Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №46/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ ДВОР

Сергей ПОПОВ,
заместитель начальника Главного
управления образования Департамента социальной политики
Чукотского автономного округа

Юг с признаками севера

Образовательное путешествие чукотских школьников в Московию

Выходит, Черное море не полезно им для здоровья

Чукотка – уникальный регион России. Ее уникальность складывается из экстремального климата, территориальной удаленности, практически полного отсутствия наземных дорог. По этим параметрам она сравнима лишь с несколькими территориями такого же Крайнего Севера России. Для всех северных регионов еще с советских времен повелась традиция вывозить детей на лето на Юг, поближе к морю и фруктам. Сохранена она и поныне. Да только вовсе не факт, и медицинская статистика это подтверждает, что для ребенка, ослабленного суровым полярным климатом, полезно из зимы неожиданно попасть в жаркие субтропики Кавказа или под палящее солнце Крыма. Такое и взрослый организм с трудом выдерживает. Дети же болеют: сначала в лагере, потом дома после возвращения. Вот и пришла новым руководителям Главного управления образования Чукотского автономного округа мысль вывозить детей не только к Черному морю, но и в среднюю полосу России, чтобы не было такого мощного климатического удара по здоровью юных северян. Одной из таких территорий было выбрано Подмосковье.

А в Подмосковье водятся…

Оказывается, многие дети с Чукотки ни разу не видели не только каштаны и клены, но даже “настоящие” большие березы и сосны. Ведь если и растут те на Чукотке, так только карликовые, не выше человеческого роста. Уникальная возможность близкого знакомства с иной природой может или стать продолжением уроков, или послужить началом получения новых знаний о природе Земли. А уж как вести себя в лесу, чтобы не заблудиться, об этом можно узнать от опытных туристов. А еще они покажут хрупкость, ранимость нашей природы и научат, как вести себя, чтобы не причинять дополнительной боли лесу: уходя, костер надо затушить, а мусор убрать – закопать или унести с собой.

Москва златоглавая

Москва-столица многим россиянам до боли знакома и любима. Это крупнейший мегаполис, где история глубоких времен соседствует с урбанизированной и технизированной современностью. Как же не использовать уникальные возможности временной близости Москвы для образовательных целей? Ведь даже прогулка по Москве для любого провинциала – событие. Но надо помнить и про другое. Для жителя, например, Чукотки, где десятитысячный Анадырь считается большим городом, средоточием цивилизации, пребывание в Москве может стать стрессовым, шоковым: громады домов, безликость толпы, бесконечные потоки машин, теснота и духота метрополитена. Даже освоение правил поведения на улицах большого города, таких простых для жителя столицы, может стать для школьника Чукотки полезным и важным жизненным уроком. А уж приобщение к историческим и культурным ценностям станет несомненным образовательным фактором для любого гостя чудесного города.

Кто проводник в бушующем мире?

Подростковая энергия неисчерпаема, по взрывной силе она сравнима с энергией атома. И куда она будет направлена, зависит в первую очередь от тех взрослых, что окружают подростка. Смогут ли педагоги, работающие с детьми, в том числе и летом, направить с виду неукротимую их энергию на добрые, созидательные цели?
Чукотским школьникам, отдыхающим в детском городке “Салют” Рузского района, повезло: с ними работает педотряд, набранный Фондом поддержки социально-педагогических программ “Новое поколение”. Вожатые и воспитатели используют методику коллективной творческой деятельности, “орлятские” и коммунарские разработки. Территория лагеря возрождается после десятилетнего запустения, и есть где приложить усилия отдыхающим школьникам. Дети с нетерпением ждут, когда можно будет покрасить отрядные беседки, с которых они уже ободрали старую обшивку. Оборудовали в лесу на территории лагеря отрядные костровые площадки. Память о кострах надолго останется в душе каждого, так же как яркое празднование Дня России, всколыхнувшее патриотические чувства.
А для творческой смены был организован выезд в художественно-графическое отделение Серпуховского педагогического училища. После этого в лагере начали работу мастерские преподавателей для чукотских детей и педагогов. Педагоги вообще активно включены в жизнь лагеря, получают знания, осваивают ремесла и педагогические технологии, повышают свою квалификацию.
Главная цель, которую ставят вожатые “Нового поколения”, – показать школьникам широкий спектр различных видов деятельности, чтобы дети могли выбрать то, что им по душе. Сначала на вопрос: “Хочешь ли ты играть в баскетбол?” – чукотские дети отвечали: “Нет”. Оказалось, они просто не знают этой игры, никогда не держали в руках баскетбольного мяча.
Множество мастерских и секций, работающих в лагере, помогают снять проблему. Каждый ребенок вернется домой на Чукотку не только отдохнувшим и окрепшим, но и духовно обогащенным, открывшим много нового и интересного. Быть может, он будет больше любить родную землю, заботиться о ней так, чтобы было хорошо жить на ней ему самому и окружающим людям.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru