Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВНЕКЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ

Ученическая газета или журнал есть в каждой хорошей школе. Бывает так: школа, сосредоточенная больше всего на социальном развитии учеников, имеет даже несколько газет, академические учебные заведения предпочитают журналы и альманахи, публикующие детские сочинения и научные работы. А впервые об образовательном значении печатной продукции, издаваемой ребенком, задумался еще французский король Людовик XIV. И у его восьмилетнего сына, будущего Людовика XV, появился собственный печатный станок. В дворянских семьях и закрытых учебных заведениях традиция домашней детской прессы прямо-таки культивировалась и в девятнадцатом веке, и в начале двадцатого, достаточно вспомнить хотя бы Царскосельский лицей. Но все это были по большей части опыты в изящной словесности, истории, философии. Детская игра во взрослую литературу. С началом двадцатого века ситуация поменялась. Возникли школы, в которых детская «самиздатовская» пресса всерьез влияла на учебный процесс и вообще на все, что происходило в школе. Так случилось в Доме сирот Януша Корчака, где детская газета была настоящим зеркалом пестрой ежедневной жизни, местом, где каждый мог высказаться и быть услышанным, где опубликованная ребенком статья могла изменить ход разворачивающегося в школе события. Постепенно детская газета из пространства чистого самовыражения стала местом обретения социальных навыков и самоопределения. Это оказалось настолько важным, продвигающим детей и взрослых в новое измерение педагогики, что в школе Селестена Френе во Франции начала двадцатых годов на выпуске детских газет и журналов строилась значительная часть образовательного процесса. Это была настоящая революция. Дети выпускали в свет свои тексты не после уроков, а во время их, учителя признавали значимость издательского дела наравне с пением и арифметикой. Казалось бы, такой замечательный опыт будет интересным всем, его подхватят, применят, утвердят... Но нет. Во многих школах есть достаточное количество компьютеров, чтобы выпускать собственные печатные издания. И все-таки детская издательская деятельность – это скорее интересный довесок к ежедневным занятиям, чем системообразующий центр. Выполнение программ признается более важным делом. И газеты по-прежнему выпускаются после уроков в школе или в юнкоровских клубах. Но все равно этих газет много, все они открытые, симпатичные, пестрые. Кто-то идет по пути, проторенному взрослыми журналистами, и воспроизводит броские стереотипы бульварной прессы, кто-то самовыражается изо всех сил, кто-то серьезно задумывается о жизни, пытается что-то менять при помощи печатного слова. Счастливы те школы, в которых дети делают свои газеты в свое удовольствие, развивая навыки конструктивного взаимодействия с миром реальным и творя собственные миры. О педагогической ценности такого труда, о его возможностях и трудностях рассказывают авторы полосы. Сейчас, на каникулах, есть время подумать об этом как следует, чтобы осенью попробовать все-таки превратить свой класс в настоящую маленькую редакцию – хотя бы на время выпуска очередного номера детской газеты.

...Сегодня в номере –рейтинг прогулов

Конкурс школьной прессы

Недавно Московский комитет образования и журнал «Лицейское и гимназическое образование» организовали первый открытый конкурс школьной прессы «Больше изданий хороших и разных». В нем приняли участие 118 школьных издательств из Воркуты, Красноуральска, Кирова, Владимира, Череповца, Петрозаводска, Рязани, Калуги, Бугуруслана, Челябинской области, Якутии. Берешь в руки газеты, альманахи, журналы, созданные совместными усилиями учеников и учителей, и радуешься – так талантливо, незаштампованно написано. Хочется сдаться детской цензуре, очень строгой к пошлостям и глупостям, но не перекрывающей кислород идеям и новшествам.

