностей.
Есть ли основания радоваться подростковому труду, так ли уж замечательно то, что дети трудятся? Ведь в этом возрасте они должны учиться! Да, безусловно! Когда работа идет во вред образованию ребенка, это очень тревожно и опасно. Международная организация труда не устает предупреждать, что, жертвуя образованием, миллионы детей в мире на всю жизнь оказываются прикованными к неквалифицированному труду, предопределяя тем самым обреченность и своих будущих детей на рутинный низкооплачиваемый труд.
Беда в том, что полномасштабными, исчерпывающими данными о подростковом труде в России не располагает никто. Госкомстат ежеквартально проводит выборочные обследования населения по проблемам занятости. Изучается также и занятость подростков. По крупным и средним предприятиям четырех отраслей экономики (промышленность, строительство, транспорт и связь) ежегодно разрабатывается государственная статистическая отчетность о численности занятых в неблагоприятных условиях труда. Особо выделяются работники, не достигшие 18 лет. Кроме того, ежеквартально регистрируется число несовершеннолетних (14–17 лет), обратившихся в поисках работы в органы государственной службы занятости и нашедших работу с помощью этой службы, в том числе на условиях временной занятости.
В подавляющем большинстве дети сами, добровольно с большой охотой стремятся поработать и заработать. Отчасти здесь срабатывает эффект моды и соревновательности: как же, приятели устроились, трудятся, зарабатывают, делятся впечатлениями и заботами серьезных занятых людей, а я чем хуже? Я тоже могу! Дети сегодня настроены на труд и заработок, и такая нацеленность встречает у родителей поощрение и поддержку. Вряд ли кто-то станет спорить, что идея “подружка работает, я тоже хочу!” куда предпочтительнее, чем “подружке предки сумочку от Гуччи купили, я тоже хочу!”.
По данным выборочных обследований Госкомстата, в 2000 году численность несовершеннолетних, обратившихся в службы занятости за содействием в трудоустройстве, составила 1378 тысяч человек. 97 процентов несовершеннолетних трудоустраиваются на условиях временной занятости.
Специалисты отмечают очень важную и на первый взгляд парадоксальную деталь: из семей с более высокими доходами работают больше детей, чем из неимущих семей. Но дело в том, что дети обеспеченных родителей трудятся “с разбором”. Они ищут работу, которая их устраивает в целях профориентации, они не соглашаются на что угодно. Планируя юридическое образование, такой подросток наймется курьером в адвокатскую контору. Задумав связать свое будущее с медициной, будет целенаправленно искать место лаборанта, но расклеивать объявления, раздавать флаеры или бродить по улицам рекламным “бутербродом” он не станет. С трудоустройством этим ребятам зачастую помогают родители, а не только государственные службы занятости. В одиннадцатом классе многие из них делают перерыв в своей трудовой активности, потому что усиленно готовятся к поступлению в институт. Но находятся и столь энергичные и деятельные мальчишки и девчонки, которые умудряются совмещать и нагрузки выпускного класса, и подготовительные курсы, и работу. Особенно если это та самая хорошая и перспективная работа, которую просто грех потерять.
Все это, конечно, свидетельствует о целеустремленности подростка, о собранности, умении организовать свое время, однако тут-то и возникает очень важное “но”. Как ранняя и активная трудовая занятость сказывается на здоровье школьника? Хотя сынок перерос папу, а дочка – маму и кажется, что “воду на них можно возить”, но организм-то все еще детский, неокрепший...
Частичные обследования показали, что со здоровьем у работающих, сильно загруженных детей далеко не все в порядке. Дети, безусловно, устают и не успевают отдохнуть. В течение учебного года работают около 13 процентов подростков, и каждый будний день они заняты после учебы не менее пяти часов. В каникулярное время работают уже более
70 процентов школьников, их ежедневная занятость доходит до 7,5 часа. Работающие дети недосыпают. У них отмечается в два раза больше жалоб на простудные заболевания, что свидетельствует об ослабленности организма.
На что юные трудоголики никогда не жалуются, так это на дурное настроение, хандру, меланхолию, отсутствие смысла жизни, нежелание что-либо делать. Они заняты, им интересно. Но, к сожалению, тут тоже притаилась опасность. Родители могут вовремя не разглядеть надвигающиеся симптомы болезни, а ведь такие ребята и с простудой, и с температурой готовы бежать на работу.
У работающих подростков, особенно девочек, гораздо более высокий уровень социальной адаптации, умения взаимодействовать с людьми, но такое приобщение ко взрослой жизни имеет свою оборотную сторону, потому что способствует заодно и приобщению к табаку с алкоголем – взрослые работники вольно или невольно подают дурной пример.
Министерство образования достаточно критично относится к трудовой занятости школьников, полагая, что для детей труд – это их учеба, а работать им следует только в каникулярное время.
“Многие семьи заинтересованы в том, чтобы дети работали, поэтому они и не ходят в школу, – заявила Любовь Кезина, председатель Московского комитета образования. – И так будет до тех пор, пока заработок мойщика машин превышает ставку профессора”. Сказано, конечно, с полемическим перехлестом, но проблема обозначена точно.
В период летних каникул трудоустройство подростков в каждом из регионов страны рассматривается как задача государственной важности, к которой привлекают немалые силы и средства. В нашей жизни все взаимосвязано. У самого благого начинания своя “тень”. Увеличение минимальной оплаты труда с 300 до 450 рублей значительно затруднило организацию летнего труда школьников. Количество рабочих мест было рассчитано на прежнюю минимальную оплату труда, а в соответствии с изменениями, внесенными в федеральный закон, работающие школьники и зарплату должны получать большую. Однако средства, выделяемые на программу летнего трудоустройства подростков, остались прежние. Получается, что надо сокращать количество рабочих мест. Но это не выход. Вот в каждом регионе и кинулись искать собственное оптимальное решение. В Ярославской области, например, разработали механизм использования средств федерального бюджета для оплаты труда 14–15-летних подростков, а минимальная заработная плата обеспечивается из средств областного и местных бюджетов тем, кто старше 16 лет, что позволило сохранить число трудоустраиваемых.
Желающих поработать подростков много. Очень много. И несмотря на все сложности и проблемы, нас, взрослых, это радует.

Елена ИВАНИЦКАЯ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru