ЛЕТНИЕ ИТОГИ
“ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО” ОТ СЕНТЯБРЯ ДО ИЮЛЯ
Школа привыкла жить от сентября до
сентября. Мы так и говорим: осенью – начало
учебного года, а к 1 июля – конец. Потом два месяца
каникул, и опять начало. Но что если перед самым
отдыхом вспомнить удачи и открытия уже
улетевшего в прошлое года. Ведь если не найти
этих нескольких минут, время закроет прошедшую
жизнь своей космической дымкой. А там было немало
важного, точного, созвучного времени, что
наверняка может пригодиться в будущем.
Видимо, и нам в школьном отделе «Первого
сентября» тоже пришло время оглянуться...
Виртуальная школа:
Проект, который рождается на ваших глазах
Сначала не было никакого проекта
виртуальной школы. Вернее, эти слова привычно
связывались с чем-то компьютерным. Потом кто-то
сказал:
– А давайте попробуем учить детей по-другому:
так, чтобы они с уроков не сбегали. Если надоели
им школьные стены – пусть будет школа без стен.
Изучи компьютерный курс, считаешь, что готов
сдать, – приходи, сдавай зачет. Вот такая школа,
наверное, и есть виртуальная.
Потом на эту тему заговорили на Втором
международном фестивале «Школа для ребенка».
Развернулся целый диспут. Идея виртуальной школы
превратилась в замысел школы вполне реальной, но
которой пока нет.
После этого и появилась страница в нашей газете,
где мы стали рассказывать о проекте виртуальной
школы, который начал разворачиваться по двум
линиям: во-первых, мы попробовали создавать
обучающие компьютерные программы для
виртуальной школы, а во-вторых, продолжали думать
над педагогическими, философскими,
нравственными основаниями новой системы
образования.
Отвечая на вопросы, споря в редакции и на
страницах газеты, мы поняли, чем не будет и не
может быть наша виртуальная школа.
1. Она не будет заочной. Не только машинная
программа не заменит учителя и сверстников, но и
переписка при помощи чата, форума, электронной
почты не охватывает всех возможностей
человеческого общения. Живая работа в группе и
живое взаимодействие с учителем необходимы в
нашей виртуальной школе.
2. Виртуальная не значит компьютерная или
интернет-школа. Источником знаний был и остается
не только компьютер. Если Третьяковка рядом –
надо идти в Третьяковку, а не бродить по ее сайту.
Если Третьяковка далеко, а рядом только
краеведческий музей – отправьтесь и на сайт, и в
этот музей непременно. Реализуются знания тоже
не в прохождении автоматизированных тестов.
Например, чтобы создать сайт школы (так
называемый интернет-проект), придется не только у
компьютера сидеть, но и по школе побегать, и в
библиотеку сходить, и в мозговом штурме
поучаствовать. Какая же это компьютерная жизнь?
3. Виртуальная не значит ненастоящая, не
существующая в реальности. Наша виртуальная
школа прорастает из опыта работающих школ, из
опыта обучения вне рамок классно-урочной
системы, вне рамок трехсотлетней традиции.
Частью виртуальной школы может оказаться
Монтессори-педагогика или педагогика проектов,
насколько они дают возможность самостоятельного
учения.
А помните наш дневник? В дневнике мы рассказывали
об опыте работы начальной школы г. Ефремова
Тульской области. О том, как дети учатся по
индивидуальным образовательным программам,
причем выстраивают их во многом самостоятельно.
О том, как педагог становится исследователем и
проектирует не столько действия ребенка, сколько
образовательную среду – пространство и время,
пригодные для самообразования. О том, как к
ефремовцам присоединились московская школа № 71
и станция юных техников в Анадыре (Чукотка).
В наблюдениях и размышлениях окончательно
оформилось наше сегодняшнее понимание
виртуальной школы, очень непохожее на то, что
было в самом начале. Виртуальная школа – это
школа самостоятельного учения, в которой
изменена роль взрослого (не учитель, а
проектировщик образовательной среды, а также
консультант, помощник, даже друг ребенка),
изменены способы внутренних и внешних
взаимодействий. Учение самостоятельное, если
ребенок сам разрабатывает его цели и план.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|