Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2002

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ— НАРКОТИКИ

Галина КАЛИНИНА

Ненависть. Обман. Месть

Так в общих чертах представляют себе жизнь большинство старшеклассников.В ходе недавнего анкетирования школьникам было предложено ответить всего на два простых вопроса. Результаты исследования потрясли не только психологов...

– Заставьте моего ребенка бросить пить!
С этим призывом в кабинет психолога Николая Подхватилина ворвалась крупная дама, за которой покорно плелся паренек лет восемнадцати. От него густо несло перегаром.
Николай Васильевич попытался пригасить их пыл, попросил сесть, рассказать, в чем дело. Парень с властной мамочкой препираться не стал, заявил, что действительно пьет горькую, неоднократно кодировался в разных клиниках и даже ездил в Феодосию к Довженко. После очередного кодирования написал подписку: мол, знает отлично, что, выпив хотя бы каплю водки, умрет сразу. А спустя полторы недели купил водки, зашел в приемную «Склифа», открыл бутылку, налил стакан, ухватился рукой за звонок около двери и... выпил.
– А зачем палец на звонке держал?
– Если бы стал умирать, позвонил бы, чтоб откачали, – спокойно пояснил юный алкоголик.
Судя по всему, его совсем не трогало, что сидящая рядом мама едва сдерживает рыдания. Оказалось, она уже ходила с сыном к экстрасенсу, который долго водил по его спине какой-то железякой, потом сделал укол и сказал: «Выпьешь – умрешь». Сразу же после сеанса парень вразвалочку подошел к ларьку, взял бутылку пива и медленно «вылакал» ее. У мамы была одна цель в жизни – вылечить сына. У сына – другая. Вот такие подробности.
Подхватилин начал работать. Вскоре выяснилось, что в старших классах мальчишка влюбился, девушка ответила взаимностью. Однако властная мама решила, что девчонка не пара сынуле-отличнику, которому еще рано думать «об этом». Из лучших побуждений – а какая мама действует из худших? – она умудрилась разлучить молодых людей. Они расстались.
– Она не дала мне поступить в «Бауманку», ведь тогда бы мы со Светкой оказались на одном курсе. Мать убедила меня, что таких, как Светка, еще много будет, – запоздало жаловался парень на приеме у Подхватилина.
История эта закончилась так, как хотела мама. И теперь сын, сам того не осознавая, мстит матери, пьет горькую. И чем больше мама страдает и переживает, чем горше рыдает, тем с большим удовольствием сын уходит в очередной запой. А про историю с девочкой они, похоже, давно забыли.
Николай Подхватилин считает, что судьба человека сильно зависит от того, что он думал, чувствовал, делал в старшем подростковом возрасте. Переход из школы во взрослую жизнь – один из ключевых моментов, и именно этому периоду, по мнению психолога, родители и учителя должны уделять особенно пристальное внимание.
Насколько готовы старшеклассники к социализации, к вхождению в мир взрослых? Смогут ли подростки самостоятельно принимать решения, достаточно ли у них навыков, знаний и желания стать хозяевами собственной жизни, самим строить свою судьбу? Или они склонны избегать «взрослости» при помощи алкоголя и наркотиков?
Для ответов на эти вопросы было проведено анонимное анкетирование школьников Москвы и Московской области. В опросе участвовали ученики выпускных и старших классов. Результаты? Что ж, результаты как всегда ошеломили, дали специалистам богатую пищу для размышлений и прогнозов.
Вот как подростки ответили на вопрос «Что вы знаете о жизни?»:
«Не знаю практически ничего».
«Я знаю, что жизнь очень короткая, сложная и непонятная, но прекрасная».
«Трудная штука, но она мне пока нравится».
«Жизнь очень трудна, к ней надо приспосабливаться».
«Чтобы выжить, надо крутиться».
«В настоящую жизнь человек вступает после школы. У человека всегда лишь одна жизнь».
«Конечна. Периодична».
«Существование белковых тел».
«Жизнь – страшная штука».
«Реальная жизнь заедает».
«Жизнь есть анализ умом окружающей среды».
«Непредсказуемая. Трудная или легкая – кому как повезет».
«Жизнь – любовь, это самое главное».
«Жизнь – это испытание человека на выживание».
«Это наука, которую мы изучаем перед тем, как попасть в мир иной, более сложный».
«Жизнь – это расплата за что-то».
«Ненависть, обман, месть».
«Жизнь очень тяжелая. Иногда даже не хочется жить».
