Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №47/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ЛЕТНИЕ ИТОГИ
“ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО” ОТ СЕНТЯБРЯ ДО ИЮЛЯ

Школа привыкла жить от сентября до сентября. Мы так и говорим: осенью – начало учебного года, а к 1 июля – конец. Потом два месяца каникул, и опять начало. Но что если перед самым отдыхом вспомнить удачи и открытия уже улетевшего в прошлое года. Ведь если не найти этих нескольких минут, время закроет прошедшую жизнь своей космической дымкой. А там было немало важного, точного, созвучного времени, что наверняка может пригодиться в будущем.
Видимо, и нам в школьном отделе «Первого сентября» тоже пришло время оглянуться...

Сетевое образование:
Между стихией и жесткой системой

Мы затеяли дискуссию о сетевом образовании, не слишком представляя, ни что может означать сам этот термин, ни суть нового понимания общественно-педагогического движения. Мы даже не знали, как технически устроить серьезную дискуссию в газете – не страницу из высказываний специалистов, не “круглый стол”, а вот именно дискуссию – с аналитической полемикой, позиционным размежеванием или объединением взглядов. Но, видимо, идея рассмотреть реалии современной школы с точки зрения стихийно складывающихся общественно-педагогических сетей оказалась столь точно угаданной, что обсуждение началось еще до публикации в комнате школьного отдела, как только Анатолий Маркович Цирульников принес в редакцию свою статью «Сетевое образование: контуры новой парадигмы». Нам стало понятно, что этот текст необычен, он содержит программу движения современного педагогического сообщества. Получалось, что сетевое образование может стать ответом на общественно-педагогические ожидания концепции школьных перемен. Надо только вникнуть в суть предложения А.Цирульникова и разобраться: мое это или не мое, о моей это школе или нечто от нее далекое.
Почему постоянные реформы, модернизации, реконструкции не двигают нашу школьную систему вперед? Одни участники дискуссии увидели причину в том, что реформаторы-администраторы подходят к образованию как к закрытой системе, а ведь она живой, пульсирующий организм, постоянно превращающийся то в открытую систему, то в сеть. Другие, напротив, отметили несовершенство механизма общественно-педагогического взаимодействия, которое часто, увы, не в состоянии защитить участников даже своей сети и сохранить ее собственную сетевую независимость. Третьи стали говорить, что именно в подчиненности государственному заказу школа видела и видит свою безусловную добродетель. В этом, считали они, и состоит ее принципиальное отличие от культуры, которая развивается подчеркнуто сетевым, неиерархическим образом.
В школьном деле настоящее сетевое взаимодействие имеет смысл лишь тогда, когда узлы сети не спланированы наверху и заранее, а возникают на свой страх и риск, по собственной инициативе и именно по этой причине оказываются интересны.
Есть противоположное мнение. Сети вовсе не вызревают по воле масс, а организуются под определенные базовые потребности. Если школы и организуются в какие-то объединения, то лишь в целях выживания в существующем социальном хаосе российской жизни в отсутствии ясной и понятной государственной политики в сфере образования. Школа не может и не должна быть полностью самостоятельной единицей, иначе она перестанет быть школой, то есть учреждением, которому общество поручило функцию воспроизводства требуемых ему человеческих качеств, умений и знаний. В состоянии ли хотя бы одна существующая сегодня образовательная сеть самостоятельно обеспечить этот заказ?
В пылу полемики бывает полезно вернуться к ее началу. Заявленная Анатолием Цирульниковым гипотеза состояла в том, что проявившиеся в последние годы важные явления педагогической жизни или сумеют организоваться преимущественно сетевым образом, или будут чахнуть, распадаться, омертвляться, выталкиваться из образования. В лучшем случае отходить на второй план. За прошедшие десять лет, заметил один из участников дискуссии, организация качественного образования достигалась преимущественно за счет сосредоточения и отбора учителей и идей, детей и родителей. Сегодняшний вопрос в том, как выстроить взаимодействие тех, кого физически вместе собрать нельзя. Похоже, это можно осуществить в парадигме сетевого образования.
Понятно, что дискуссия не окончена. Главное, что она дала повод для наших с вами, дорогие читатели, профессиональных раздумий. Перечислим всех, кто принял в ней участие: Анатолий Цирульников, Александр Лобок, Владимир Загвоздкин, Дмитрий Иванов, Ната Крылова, Ефим Рачевский, Ольга Леонтьева, Елена Куценко, Марк Кукушкин, Татьяна Ковалева, Сергей Поляков, Андрей Русаков.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru