Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНИЕ ИТОГИ
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ ВАШИ ПИСЬМА

Свобода или правила?

О методиках, которые мы выбираем и защищаем

И сколько у нас ни говорится о школах-парках и подобных системах “свободного” образования, когда начнешь рассматривать “крупным планом”, свобода часто оказывается умело организованной несвободой. Иначе кпд стремится к нулю – увы! Даже в статьях странички ИУМа каждый автор об этом волей-неволей проговаривается.
В школе в Великих Луках “учителя на занятиях студий еще замыкают весь процесс на себя: с хорошим темпом предлагают интересные задачи”. Промежуточный этап? Но перезамкнется ли цепь на детей? Хотя бы на немногих?
Новые свободные методики, ставящие во главу угла интерес детей, тоже уязвимы. Они не дают системы знаний, порой примитивных и скучноватых, но экономящих время. Надо ли заучивать таблицу умножения? И хочется невпопад ответить словами песни: “Наверное, все-таки надо, хоть мне не понять почему”. Потому, наверное, что, не случись в кармане калькулятора, придется долго и мучительно считать, сколько будет шестью восемь, хотя ответ должен выскакивать в памяти автоматически. (Прошу считать этот пример метафорой.) А иногда свобода губительна. Это я не из страха перед ней говорю, а по конкретному поводу. Один из моих учеников несколько лет учился в школе, где царила свобода, ребята занимались “по интересам”, учились играючи... В результате сейчас ему очень тяжело: прочных знаний нет, лишь поверхностная “нахватанность”, нет ни умения, ни желания добиваться какой-либо цели или даже просто выполнять задание до конца. В придачу ко всему самоуверенность, раздражающая окружающих. Я не знаю, как проходят занятия в его бывшей школе. Допускаю, что для ребенка иного типа эта система хороша. Ученики – такие же разные люди, как учителя, как школы. Для развитых разных людей нужны различные системы образования. Если раньше культивировалась жесткая система с казарменным оттенком, то теперь модно стало воспевать свободу на грани анархии. Это тоже перегиб. Кто-то может расцвести и найти себя только в школе-парке, а другого отсутствие точно поставленных целей и жесткой дисциплины просто загубит. В идеале разные системы должны сосуществовать. Но самое сложное – вовремя определить, в русле какой методики данному ребенку лучше расти и развиваться. Пожалуй, возможность такого прогнозирования еще долго будет утопией.

Мария АМФИЛОХИЕВА
Санкт-Петербург

Учителю, работающему в школе для всех, вовсе не обязательно быть новатором, чтобы стать успешным в своей сфере деятельности. Он просто должен хорошо усвоить и соблюдать правила, которые предъявляет ему система. Нельзя опаздывать на урок и отпускать детей до звонка (урок – это святое). Нельзя кричать на учеников, выгонять их из класса, провоцировать конфликты или становиться их участником. Надо тщательно вести школьную документацию и проверять тетради, время от времени давать открытые уроки, выступать на педсоветах.

Галина ГОЛУБЕВА
г. Нововоронежск
Воронежской области
Вот еще одна тема для разговора, предложенная читателями. Плюсы и минусы, педагогические проблемы и их решение в так называемом свободном образовании. С точки зрения Марии Амфилохиевой, разные образовательные системы должны сосуществовать, главное – вовремя определить, какая из них больше подходит ребенку. Только вот кто будет это определять? И как? Может ли свободная образовательная система дать прочные знания?
Вопросы, вытекающие из письма Галины Голубевой, являются продолжением этого разговора. Действительно ли урок – это “святое”? Как сделать так, чтобы каждый учитель соблюдал приведенные выше правила. На мой взгляд, до тех пор пока урок будет неизменной единицей образовательного процесса, учителя будут их нарушать! В самом деле, если ученики должны приходить учиться в любом случае, даже если педагог будет опаздывать на работу и кричать на детей, – зачем стараться? Я не говорю о тех педагогах, кто просто не может унижать детей в силу своего характера. Но ни для кого не секрет, что много (очень много!) учителей день за днем нарушают эти правила. Ситуация похожа на социалистический рынок, когда, как мы все хорошо помним, продавец мог с легкостью накричать на покупателя и никакие общественные взыскания и наказания были не в силах изменить ситуацию к лучшему! Может быть, будущее все-таки за свободными образовательными системами, в которых потребители (дети, родители) будут контролировать работу педагогов. Если у учителя нет учеников, значит, это он плохо работает, а не дети снова не хотят учиться?!

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru