ИЮЛЬСКИЙ ФАКУЛЬТАТИВ
В Починок за песнями
Слова и голоса, превращающие время в
легенду
Лето. Самое время отправляться с
ребятами в образовательное путешествие. Да
такое, чтобы собранным материалом можно было
пользоваться на самых разных уроках целый год.
Где взять интересную идею? Да нигде не надо брать,
стоит присмотреться внимательнее, прислушаться
к окружающей жизни, людям и увидеть, что идеи-то
лежат на поверхности.
Надо пример? Пожалуйста!
У меня есть традиция – на День Победы приглашать
в гости маминых подруг, бабушек военного
поколения. Люблю слушать их рассказы,
воспоминания, петь вместе с ними песни их
молодости.
И вот как-то раз на такой встрече оказалась моя
ученица, которая живет в Подмосковье, сама уже
давно учительствует. Послушав наши песни, она
спросила:
– А вы эти песни записываете?
– Да нет, я их и так знаю.
– А дети? Это же богатейший материал, ведь уйдет
вместе с бабушками.
Я только вздохнула.
Но уж так устроена учительская головушка – если
зернышко в нее упало, то непременно должно
прорасти и дать всходы.
Спрашиваю у ребят:
– В фольклорную экспедицию хотите?
Кто же не хочет? Хлебом не корми, дай возможность
выбраться из-за парт. Им же кажется, что они
гулять идут, а на самом деле – учатся.
Потом в отчете об экспедиции одна девочка
напишет: “Я часто слышала, как поет песни моя
бабушка. Песни грустные, протяжные. Их хотелось
слушать снова и снова, записать, сохранить. Я
подумала о том, что эти песни передавались по
памяти долгие годы. Но поколение это уходит из
жизни, и если сегодня не записать, то песни
исчезнут навсегда. А записанные, они не погибнут
и, может быть, еще вызовут интерес”.
Вот это “может быть” мы и поставили во главу
угла. Пошли с ребятами по близлежащим деревням,
слушали, записывали, фотографировали.
Песни столь просты по содержанию и мелодии, что
вскоре мы и сами начали их распевать.
У детей, да и у меня возникало все чаще и чаще
ощущение, что песни эти сочинили очевидцы или
участники тех событий, о которых поется.
Когда песен набралось около трех десятков, я
стала думать над тем, как сохранить вспыхнувший у
ребят интерес. Сначала предложила наши песни
как-то классифицировать, разложить по темам.
Стали перечитывать, вдумываться в содержание, в
конце концов выделили четыре темы – это песни
военные, песни лирические, песни с религиозным
содержанием и песни трагические – “про
злодеев”.
Поколение бабушек, с которыми мы работали,
пережило Великую Отечественную войну – страшное
потрясение для всего народа. Не случайно их
память хранит так много военных песен.
Прошу ребят сделать мини-альбомы по самым
полюбившимся песням, чтобы был текст песни,
фотография исполнительницы и “что-то” о песне. И
вот что у моих ребят получилось.
“Почти у каждой девушки на фронте был любимый.
Как Ярославна к своему князю, обращается к
любимому героиня песни, исполненной Новиковой
А.Н., – «радость моя», «милый, родной и хороший»”.
“В песне, исполненной Киселевой В.И.,
рассказывается о судьбе вернувшегося домой
инвалида, который боится показаться на глаза
родной матери, боится, что от него откажется
любимая девушка Лёля. Если в начале песни он –
“веселый мальчишка”, “гроза девчат”, то
возвратившийся с войны инвалид – это совсем
другой человек – “смущенный”, “незнакомый,
чужой”, у него “пустой, странно болтающийся
рукав” – все это создает образ потерянного
человека, который не знает, что его ждет завтра. В
песне нет обращения к стране, к власти, но автор
ясно дает понять, что государство не защитит этих
людей, а только “старая мать втихомолку будет
слезы горючие лить”.
Военными песнями мы занимались всю вторую
четверть. Были ли полезными эти занятия, чем
защищаться перед проверяющими, если что (а “что”
может у нас возникнуть в любой момент)? К народной
культуре приобщались? Приобщались.
Гуманистическое мировоззрение формировали?
Обязательно. Письменный развернутый отзыв
писали? Писали. Понятие о композиции закрепили?
Не один раз. А главное – это интерес, интерес
личный, не подстегиваемый ни оценкой, ни
учителем.
Третью четверть мы работали с песнями, которые
особенно понравились девочкам. Их отзывы об этих
песнях и получились, на мой взгляд, самыми
интересными.
“Героини записанных мной песен – простые
русские женщины, девушки-крестьянки. Это
угадывается по речи. Песня, напетая Сухаревой
В.М., представляет собой горький монолог девушки,
которая навсегда прощается с возлюбленным. Она
называет его “коварное страданье”, прощается с
его волосами, “глазками голубыми”, его “нежным
голосом”. В песне нарисована типично русская
форма прощания – “она на грудь ему упала”.
В песне много эпитетов, передающих ее душевное
состояние: слезы горькие, грудь разволнованная,
волосы русые. Сердце девушки – образ вещей птицы,
оно предвещает девушке, что она никогда уже
больше не увидит своего милого”.
К сожалению, мы отыскали только одну бабушку,
которая знает и поет “божественные” песни. Мне
захотелось, чтобы ребята поближе познакомились с
этим удивительным человеком. Дала задание –
узнать о ней как можно больше, а потом провели
“мозговую атаку”.
– Что вы узнали о Е.И.Григорьевой?
– Она выучила эти песни, когда училась в
техникуме и жила на квартире. Ее хозяйку навещала
монашка Ксения, и вместе они пели.
– Бабушка Дуся умеет прийти на помощь в самый
трудный день – смерть близкого человека. Она
обмывает покойников и собирает их в последний
путь.
– Песня “Райская птичка” чем-то похожа на
рассказы из Библии.
– А песня “Молитва” – это призыв к терпению, к
преодолению посланных Господом испытаний.
– У бабушки Дуси трагически погиб сын.
– А сейчас она воспитывает детей дочери.
– Она очень много трудится физически, хотя уже
очень старая.
Я не решилась поручить детям писать отзывы об
этих песнях-молитвах. Решила, что состоявшегося
разговора вполне достаточно.
Мне хотелось хотя бы чуть-чуть успеть поговорить
о песнях “про злодеев”. Их оказалось много “в
репертуаре” наших бабушек. В роли злодеев
выступает то отец, который губит своих детей ради
злой мачехи, то друзья, которые убивают парня из
соседней деревни только за то, что он полюбил их
девушку.
Я долго не решалась работать с этими песнями, но
потом подумала – они же есть, как говорится, из
песни слова не выкинешь, да к тому же в сказках
русских народных тоже всякое случается.
“Ребята разберутся”, – решила я и стала ждать.
Отчеты читала с удовольствием.
“В песне, исполненной Верещагиной А.И.,
называется деревня Рождествено, куда герой пошел
гулять, а потом упоминается город в двух
километрах от деревни, это, очевидно, наше
Пошехонье”.
«Все песни напоминают предания, дают установку
на достоверность, так как указывают место
действия – Мурман, Петровск, Саратов. Песня
исполняется от лица очевидцев, знавших событие и
его главного героя. В каждой из этих песен
знакомый, так называемый “бродячий сюжет”».
Заканчивая работу над песнями, которая
продолжалась целый год, мне было приятно, что
дети осознали ее суть: песня была и общей, и
личной одновременно. Пели о себе, а пользовались
готовыми словами и мелодией. Бабушки, которые
пели свои песни, в основном были крестьянками,
они привыкли сообща трудиться, а за работой петь.
Особенно всех сплотила Великая Отечественная
война, люди вместе оплакивали похоронки, вместе
радовались возвращению земляков.
Работа закончена. Сложился альбом-книга с
воспоминаниями, текстами песен, фотографиями
песельниц.
По итогам всей экспедиции Аня Юдина написала
творческую работу, выступила с ней на областных
краеведческих чтениях.
А мне это дало прекрасную возможность целый год
удерживать около себя ребят, не прилагая для
этого никаких особых усилий. Мне было интересно,
значит, и им.
Лето. Пора бы появиться новой идее, ребята ждут.
Валентина ГУСЕВА
д. Кладово,
Пошехонский район,
Ярославская область
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|