РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
НА КНИЖНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Хилэр Беллок. Ришелье
М.: Алетейа, 2002
Многие у нас в стране читали стихи
Хилэра Беллока (1870–1953), написанные в
традиционном английском жанре «нонсенса»,
исторические же труды его известны куда меньше.
Этот литератор вообще был чрезвычайно плодовит:
детские и взрослые стихи, романы, эссе, путевые
заметки, исторические и социологические
сочинения… Беллок известен еще и как ближайший
друг и единомышленник Г.К.Честертона – их
объединяли романтическо-патриархальные идеалы
старой доброй Англии, католицизм и склонность к
ненавязчивому морализаторству. Их вечный
оппонент Бернард Шоу даже придумал для
друзей-писателей общий псевдоним –
Честербеллок.
Книга «Ришелье» впервые вышла в Америке в 1929 году
и на русский доселе не переводилась. Биографию
знаменитого кардинала писали многие почтенные
ученые (есть и многотомные труды на эту тему);
историк-любитель Беллок создал занимательное
жизнеописание, нимало, впрочем, не нарушающее
исторических фактов. Книга написана в жанре
биографического эссе, причем это отразилось даже
на структуре текста. К примеру, Беллок так
увлечен сопоставлением Ришелье и Бисмарка (лавры
«второго Плутарха» явно не давали покоя
биографу), что главу с их сравнительными
характеристиками поместил в самом начале книги.
А уж потом идет хронология жизни Ришелье со всеми
ее войнами, дворцовыми интригами, сложными
взаимоотношениями с королем Людовиком ХIII,
церковными и государственными деяниями. Вообще
автор рассматривает жизнь и эпоху легендарного
кардинала в том аспекте, который, по мнению
Беллока, игнорировался большинством
историков-предшественников либо умалчивался как
несущественный. Речь идет о том, «как из
христианского мира Европы начала ХVII века
возникли современные государства с их едва ли не
религиозным культом национальности, как между
католицизмом и протестантизмом образовалась
пропасть, на наших глазах становящаяся все
глубже и глубже».
Александр Дюма в своих знаменитых романах
смотрел на кардинала Ришелье глазами скептика и
беллетриста до мозга костей. Нужен был образ
коварного и лицемерного злодея, циничного ханжи,
«серого кардинала» – пожалуйста, Ришелье
подходит на эту незавидную роль как нельзя лучше.
А как уж там было на самом деле – не все ли равно?
Простой читатель ведь не будет рыться в пухлых
исторических трактатах, сопоставляя литературу
и факты. В книге Беллока Арман Жан дю Плесси,
кардинал Ришелье, – это «одинокий и властный
гений», создавший, по сути, новый тип государства.
Недаром «учениками» Ришелье были, по Беллоку, и
Бисмарк, и Петр Первый. Кардинал провел во
Франции реформу органов власти и заложил основы
современного государственного аппарата.
Придумал передовую систему налогообложения.
Разбил непримиримых гугенотов (помните
хрестоматийную осаду Ла Рошели?). Главной же
удачей Ришелье, по мнению Беллока, была политика
религиозной терпимости: «Он считал, что для
единой католической Европы еще не пришло время, и
поэтому он не имеет права жертвовать интересами
нации и государства ради призрачных интересов
католицизма». В итоге страна, обуянная религией
патриотизма, поднялась на вершины военного и
политического могущества при Людовике ХIV,
унаследовавшем завоевания кардинала Ришелье.
Гегемония Франции на суше и на море продолжалась
почти полтора века.
А потом грянула революция, Людовик ХVI взошел на
эшафот. Истлевшему в могиле телу кардинала
Ришелье тоже не поздоровилось. Некий мальчишка,
сын революционного мясника, украл череп
кардинала из вскрытой и разграбленной гробницы в
церкви при Сорбонне. Так проходит слава земная…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|