ЛЕТНИЕ ИТОГИ
“ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО” ОТ СЕНТЯБРЯ ДО ИЮЛЯ
Школа привыкла жить от сентября до
сентября. Мы так и говорим: осенью – начало
учебного года, а к 1 июля – конец. Потом два месяца
каникул, и опять начало. Но что если перед самым
отдыхом вспомнить удачи и открытия уже
улетевшего в прошлое года. Ведь если не найти
этих нескольких минут, время закроет прошедшую
жизнь своей космической дымкой. А там было немало
важного, точного, созвучного времени, что
наверняка может пригодиться в будущем.
Видимо, и нам в школьном отделе «Первого
сентября» тоже пришло время оглянуться...
Сельская школа:
Спасение – в отказе от общих рецептов
Когда в прошлом году в газете
появилась полоса “Сельская школа”, тон ее
публикаций был довольно резкий, тревожный.
Сельская школа попросту погибала. Идеи ее
реанимации, изложенные в “Концепции
реструктуризации сети общеобразовательных
учреждений, расположенных в сельской местности
Российской Федерации”, не внушают оптимизма.
Ведь невозможно применить один, даже самый
лучший, рецепт к деревенским школам, таким
разным, порой насчитывающим от трех до пяти
учеников. Во многом разрушительна для
крестьянского уклада и идея школьного автобуса,
везущего ребенка за несколько верст от дома для
получения образования, идея интернатов и
маленьких школ как филиалов больших.
Да, деревенские дети тоже должны, хотят и имеют
право врастать в общемировую культуру, но весь
вопрос – как это сделать, чтобы и ребенка
сохранить, и школу не сломать. Появился даже
особый термин – “крестьянское качество
образования”, предложенный нашим постоянным
автором из Красноярска Игорем Реморенко.
Крестьянское качество – это прежде всего запрос
на практическое применение знаний, житейская
смекалка, уважение к устному рассказу, ведь
испокон веков деревенские дети получали многие
сведения именно так – лежа вечером на печи,
слушая отца, маму и деда, неторопливо
разматывавших в рассказе нить своей жизни.
Крестьянское качество образования
подразумевает ежедневный упорный осмысленный
труд: труд на земле, труд открытия неизвестного
мира.
Однако и здесь не может быть одного
спасительного решения на всех,
одной-единственной формы, одного содержания
образования. Так в поле нашего зрения появилась
проблема необходимости более тщательной
разработки типологии сельских школ и укоренения
на местах этих разных типов, о чем говорила в
интервью для газеты Марина Гурьянова,
руководитель ВНИК “Сельская школа и социум”
Российской академии образования. Агрошкола,
школа-комплекс, сельский лицей, малокомплектная
разновозрастная школа – это лишь самые
известные модели, которых еще существует великое
множество.
Но все-таки главная функция деревенской школы –
быть дверью в большой (не обязательно городской!)
мир для ребенка и социальным центром села, где
найдут достойное место взрослые люди – и не
только учителя, как это случилось в карельском
селе Коткозеро, в алтайском поселке Тальменка и
многих других местах. В деревне чужих детей не
бывает, все растут под одним небом. И теперь,
например, в Красноярском крае эта традиция
продолжается в виде районных родительских
собраний, а на Украине художник Александр
Шевченко силами детей и взрослых создает целый
музей местной истории, нужный всем.
Не станем раскрывать наши будущие секреты.
Скажем лишь, что “Сельская школа” по-прежнему
беспокоится за судьбу школ маленьких и больших,
каменных и деревянных, знаменитых и обыкновенных
и постарается вместе с ними искать пути
достойной, осмысленной и радостной жизни.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|