Я ИДУ С УРОКА
Все познается в сравнении...
Вот уж действительно, все
познается в сравнении...
И многие, казалось бы, неразрешимые
педагогические проблемы – как только
дело доходит до сравнения – рассеиваются как бы
сами собой. Скажем, учитель объяснил очередную
тему – а Вовочка опять ничего не понял.
Учителю-то хорошо: он может сравнить Вовочку,
допустим, с Машей и поставить Вовочке, например,
такой диагноз: «Не понял, потому что не слушал».
А вот Вовочке объяснение учителя сравнить было
явно не с чем.
А если бы у него такая возможность была? Например,
учитель посылает все того же Вовочку, скажем, к
Васе и Асе узнать: а как они понимают новую тему?
Тогда, может быть, и проблема Вовочкиной
невнимательности рассеется?
А там, глядишь, и какое-то понимание в Вовочкиной
голове забрезжит.
Тут ортодоксальный педагог может погрозить нам
пальчиком: дескать, вдруг у Вовочки «забрезжит»
не такое понимание, как предусмотрено в
программе. Что ж, не сдадимся мы: пока у Вовочки
есть что с чем сравнивать, он неизбежно будет
продвигаться в своем понимании все дальше и
дальше.
А там, может, и самого учителя обгонит. То-то
радость учителю! (Кто ж из нас не мечтает побывать
на месте Жуковского, побежденного талантом
своего ученика Пушкина!)
Один из фундаментальных принципов социоигровой
режиссуры урока – вариативность. Ведь именно
через сравнение различных вариантов (включая,
разумеется, и неверные) приходит понимание. Вот и
мы продолжаем затеянный в прошлую субботу
разговор, публикуя вариант отклика на письмо из
Бурятии. Одна из тем, затронутых в том письме, –
конфликт с новым директором по поводу школьной
дисциплины.
Замечательно то, что сегодняшний материал
построен на нескольких этажах сравнения
традиционной и альтернативной, элитарной и
общедоступной школ: на сравнении родительских
ожиданий и их окончательных решений; на
сравнении того, что для педагога кроется за
словами «свобода» и «порядок».
Дорогие читатели, не поленитесь (хоть отпуск –
это, конечно, святое!) вернуться к прошлой
субботней страничке. Надеемся, что сравнение
двух откликов – А.Ершовой и Т.Алексеевой –
позволит вам под неожиданным углом зрения
посмотреть и на профессию, и на взаимоотношения
друг с другом. Уверены, что после такого
сравнения вы наверняка перечитаете и само
письмо. И когда вам откроются какие-то иные
глубины, горизонты и заоблачные дали (а они
обязательно откроются!),
то обещаем, что в ответ пришлем фотографию с
восторженной подписью: «Победителю-читателю от
побежденных газетчиков».
Мария ГАНЬКИНА, Вячеслав БУКАТОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|