«Вещь трудная, конечно, но это дар сверху».
«Знаю, что в жизни нужны друзья, которым можно довериться».
«Я знаю, что жизнь не имеет границ, а люди в этой жизни – существа временные и непонятные».
«Человек – больше, чем нечто органическое, и должен стремиться к совершенству, стараться познать мир».
«Жизнь чревата крутыми поворотами и сюрпризами».
«Я знаю о жизни мало: впереди жуткая неизвестность, жить надо сегодняшним днем».
«Жизнь так трудна, что для того, чтобы выжить, надо иметь огромную силу воли и разум».
«Иногда она прекрасна, как награда за человеческое старание сделать из своей жизни рай».
«Загадочная. Отсрочка с того света».
«Я знаю о жизни не очень-то много: трудная, непонятная».
«Я знаю, что жить тяжело».
«Жить надо, раз она тебе дана, но у меня нет в этом уверенности».
«Я не знаю, как хорошо сложить свою судьбу».
«Жизнь нередко обижает».
«Что я знаю о жизни? Мир после школы отличается от нынешнего».
Подхватилин скрупулезно вычертил несколько диаграмм, основанных на анализе опроса школьников. Ответы на вопрос «Что вы знаете о жизни?» помогли психологу выяснить отношение подростков к реальной жизни: они боятся ее или хотят смело шагнуть во взрослый мир? И главное, готовы ли к такому шагу?
Одну группу ответов Подхватилин озаглавил словом «Интерес». По его подсчетам, 20 процентов учащихся продемонстрировали интерес к предстоящей взрослой жизни. Они к ней готовятся и стремятся, она их не пугает. Другую – 5 процентов – словом «Рацио». Эти подростки оценили свои перспективы очень трезво и рационально, без лишних эмоций. А вот что касается остальных участников анкетирования, тут выводы психолога производят удручающее впечатление...
Судите сами. По мнению Подхватилина, 25 процентов выпускников не хотят задумываться над грядущим. Их ответы он назвал одним емким словом – «Уход». 20 процентов – это «Настороженные» – те, кто смотрит вдаль с опаской. И, наконец, фаталисты. Их 23 процента. Они заранее настроены на неблагоприятные последствия дальнейшей жизни. Их ответы на диаграммах помечены словом «Плохо». Куда уж хуже!
Подхватилин утверждает, что именно эти 68 процентов подростков («Уход», «Настороженные» и «Плохо») – потенциальные наркоманы и алкоголики. И что, все они непременно начнут пить и колоться?! Нет, конечно, просто такие ребята предрасположены к алкоголизму и наркомании. Для них шаг во взрослую жизнь может оказаться шагом в бездну, в объятия наркомании. Вас не пугает «группа риска» – почти две трети старшеклассников?..
– У 68 процентов подростков, – утверждает Подхватилин, – не сформированы внятные представления о реальной жизни и тем более – способы поведения в ней. Иными словами, они не знают, как реализовать себя в этом мире.
С помощью другого вопроса – «Что вы не знаете о жизни?» – психолог выяснил направление ближайших познавательных интересов школьников. Вдумайтесь в их ответы:
«Не знаю очень много. Мало опыта».
«Я не знаю, как жизнь началась, как она закончится. И вообще я очень плохо разбираюсь в ней».
«Не знаю, сколько в жизни есть трудностей и как долго они будут встречаться».
«Почему она существует».
«Вот мне дана жизнь. Зачем?»
«Я ничего о жизни не знаю, но жизнь будет даваться нам до тех пор, пока мы не познаем истину».
«Быть свободным – это как?»
«Много чего боюсь. Например, одиночества».
«Не могу разобраться во взаимоотношениях между людьми».
«Как создан мир? Как устроен? Что происходит после смерти?»
«Страшно представить разлуку с мамой. Измену любимого человека».
«Люди ничего ни о чем не знают, они только думают, что знают, а на самом деле – нет».
«Не знаю, как добиться того, чего хочешь, а еще не знаю, какое северное сияние».
«Я ничего не знаю о процессе экономического выживания».
«Психологию людей».
«Плохо знаю людей, не могу понять их поведение».
...Надо же, я раньше думала: психологи, чтобы понять человека, «лезут в душу», выпытывают что-нибудь сокровенное. А все, оказывается, куда проще: что вы не знаете о жизни? Признаться, не ожидала, что ответ на этот простенький вопрос может многое рассказать о человеке. И только сейчас, после разговора с Подхватилиным, поняла, что такой вот «открытый», как говорят специалисты, вопрос дает свободу выбора темы ответа. Что же выбирает подросток? Он «не знает о жизни», как заработать побольше денег? Или что такое одиночество? Оказалось, большинство ребят «не знают о жизни» другое – зачем человеку дана жизнь, в чем ее смысл.