Издания самые разные – распечатки и ксерокопии, цветные и черно-белые, на скрепках и на пружинках, с картонными и пластиковыми обложками, скромные и шикарные… И знаете, дети пишут много лучше и интереснее, чем взрослые. Ну, право слово, подойдешь к киоску «Союзпечати» – и выбрать нечего, аляповатая тоска. А ребята пишут с уважением к себе, и читателя не считают примитивным дураком, и главное – всерьез относятся к журналистскому делу. «…У ворот Пушкинской школы, под единственным, тусклым фонарем в округе, мы обсуждаем, что же в первую очередь нужно подчеркнуть в материале, определяем сроки. Какие сроки могут быть для журналиста?! Вся ночь впереди. И это можно считать подарком. Порой на материал больше двух-трех часов не давалось. Несколько дней – и номер готов! Ах, какие это были дни! А какой получился номер!! Это может понять только тот, кто полностью отдан своему делу, кто радовался, как оно растет и развивается. Кто жил в нем и ради него. Когда не только пишешь, но и рисуешь, клеишь, фотографируешь – и все это в любое время суток, – это и называется полной самоотдачей. А еще это называется настоящей любовью…» – пишет Елена Николаенко, газета «Резонанс», Каневская гимназия Краснодарского края.
В условиях конкурса записано: «Участвуют ученические и педагогические коллективы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и колледжей. К рассмотрению принимаются печатные издания полиграфического исполнения, существующие не менее одного года. На конкурс могут быть представлены газеты, альманахи, журналы, буклеты. Обязательное условие – периодичность и регулярность издания». Московский комитет образования и журнал «Лицейское и гимназическое образование» договорились, что конкурс «Больше изданий хороших и разных» станет ежегодным, – нужно поддерживать школьные издания и начинающих писателей.
Говорит главный редактор журнала «Лицейское и гимназическое образование» Татьяна Михайлова: «Очень интересно было читать школьную хронику. Чудесные издания – «Пугачевка – 6» московской педгимназии № 1505, газета «Глюк» лицея № 1502 при МЭИ, журнал гимназии «Жуковка». Особенно ценна неприукрашенная школьная жизнь, взаимоотношения с учителями, описанные критично, но доброжелательно, в некоторых детских газетах даже можно прочесть рейтинг прогулов, с попыткой анализа – какой урок чаще пропускается и по какой причине».
Среди интересных, ярких, открытых внешнему миру школьных изданий – альманах Московской экономической школы «Гусиное перо» и газета школы № 1159 «Первый блин». Восьмиклассники с удовольствием, нисколько не стесняясь, пишут сказки о жирафах, десятиклассники – настоящие небольшие научные статьи и философские эссе о самом главном: «Что есть истина?», «Время – что оно значит для меня?». Пятиклассник признается в любви к загадочным и странным ящерицам: «Кто говорит, что ящерица противная, тот ничего о ней не знает!» Основной принцип всех представленных на конкурс работ – максимальное участие детей в издательском процессе от начала и до конца. Рассказывает редактор «Первого блина» Игорь Сандлер: «Весь номер составляют и делают сами ребята. До недавних пор все труды по выпуску осуществлялись по домам, практически «на коленке», теперь мы обзавелись компьютерами, принтерами, и ребята чувствуют себя настоящими, серьезными издателями. Уровень работы сразу изменился, занятия журналистикой продолжаются и на уроках информатики, где ребята занимаются набором и версткой. Многих участие в школьной газете приводит потом на журфак».
Гран-при решением жюри в 2002 году не вручается. А первое место занимает гимназия № 1505 из Москвы с газетой «Пугачевка – 6». В жанре «журнал» победил городской классический лицей РЦНО КемГУ, журнал «Радуга», г. Кемерово. В жанре «газета» – Каневская гимназия (Краснодарский край), газета «Резонанс». В жанре «альманах» – гимназия № 1579 (Москва), альманахи «Ключ», «ХХ век в лицах». Есть и победители в отдельных номинациях, таких как «За журналистскую смелость», «За глубокое осмысление педагогического опыта», «За оптимизм и стойкость», «За издательскую корректность», «Издание-долгожитель» и многие другие.

Всем, кто захочет принять участие в следующем конкурсе, сообщаем координаты.
E-mail: mkl1310@lyceum.ru 111141, Москва, ул. Перовская, д. 44а, Московский культурологический лицей № 1310 (с пометкой «Конкурс школьных изданий»), 309-11-17, 309-05-29. С обязательным указанием: полного наименования образовательного учреждения, полного почтового адреса, телефона, адреса электронной почты, названия и жанра школьного издания, какими силами выпускается издание.
Светлана ПОПОВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru