ШКОЛЬНЫЙ ДВОР
Сергей ПОПОВ,
заместитель начальника Главного
управления образования Департамента социальной
политики
Чукотского автономного округа
Юг с признаками севера
Образовательное путешествие
чукотских школьников в Московию
Выходит, Черное море не полезно им для
здоровья
Чукотка – уникальный регион России. Ее
уникальность складывается из экстремального
климата, территориальной удаленности,
практически полного отсутствия наземных дорог.
По этим параметрам она сравнима лишь с
несколькими территориями такого же Крайнего
Севера России. Для всех северных регионов еще с
советских времен повелась традиция вывозить
детей на лето на Юг, поближе к морю и фруктам.
Сохранена она и поныне. Да только вовсе не факт, и
медицинская статистика это подтверждает, что для
ребенка, ослабленного суровым полярным климатом,
полезно из зимы неожиданно попасть в жаркие
субтропики Кавказа или под палящее солнце Крыма.
Такое и взрослый организм с трудом выдерживает.
Дети же болеют: сначала в лагере, потом дома после
возвращения. Вот и пришла новым руководителям
Главного управления образования Чукотского
автономного округа мысль вывозить детей не
только к Черному морю, но и в среднюю полосу
России, чтобы не было такого мощного
климатического удара по здоровью юных северян.
Одной из таких территорий было выбрано
Подмосковье.
А в Подмосковье водятся…
Оказывается, многие дети с Чукотки ни
разу не видели не только каштаны и клены, но даже
“настоящие” большие березы и сосны. Ведь если и
растут те на Чукотке, так только карликовые, не
выше человеческого роста. Уникальная
возможность близкого знакомства с иной природой
может или стать продолжением уроков, или
послужить началом получения новых знаний о
природе Земли. А уж как вести себя в лесу, чтобы не
заблудиться, об этом можно узнать от опытных
туристов. А еще они покажут хрупкость, ранимость
нашей природы и научат, как вести себя, чтобы не
причинять дополнительной боли лесу: уходя,
костер надо затушить, а мусор убрать – закопать
или унести с собой.
Москва златоглавая
Москва-столица многим россиянам до боли
знакома и любима. Это крупнейший мегаполис, где
история глубоких времен соседствует с
урбанизированной и технизированной
современностью. Как же не использовать
уникальные возможности временной близости
Москвы для образовательных целей? Ведь даже
прогулка по Москве для любого провинциала –
событие. Но надо помнить и про другое. Для жителя,
например, Чукотки, где десятитысячный Анадырь
считается большим городом, средоточием
цивилизации, пребывание в Москве может стать
стрессовым, шоковым: громады домов, безликость
толпы, бесконечные потоки машин, теснота и духота
метрополитена. Даже освоение правил поведения на
улицах большого города, таких простых для жителя
столицы, может стать для школьника Чукотки
полезным и важным жизненным уроком. А уж
приобщение к историческим и культурным
ценностям станет несомненным образовательным
фактором для любого гостя чудесного города.
Кто проводник в бушующем мире?
Подростковая энергия неисчерпаема, по
взрывной силе она сравнима с энергией атома. И
куда она будет направлена, зависит в первую
очередь от тех взрослых, что окружают подростка.
Смогут ли педагоги, работающие с детьми, в том
числе и летом, направить с виду неукротимую их
энергию на добрые, созидательные цели?
Чукотским школьникам, отдыхающим в детском
городке “Салют” Рузского района, повезло: с ними
работает педотряд, набранный Фондом поддержки
социально-педагогических программ “Новое
поколение”. Вожатые и воспитатели используют
методику коллективной творческой деятельности,
“орлятские” и коммунарские разработки.
Территория лагеря возрождается после
десятилетнего запустения, и есть где приложить
усилия отдыхающим школьникам. Дети с нетерпением
ждут, когда можно будет покрасить отрядные
беседки, с которых они уже ободрали старую
обшивку. Оборудовали в лесу на территории лагеря
отрядные костровые площадки. Память о кострах
надолго останется в душе каждого, так же как
яркое празднование Дня России, всколыхнувшее
патриотические чувства.
А для творческой смены был организован выезд в
художественно-графическое отделение
Серпуховского педагогического училища. После
этого в лагере начали работу мастерские
преподавателей для чукотских детей и педагогов.
Педагоги вообще активно включены в жизнь лагеря,
получают знания, осваивают ремесла и
педагогические технологии, повышают свою
квалификацию.
Главная цель, которую ставят вожатые “Нового
поколения”, – показать школьникам широкий
спектр различных видов деятельности, чтобы дети
могли выбрать то, что им по душе. Сначала на
вопрос: “Хочешь ли ты играть в баскетбол?” –
чукотские дети отвечали: “Нет”. Оказалось, они
просто не знают этой игры, никогда не держали в
руках баскетбольного мяча.
Множество мастерских и секций, работающих в
лагере, помогают снять проблему. Каждый ребенок
вернется домой на Чукотку не только отдохнувшим
и окрепшим, но и духовно обогащенным, открывшим
много нового и интересного. Быть может, он будет
больше любить родную землю, заботиться о ней так,
чтобы было хорошо жить на ней ему самому и
окружающим людям.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|