Ответы ребят – 51 процент – так или иначе связаны с психологией, взаимоотношениями людей, философией, религией. Это те подростки, которые пишут, что «не знают, как устроен мир, что происходит после смерти», ничего не понимают в людях, «а хотелось бы разобраться в них», которых волнует «что такое свобода». Два процента опрошенных пугает «социализация» – они говорят о нехватке житейского опыта, навыков выживания. Судя по диаграмме Подхватилина, еще семь процентов ребят боятся экономики. Видимо, это те, кто ничего «не знает о жизни» про заработки, престижную работу, выгоду...
– Ответы школьников дают самое общее представление об их жизненной ориентации. Она чаще сопровождается сетованиями «трудно», «тяжело», «непонятно», «страшно», чем утверждениями – «интересно», «любопытно», «привлекательно», – рассуждает Николай Васильевич. – Естественно, такое отношение к взрослой жизни не вызывает интереса к ней.
Школьники не горят желанием самостоятельно разобраться и действовать в роли полновластных хозяев собственной судьбы. Из их ответов можно сделать совершенно определенный вывод: большинство подростков тяготит предстоящее вступление во взрослую жизнь. Их все пугает, они не знают, чего хотят, не знают себя. Поэтому у ребят так ярко выражена потребность в знаниях о психологии человека, об отношениях между мужчиной и женщиной, о мироздании. Такова уж доминирующая психическая функция этого возраста.
Мозг человека развивается неравномерно. Если сказать упрощенно, есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних отделов мозга и начинается более бурное развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь, четырнадцать лет... И в каждый период между кризисами (от года до трех, от трех до семи...) у ребенка меняется характер и способ восприятия действительности в зависимости от развития тех или иных отделов мозга. Например, с года до трех лет ребенку интереснее всего наблюдать, как общаются мама с папой. Иными словами, ведущая «психическая функция» этого возраста – ролевое взаимодействие. Если же ребенка в это время заставить упорно учить английский язык, то он по-английски, конечно, заговорит, но впоследствии у него появятся очень большие проблемы при общении с людьми противоположного пола. Жизнь не обманешь.
А примерно с трех до семи-восьми лет ребенок учится взаимодействовать с миром предметов: исследует растения, бабочек, игрушки. Это возраст почемучек. Ребенку надо больше играть, а не математику учить. Человек должен вовремя пройти все естественные стадии психического развития – наиграться всласть, подраться со сверстниками в подростковом возрасте...
Когда говорят о школах раннего личностного развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, меня в дрожь бросает. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его развитие завершается к 15–16 годам с созреванием лобных долей. Лишь в конце строительства дома создается трон, на котором восседает хозяин, чтобы управлять этим домом. Вот назначение лобных долей. Их функция – контроль. Ребенок становится личностью, когда он научается контролировать себя – то есть отвечать за себя.
Подростковый период развития ребенка – последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера. Так что интерес в этом возрасте к психологии, философии, религии не случаен. Он связан с формированием лобных долей мозга, с возникшей потребностью подростка контролировать себя.
А чтобы себя контролировать, надо себя знать. Кто я? Вот почему подросткам так важно понять, кто они в этом мире. Потому-то они и становятся легкой добычей наркоторговцев и лидеров разнообразных псевдорелигиозных сект. Они обещают покой и счастье, дают надежду на получение знаний, которых подростку так не хватает, – ведь ни семья, ни школа не озаботились новыми желаниями подрастающего ребенка. Недаром так тоскливы ответы ребят. Они говорят не только о том, чем интересуются школьники, но и о том, что этот интерес невозможно удовлетворить в школе, о том, что этих знаний они не смогли получить в ее стенах...
– Что же делать?
– Знать об «опасности» желания ребенка познавать философию, психологию, религию. Я бы посоветовал родителям, если есть такая возможность, хоть чуть-чуть познакомить подростка с различными религиями мира.
Почаще приглашать в гости его друзей, поощрять домашние диспуты на философские темы, на темы психологии поведения – пока ребенок не отправился обсуждать их в какую-нибудь секту.
Во дворе, в компании сверстников он вряд ли об этом будет говорить – начнут подтрунивать. Но все, что касается мироздания, Бога, бытия, повторюсь, судя по опросу, подросткам очень важно. И они должны получить эти знания до того, как наркотики поманят их призрачной возможностью получить ответы на все вопросы жизни.
Кстати, в проблеме самопознания есть еще один интересный момент. Все познается в сравнении. Чтобы понять себя, подростку нужно себя с кем-то сравнивать. И тут возникает парадокс, в который мамы и папы никак не могут «врубиться»: почему ты берешь пример с кого-то с улицы, а не с нас – умных родителей?! Ответ простой: родители большие и старые. И ребенок, естественно, идентифицирует себя не с ними, а со сверстниками, с которыми сравнивать легче и понятнее. Он полагает, что родители не дают ему самовыразиться, насильно сдерживают в оковах своего «стариковского» воспитания. Отсюда и агрессия.
Подросток идентифицирует себя не только со сверстниками, но и с миром. Ведь он – маленький философ. Он хочет познать и себя, и свое место в мире, который он исследует эмпирически – «трогает» одно, потом другое. Это – колется, то – жжется, он заново открывает для себя мир человеческих отношений. Любое «асоциальное», с точки зрения взрослых, поведение сам подросток рассматривает скорее как исследовательское.
– А какова главная особенность ребенка в этом возрасте?
– Личностная нестабильность. В нем борются противоположные черты и устремления, определяя противоречивость характера и поведения. Настроение подростка колеблется между невероятным оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. В этот период школьники начинают вести дневники, составляют программы саморазвития, самовоспитания. Они стремятся ко «взрослым типам» проведения времени.
Подросток впитывает образцы и эталоны «взрослости» и подравнивает их под себя. Ему хочется, чтобы окружающие относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому человеку. Не встречая такого отношения, становится... трудновоспитуемым, грубым. Иногда, стремясь к самостоятельности, он буквально «отпихивает» от себя людей, завоевывая себе «место под солнцем». А так как рядом обычно оказываются близкие люди, то подросток расправляется именно с ними, не осознавая, почему он это делает. Агрессивно, яростно пытается оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых, хочет жить чем-то своим. Иногда причины хамского поведения подростка понять не так уж и сложно: «Зачем ты грубишь? Хочешь быть круче всех? А для кого?»
– Привет от «дедушки Фрейда»?
– Да, прямо по Фрейду: выясняется, парень выделывается, чтобы привлечь внимание девчонок. Идет гормональная перестройка организма, интерес к противоположному полу очень велик. Чем он чреват? Как ни странно, он провоцирует подростковое курение, алкоголизм, наркоманию. Курящей девчонке кажется, что она выглядит более современно в глазах мальчишек. А те, в свою очередь, замечают, что в нетрезвом, «обдолбанном» виде они могут вести себя более раскованно. Когда подросток понимает, что молодые люди ведут себя «отвязно» друг с другом и легко достигают желаемого от девчонок в состоянии наркотического опьянения, он приходит к убеждению, что наркотик – хороший способ сближения с противоположным полом. Умные родители вместо нудных нотаций о том, что сыну с девочкой надо за ручку ходить, объясняют, как не краснея разговаривать с подружкой на свободные темы, как не обидеть ее. Учат говорить «нет» и распознавать тех людей, которые используют совесть, как плетку, для достижения своих целей: «Па-а-аслушай, Колян, гадом будешь, если не найдешь денег на наркотик! Мы с тобой столько дружим, ты должен мне помочь...» Вы хотите, чтобы ваш ребенок растерялся и пошел у них на поводу? Нет? Тогда научите его твердо отвечать: «А ты что, Иисус Христос, чтобы меня морали учить?»
– Неплохо...
