ЛЕТНИЕ ИТОГИ
ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПРИНОСЯТ ВАШИ ПИСЬМА
В педагогическом институте учат,
а в классе – учатся
Еще раз о пользе педагогической
практики
В рубрике “Институт учительского
мнения” Ольга Леонтьева начала очень интересный
разговор о драгоценном опыте повседневности
учителя. Я тоже принял участие в нем.
У работников редакции вызвало сомнение мое
предложение о прикреплении студентов
пединститутов на время обучения к школьным
классам. Еще раз подтверждаю свою точку зрения.
В нашей гимназии постоянно проходят
педагогическую практику студенты Пединститута
Сочинского университета туризма и курортного
дела.
Вспоминается один случай. Четверо молодых людей
должны были провести внеклассное мероприятие. В
беседе они предложили организовать для
гимназистов пятых-шестых классов встречу
“Вопросы – ответы”. Интересуюсь, как планируют
ее. Практиканты рассказывают: “Пригласим детей в
актовый зал. Они будут задавать вопросы, а мы
будем отвечать”. Спрашиваю: “А вы
подготовились?” В ответ: “А что готовиться? Мы
что, не ответим на вопросы пятиклашек?”
Рекомендую заранее собрать у ребят письменные
вопросы, в библиотеке гимназии основательно
подготовить ответы, а затем и проводить встречу.
Практиканты так и поступили. В ходе встречи из
зала буквально посыпались дополнительные
вопросы, на некоторые из них студенты не смогли
ответить. Проработавшие в школе много лет знают,
что даже в пятом классе бывают такие ребята,
которые специально отыщут вопрос, на который
порою трудно ответить учителю без подготовки.
После мероприятия беседуем с практикантами. Все
четверо в один голос заявили: “А мы и не думали,
что ученики 5–6 классов могут задать такие
трудные вопросы”.
Так студенты получили очень хороший урок. Если мы
направили в класс первокурсника, за пять лет он в
подобной ситуации побывает много раз. За эти годы
он увидит десятки уроков, внеклассных
мероприятий, побывает на педсоветах, заседаниях
кафедры, примет активное участие во многих
школьных делах. И такая многолетняя практика
общения с учителями, детьми поможет ему хорошо
изучить нашу профессию и постепенно выработает у
него критическое отношение к своей учительской
работе. Здесь срабатывает “принцип соленого
огурца”: если в рассол бросить огурец, он станет
соленым независимо от желания. В творчески
работающем коллективе молодой человек и сам
станет хорошим учителем.
За многие годы работы в школе, в отделе народного
образования я пытался сравнить выпускников
университетов и пединститутов как учителей.
Практика показала, что выпускники пединститутов
первые 3–5 лет работают лучше выпускников
университетов, а затем начинают от них отставать.
У них было больше практики, часов педагогики,
методики. За 3–5 лет выпускники университета
овладевают методикой, а высокая научная
подготовка делает их очень хорошими учителями.
Это наблюдение – лишнее подтверждение моей
мысли, что с первого курса студента пединститута
надо закреплять за классом в школе.
А что касается администрации школы, то она всегда
должна быть организатором жизни
образовательного учреждения, работать с
педагогами, особенно молодыми, учить их, в том
числе и критически относиться к своей работе.
Пединститут не может научить всему будущего
педагога. Слабым местом в работе пединститутов,
на мой взгляд, является методическая подготовка
будущих учителей. Как правило, на предметных
кафедрах работает более сильный
профессорско-преподавательский состав, чем на
методических. Выпускник школы, избирая факультет
пединститута, прежде всего ориентируется на
глубокое изучение любимого учебного предмета:
истории, литературы, математики и т.д., а уже в
институте подходит к методике. И без должной
школьной практики часто считает методику
второстепенным учебным предметом.
А педагогическая практика – это очень часто
участие студента в спектакле, где он заучил и
исполняет роль учителя.
А если студент с первого курса будет в школе, его
очень многому научит коллектив учителей,
администрация и, подчеркиваю, сами ученики.
Думающий молодой учитель через несколько лет
станет хорошим педагогом.
Школам города Сочи повезло в том отношении, что
преподаватели пединститута во главе с
директором, профессором, доктором
педагогических наук Ю.С.Тюниковым, не
отгораживаются от школ, а идут в педагогические
коллективы, чтобы совместно вести
исследовательскую, инновационную работу. К
примеру, в нашей гимназии работает профессор,
доктор филологических наук А.А.Ворожбитова,
разрабатывающая вместе с учителями проблему
формирования кросскультурной компетенции
гимназистов в процессе анализа литературных
произведений. Доцент М.Г.Оноприенко с учителями и
гимназистами исследует проблемы экологии
города-курорта Сочи. Такая же картина и в других
школах, гимназиях, лицеях города.
Не случайно многие школы стали федеральными,
краевыми, городскими экспериментальными
площадками. Да и наш город является таковым.
Н.А.КОСТИНИКОВ,
заслуженный учитель,
директор МОУ г. Сочи,
гимназия № 8
Вот и завязался разговор – пока один на один, но,
возможно, к нему присоединятся и другие читатели
газеты. В ответ на это письмо хочется напомнить,
что сомнения вызвало не предложение прикреплять
студентов к работающим педагогам, а
предположение, что таким образом можно
активизировать у будущих учителей рефлексивно-аналитическую
деятельность. Не противоречит ли автор письма
сам себе, отмечая, что, с одной стороны,
необходимо увеличить количество занятий по
педагогике в педагогических вузах и на практике,
с другой – заметив, что выпускники университетов
без всякого подобного опыта всего за несколько
лет работы становятся более сильными
преподавателями.
Это, по мнению Н.А.Костиникова, является
следствием того, что у бывших университетских
студентов есть хорошая научная подготовка.
Что же такое – хорошая научная подготовка?
Знание законов в определенной сфере? Умение ими
пользоваться? Пожалуй, кроме этого есть еще одна
важная характеристика: возможность (и умение!)
открывать новое. Не каждому будущему учителю
удалось в годы студенчества пережить острое
чувство поиска, сомнений, радость открытия. Может
быть, именно этот опыт и есть то недостающее
звено в образовании педагогов?! Опыт
самостоятельного, завершенного научного
исследования.
Выдвижение самостоятельной, иногда абсурдной, по
мнению окружающих, идеи; многократные попытки ее
обоснования более опытным коллегам; участие в
совместной работе “младшим” (наименее опытным,
которым все вокруг помогают) дает человеку
возможность на всю жизнь понять: не бывает
правильных и неправильных знаний, есть лишь
разные мнения, которые люди должны уметь друг
другу обосновывать; не всегда слова отражают
мысль, которую человек хочет высказать, – часто
ему нужна для этого помощь окружающих; не
существует абсолютных истин; умение понять новую
идею, даже если она чужая, и отличает самых
образованных людей от остальных.
Мы много говорим о школе сотрудничества,
сотворчества. Пишем, что каждый ребенок имеет
право на собственное мнение и должен уметь его
обосновывать и доказывать. Но если педагог
привык считать, что знает “истину”, которой его
научили преподаватели вуза и умные книги, –
сможет ли он уважительно отнестись к наивным
детским идеям? Вряд ли! Этому он должен научиться!
Причем не на лекциях, зачетах и экзаменах, а на
личном опыте, который и дает самостоятельное
научное исследование.
В последнее время все больше педагогических
коллективов приходят к выводу, что каждый ученик
должен иметь подобный опыт. Открываются школьные
академии наук, проводятся творческие конкурсы. И
это вполне естественно: без подобных навыков
детям будет трудно строить свою жизнь в
стремительно развивающемся мире.
Вот и получается, что школа сотрудничества,
действительно ориентированная на развитие
индивидуальности ребенка, может строиться лишь
теми взрослыми, которые имеют опыт собственной
научной деятельности. Другой вопрос: она должна
быть в сфере преподаваемого предмета или в
области педагогики? Что главное для будущего
учителя: умение искать новое в биологии, химии,
математике или в образовании?
Ваше мнение000
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|