ЛЕТНИЕ ИТОГИ
“ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО” ОТ СЕНТЯБРЯ ДО ИЮЛЯ
Школа привыкла жить от сентября до
сентября. Мы так и говорим: осенью – начало
учебного года, а к 1 июля – конец. Потом два месяца
каникул, и опять начало. Но что если перед самым
отдыхом вспомнить удачи и открытия уже
улетевшего в прошлое года. Ведь если не найти
этих нескольких минут, время закроет прошедшую
жизнь своей космической дымкой. А там было немало
важного, точного, созвучного времени, что
наверняка может пригодиться в будущем.
Видимо, и нам в школьном отделе «Первого
сентября» тоже пришло время оглянуться...
Метафизика детства:
Это время младше и мудрее нас
Давно уже существует в нашей газете
такая странная полоса – “Метафизика детства”.
Ее авторы пытаются постичь сущность ребенка,
сущность детства, его философию, психологию,
субкультуру, духовные устремления. Эти материалы
не совсем привычны для читателя – в них не набор
конкретных рекомендаций, как в каких случаях
поступать с детьми конкретного возраста, и даже
не описание имеющегося педагогического опыта.
Более всего эти тексты похожи на разговоры вслух
с самим собой, осмысление эпохи детства, поиск
причин и двигателей детской жизни. Мы пытаемся
рассмотреть детство не в плоскости учения, или
игры, или болезней, а во всем возможном объеме.
Для этого пускаемся в запутанные и опасные
странствия по лабиринтам детской души, наблюдая
ребенка и вспоминая нас, маленьких. Для этого
рассуждаем о детском времени и о
взаимоотношениях ребенка с пространством. Время,
оно какое? Можно ли его нарисовать, увидеть,
почувствовать? Почему так устроено, что есть
будни и праздники? Об этом стоит почаще
разговаривать с малышами и подростками, чтобы
хотя бы чуть-чуть понять, как они чувствуют и
представляют время. Например, для того, чтобы
более взвешенно относиться к детской
медлительности, детской быстроте, детскому
чувству праздника, вообще детскому времени
жизни. Оказывается, детское время не такое, как
взрослое, сначала его как бы и нет совсем, а есть
вечность. Маленький ребенок живет внутри
времени, не подозревая о его существовании, но
чувствуя кожей его приливы и отливы, временные
циклы, проживая его в считалках и прыгая на одной
ножке. В малыше живет ритм времени, но нет слов
“никогда”, “всегда”, “не успею” и “опоздаю”.
Зато есть потрясающее чувство праздника, который
всегда для него пишется с большой буквы. Именно
Праздник дает ему однажды отчетливое понятие о
времени, собственном росте и изменении.
Неизменные, давно знакомые стеклянные шарики
рождественской елки становятся устойчивой
категорией, вокруг которой, как вокруг основания,
постепенно крепятся в детском сознании
абстрактные понятия – “большой”, “маленький”,
“будущий год”, “прошлый год”. Ребенок
погружается в праздник целиком, проживая его
каждой своей клеточкой. Поэтому так важно
взрослое, осмысленное, педагогическое участие в
детском празднике. Но здесь требуются не
детально разработанные сценарии утренников, а
способность сопереживать детскому состоянию
души.
Абсолютно необходима также и способность
наблюдать мир с “детской линии горизонта”,
представлять детские взаимоотношения с
ландшафтом, чтобы однажды увидеть потрясающие
образовательные возможности детских
путешествий и всерьез заняться разработкой
маршрутов вместе с детьми. Историю детства
взрослые примерно представляют по мемуарам и
собственным воспоминаниям. Но при внимательном
рассмотрении оказывается, что кроме привычного
нам мира детской психологии и медицины
существует еще и мир географии детства, и даже
физики и химии, о чем мы писали в одном из
последних июньских выпусков “Метафизики”. Жаль,
что у нас всегда так мало времени, чтобы
наблюдать и прислушиваться к шуму бесконечного
движения наших растущих детей, жаль, что мы лишь
мельком оглядываем карту детского мира, вместо
того чтобы почаще, никуда не торопясь, склоняться
над ней… Для того, наверное, мы и пишем свою
“Метафизику детства”, чтобы научиться видеть
неочевидное, чувствовать и понимать гораздо
глубже.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|