– Подростков интересует не только психология взаимоотношений, но и психология сексуальных отношений. Да, они друг перед другом хорохорятся, мол, все знают, все умеют, но на самом деле это не так. Спрашиваю их: сколько длится половой акт? Типичный ответ мальчиков: три–пять минут. Говорю: а девчонки отвечают, что «восемнадцать лет». Парни не смеются, ждут объяснения. Объясняю: перед тем как согласиться на интимные отношения, девушка думает о том, что может родиться ребенок и будет ли он красив и здоров, на что она станет жить и как будет растить маленького... У нее это обязательно проносится в голове. Именно этим объясняется «несовременность» в подходе к «постельному процессу».
Хорошо бы учителям и родителям рассказать подросткам – не назидательно, а в жанре констатации фактов – о трудности излечения венерических заболеваний, о стоимости антибиотиков. Поверьте, иногда достаточно продемонстрировать одну таблетку стоимостью в тысячу рублей, чтобы настроение в классе кардинально изменилось.
Постоянно приходится слышать жалобы: подростки такие-сякие, они агрессивные, невоспитанные, они старушкам место в автобусе не уступают. Никто не хочет задуматься, отчего так происходит. А гормональная перестройка в организме так измучивает ребят, что им зачастую просто не до вежливости, они очень быстро устают. Может, не стоит лишний раз ругать подростка, который занял в автобусе сидячее место?
Когда у ребенка наступает пубертатный период, мудрые родители запасаются терпением. Ему хочется самостоятельности? Они стараются доверять ему какие-то важные дела. Ему хочется взрослости? Разговаривают с ним как бы на равных.
– Ага, «как бы» на равных. Но ребенок чувствует, что с ним играют и серьезно его не воспринимают.
– Между прочим, общаться с детьми действительно на равных – большая родительская ошибка! Расскажу случай из своей практики. Однажды ко мне привели девочку с сильным неврозом. На мои расспросы мама ответила, что у них с дочерью замечательные отношения, нет никаких проблем, только вот почему-то щека у дочери дергается. Когда я попросил женщину выйти из кабинета, девочка призналась мне, что мама переваливает на нее все свои проблемы. Советуется с ней действительно как со взрослой: «Решай, какие нам обои купить», «А на день рождения пригласить этого дядю или того? Как скажешь, так и сделаем». То есть вот в такой жесткой форме девочка привлекалась к решению проблем взрослых, и она постоянно напрягалась, опасаясь промахнуться. В психологическом плане передо мной сидела
10-летняя... старушка, и было очень сложно объяснить ее маме, что она сама изуродовала ребенка.
«На равных» для подростка – значит распределить обязанности, снять с себя и передать ребенку лишь часть ответственности за него. Он должен сам отвечать за какой-то участок своей жизни. И только по мере того как дети из подросткового периода переходят в пору юности и взрослеют, опека родителей постепенно снижается, уходит из их жизни. Папа с мамой перестают контролировать ребенка и становятся... справочным органом (лишь вежливый совет, подсказка, намек на альтернативный вариант).
Пока же до этого далеко... По крайней мере в семьях тех школьников, что стали авторами ответов на наши вопросы. Кстати, когда мы спрашивали: «Вы всегда пытаетесь объяснить то, что вам непонятно?» и «Как вы поступаете, если не можете что-то объяснить?» – ребята (более 80 процентов!) заявили, что хотят самостоятельно разбираться в возникающих вопросах. Собственные «познавательные стратегии», как говорят психологи, обнаружились только у 17 процентов опрошенных.
И последний неутешительный вывод, который сделал Николай Подхватилин: «У выпускников школ нет достаточных навыков и знаний для социального приспособления к условиям реальной жизни, для борьбы с искушением наркотиками».
Бесспорно, наркомания – это подлинный ужас. Но первое, о чем предупреждают специалисты: никогда не говорите «Ужас!». Чем страшнее опасность, тем хладнокровнее следует разобраться в ее природе и возможных последствиях.
Иногда чрезвычайно трудно удержать взрослеющего ребенка у гибельной черты. Но это уже второй вопрос, вопрос терпения и искусства. Главное – спасти можно каждого, всегда. Если, конечно, мы не будем ленивы, если готовы к работе, требующей честности и мужества. Потому что там, где есть серьезная победа, всегда – как основа – присутствует любовь.


Наше общество благополучным не назовет
и большой шутник. Но молодежь, возраст у нее такой, беспечна
и потому «благополучна». В том смысле, что не ощущает так остро, как старшие, ни бедности, ни реальных опасностей.
Она сосредоточена на своих вулканических сотрясениях, и они для нее актуальнее любых внешних событий.
Замыкаясь, вчерашние дети чувствуют себя опустошенными, обессиленными. Энергию, как заметил французский психолог Франсуаза Дольто, порождает необходимость преодолевать препятствия. Сила клокочет, когда юные строят планы, ставят перед собой заманчивые, амбициозные цели. А если нет
ни таких целей, ни реальной деятельности, они уходят в мир грез.
Говорят, это случается
со слабохарактерными, пассивными, апатичными,
с ребятами, склонными к черной меланхолии, имеющими низкую самооценку.
Конечно, подростку, ориентированному на успех, умеющему ставить перед собой важные задачи, способному их разрешать, гораздо проще. Ведь он неуязвим для любой дряни.
А для неудачника глотнуть наркотик – единственный способ стать крутым.

Если вы опоздали и ваш ученик уже попал в сети наркоторговцев, а в вашем городе или поселке нет специализированных клиник и центров, звоните по федеральным телефонам доверия:

  • “Российской нарколинии”:
    (095) 280-61-01.

  • Российского благотворительного фонда “Нет алкоголизму и наркомании” (НАН) для подростков и их родителей:
    (095) 126-04-51, 421-55-55.

  • Горячая линия по ВИЧ/СПИД:
    (095) 250-63-41 (понедельник – пятница с 15.00 до 21.00).

  • Помощь окажут также:
    Научный центр наркологии:
    (095) 241-06-03, 358-07-98.

  • Орден спасения (Фонд помощи пострадавшим от наркомании):
    (095) 441-00-34.

  • Реабилитационный центр “Страна живых”:
    (095) 463-28-08, 465-11-19.

Если же вам нужна экстренная медицинская помощь, немедленно звоните по 03.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru