ВНЕКЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ
Ученическая газета или журнал есть в
каждой хорошей школе. Бывает так: школа,
сосредоточенная больше всего на социальном
развитии учеников, имеет даже несколько газет,
академические учебные заведения предпочитают
журналы и альманахи, публикующие детские
сочинения и научные работы. А впервые об
образовательном значении печатной продукции,
издаваемой ребенком, задумался еще французский
король Людовик XIV. И у его восьмилетнего сына,
будущего Людовика XV, появился собственный
печатный станок. В дворянских семьях и закрытых
учебных заведениях традиция домашней детской
прессы прямо-таки культивировалась и в
девятнадцатом веке, и в начале двадцатого,
достаточно вспомнить хотя бы Царскосельский
лицей. Но все это были по большей части опыты в
изящной словесности, истории, философии. Детская
игра во взрослую литературу. С началом
двадцатого века ситуация поменялась. Возникли
школы, в которых детская «самиздатовская» пресса
всерьез влияла на учебный процесс и вообще на
все, что происходило в школе. Так случилось в Доме
сирот Януша Корчака, где детская газета была
настоящим зеркалом пестрой ежедневной жизни,
местом, где каждый мог высказаться и быть
услышанным, где опубликованная ребенком статья
могла изменить ход разворачивающегося в школе
события. Постепенно детская газета из
пространства чистого самовыражения стала местом
обретения социальных навыков и самоопределения.
Это оказалось настолько важным, продвигающим
детей и взрослых в новое измерение педагогики,
что в школе Селестена Френе во Франции начала
двадцатых годов на выпуске детских газет и
журналов строилась значительная часть
образовательного процесса. Это была настоящая
революция. Дети выпускали в свет свои тексты не
после уроков, а во время их, учителя признавали
значимость издательского дела наравне с пением и
арифметикой. Казалось бы, такой замечательный
опыт будет интересным всем, его подхватят,
применят, утвердят... Но нет. Во многих школах есть
достаточное количество компьютеров, чтобы
выпускать собственные печатные издания. И
все-таки детская издательская деятельность –
это скорее интересный довесок к ежедневным
занятиям, чем системообразующий центр.
Выполнение программ признается более важным
делом. И газеты по-прежнему выпускаются после
уроков в школе или в юнкоровских клубах. Но все
равно этих газет много, все они открытые,
симпатичные, пестрые. Кто-то идет по пути,
проторенному взрослыми журналистами, и
воспроизводит броские стереотипы бульварной
прессы, кто-то самовыражается изо всех сил, кто-то
серьезно задумывается о жизни, пытается что-то
менять при помощи печатного слова. Счастливы те
школы, в которых дети делают свои газеты в свое
удовольствие, развивая навыки конструктивного
взаимодействия с миром реальным и творя
собственные миры. О педагогической ценности
такого труда, о его возможностях и трудностях
рассказывают авторы полосы. Сейчас, на каникулах,
есть время подумать об этом как следует, чтобы
осенью попробовать все-таки превратить свой
класс в настоящую маленькую редакцию – хотя бы
на время выпуска очередного номера детской
газеты.
...Сегодня в номере –рейтинг прогулов
Конкурс школьной прессы
Недавно Московский комитет образования
и журнал «Лицейское и гимназическое
образование» организовали первый открытый
конкурс школьной прессы «Больше изданий хороших
и разных». В нем приняли участие 118 школьных
издательств из Воркуты, Красноуральска, Кирова,
Владимира, Череповца, Петрозаводска, Рязани,
Калуги, Бугуруслана, Челябинской области, Якутии.
Берешь в руки газеты, альманахи, журналы,
созданные совместными усилиями учеников и
учителей, и радуешься – так талантливо,
незаштампованно написано. Хочется сдаться
детской цензуре, очень строгой к пошлостям и
глупостям, но не перекрывающей кислород идеям и
новшествам.
Издания самые разные – распечатки и
ксерокопии, цветные и черно-белые, на скрепках и
на пружинках, с картонными и пластиковыми
обложками, скромные и шикарные… И знаете, дети
пишут много лучше и интереснее, чем взрослые. Ну,
право слово, подойдешь к киоску «Союзпечати» – и
выбрать нечего, аляповатая тоска. А ребята пишут
с уважением к себе, и читателя не считают
примитивным дураком, и главное – всерьез
относятся к журналистскому делу. «…У ворот
Пушкинской школы, под единственным, тусклым
фонарем в округе, мы обсуждаем, что же в первую
очередь нужно подчеркнуть в материале,
определяем сроки. Какие сроки могут быть для
журналиста?! Вся ночь впереди. И это можно считать
подарком. Порой на материал больше двух-трех
часов не давалось. Несколько дней – и номер
готов! Ах, какие это были дни! А какой получился
номер!! Это может понять только тот, кто полностью
отдан своему делу, кто радовался, как оно растет и
развивается. Кто жил в нем и ради него. Когда не
только пишешь, но и рисуешь, клеишь,
фотографируешь – и все это в любое время суток, –
это и называется полной самоотдачей. А еще это
называется настоящей любовью…» – пишет Елена
Николаенко, газета «Резонанс», Каневская
гимназия Краснодарского края.
В условиях конкурса записано: «Участвуют
ученические и педагогические коллективы
общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и
колледжей. К рассмотрению принимаются печатные
издания полиграфического исполнения,
существующие не менее одного года. На конкурс
могут быть представлены газеты, альманахи,
журналы, буклеты. Обязательное условие –
периодичность и регулярность издания».
Московский комитет образования и журнал
«Лицейское и гимназическое образование»
договорились, что конкурс «Больше изданий
хороших и разных» станет ежегодным, – нужно
поддерживать школьные издания и начинающих
писателей.
Говорит главный редактор журнала «Лицейское и
гимназическое образование» Татьяна Михайлова:
«Очень интересно было читать школьную хронику.
Чудесные издания – «Пугачевка – 6» московской
педгимназии № 1505, газета «Глюк» лицея № 1502 при
МЭИ, журнал гимназии «Жуковка». Особенно ценна
неприукрашенная школьная жизнь, взаимоотношения
с учителями, описанные критично, но
доброжелательно, в некоторых детских газетах
даже можно прочесть рейтинг прогулов, с попыткой
анализа – какой урок чаще пропускается и по
какой причине».
Среди интересных, ярких, открытых внешнему миру
школьных изданий – альманах Московской
экономической школы «Гусиное перо» и газета
школы № 1159 «Первый блин». Восьмиклассники с
удовольствием, нисколько не стесняясь, пишут
сказки о жирафах, десятиклассники – настоящие
небольшие научные статьи и философские эссе о
самом главном: «Что есть истина?», «Время – что
оно значит для меня?». Пятиклассник признается в
любви к загадочным и странным ящерицам: «Кто
говорит, что ящерица противная, тот ничего о ней
не знает!» Основной принцип всех представленных
на конкурс работ – максимальное участие детей в
издательском процессе от начала и до конца.
Рассказывает редактор «Первого блина» Игорь
Сандлер: «Весь номер составляют и делают сами
ребята. До недавних пор все труды по выпуску
осуществлялись по домам, практически «на
коленке», теперь мы обзавелись компьютерами,
принтерами, и ребята чувствуют себя настоящими,
серьезными издателями. Уровень работы сразу
изменился, занятия журналистикой продолжаются и
на уроках информатики, где ребята занимаются
набором и версткой. Многих участие в школьной
газете приводит потом на журфак».
Гран-при решением жюри в 2002 году не вручается. А
первое место занимает гимназия № 1505 из Москвы с
газетой «Пугачевка – 6». В жанре «журнал» победил
городской классический лицей РЦНО КемГУ, журнал
«Радуга», г. Кемерово. В жанре «газета» –
Каневская гимназия (Краснодарский край), газета
«Резонанс». В жанре «альманах» – гимназия № 1579
(Москва), альманахи «Ключ», «ХХ век в лицах». Есть
и победители в отдельных номинациях, таких как
«За журналистскую смелость», «За глубокое
осмысление педагогического опыта», «За оптимизм
и стойкость», «За издательскую корректность»,
«Издание-долгожитель» и многие другие.
Всем, кто захочет принять участие в
следующем конкурсе, сообщаем координаты.
E-mail: mkl1310@lyceum.ru 111141, Москва,
ул. Перовская, д. 44а, Московский
культурологический лицей № 1310 (с пометкой
«Конкурс школьных изданий»), 309-11-17, 309-05-29. С
обязательным указанием: полного наименования
образовательного учреждения, полного почтового
адреса, телефона, адреса электронной почты,
названия и жанра школьного издания, какими
силами выпускается издание.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|