Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №45/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ВНЕКЛАССНЫЙ ЖУРНАЛ

Ученическая газета или журнал есть в каждой хорошей школе. Бывает так: школа, сосредоточенная больше всего на социальном развитии учеников, имеет даже несколько газет, академические учебные заведения предпочитают журналы и альманахи, публикующие детские сочинения и научные работы. А впервые об образовательном значении печатной продукции, издаваемой ребенком, задумался еще французский король Людовик XIV. И у его восьмилетнего сына, будущего Людовика XV, появился собственный печатный станок. В дворянских семьях и закрытых учебных заведениях традиция домашней детской прессы прямо-таки культивировалась и в девятнадцатом веке, и в начале двадцатого, достаточно вспомнить хотя бы Царскосельский лицей. Но все это были по большей части опыты в изящной словесности, истории, философии. Детская игра во взрослую литературу. С началом двадцатого века ситуация поменялась. Возникли школы, в которых детская «самиздатовская» пресса всерьез влияла на учебный процесс и вообще на все, что происходило в школе. Так случилось в Доме сирот Януша Корчака, где детская газета была настоящим зеркалом пестрой ежедневной жизни, местом, где каждый мог высказаться и быть услышанным, где опубликованная ребенком статья могла изменить ход разворачивающегося в школе события. Постепенно детская газета из пространства чистого самовыражения стала местом обретения социальных навыков и самоопределения. Это оказалось настолько важным, продвигающим детей и взрослых в новое измерение педагогики, что в школе Селестена Френе во Франции начала двадцатых годов на выпуске детских газет и журналов строилась значительная часть образовательного процесса. Это была настоящая революция. Дети выпускали в свет свои тексты не после уроков, а во время их, учителя признавали значимость издательского дела наравне с пением и арифметикой. Казалось бы, такой замечательный опыт будет интересным всем, его подхватят, применят, утвердят... Но нет. Во многих школах есть достаточное количество компьютеров, чтобы выпускать собственные печатные издания. И все-таки детская издательская деятельность – это скорее интересный довесок к ежедневным занятиям, чем системообразующий центр. Выполнение программ признается более важным делом. И газеты по-прежнему выпускаются после уроков в школе или в юнкоровских клубах. Но все равно этих газет много, все они открытые, симпатичные, пестрые. Кто-то идет по пути, проторенному взрослыми журналистами, и воспроизводит броские стереотипы бульварной прессы, кто-то самовыражается изо всех сил, кто-то серьезно задумывается о жизни, пытается что-то менять при помощи печатного слова. Счастливы те школы, в которых дети делают свои газеты в свое удовольствие, развивая навыки конструктивного взаимодействия с миром реальным и творя собственные миры. О педагогической ценности такого труда, о его возможностях и трудностях рассказывают авторы полосы. Сейчас, на каникулах, есть время подумать об этом как следует, чтобы осенью попробовать все-таки превратить свой класс в настоящую маленькую редакцию – хотя бы на время выпуска очередного номера детской газеты.

Твоя строка в общей жизни

Зачем нужны школьные газеты

Жак Гонне много лет исследует проблемы французской школы. Среди серьезнейших – оторванность образовательного процесса от реальной жизни. Один из эффективных путей ее решения, считает Гонне, – соединение сфер педагогики и журналистики, профессиональная поддержка ученической прессы, часто зарождающейся стихийно. С 1983 года Жак Гонне – бессменный директор специализированного Центра связи преподавания и средств массовой информации при министерстве народного образования Франции (CLEMI).
О том, почему подростки издают свои газеты, какой смысл они вкладывают в эту работу, Жак Гонне написал несколько серьезных исследований. Среди них – книга «Школьные и лицейские газеты», фрагмент которой мы сегодня публикуем.

Дети обращаются к нам

Анализ нескольких сотен школьных журналов и газет открывает удивительное разнообразие форм выражения детских инициатив и еще более широкую вариативность публикуемых материалов. В какой степени эти детские статьи, стихи, рисунки касаются нас, взрослых? Зачем вообще заниматься этим?
На страницах этих газет – острые вопросы, крик юной души, всплеск эмоций.
Готовы ли мы к равноправному обмену мнениями с нашими детьми? Да, если мы не рассматриваем ребенка как нашу собственность, предназначенную для воплощения наших многочисленных замыслов. Но чтобы контакт произошел, надо оставить в стороне привычные нам взрослые представления о том, что такое хорошая, настоящая газета. Надо стать более восприимчивыми к другому человеку, к тому, что он хочет сказать, используя порой неуклюжие словесные конструкции.
Почему дети избирают общение с нами в форме газет и журналов? Наверное, ребенку так легче организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей. Будем откровенны: на первых порах это скорее будет не самовыражение, а чистое подражание, ориентация на взрослые образцы. Но только разделив радость ребят, впервые в жизни увидевших свои тексты напечатанными, можно воочию убедиться в мощной конструктивной силе такого педагогического инструмента, как газета.
Когда Януш Корчак в 1921 году в Польше ратовал за развитие школьных газет, он и не предполагал, что их станут издавать типографским способом. Центральной фигурой в его школьной газете был секретарь, переписывавший номер от руки. Это была специальная педагогическая задача: «В средние века, когда не знали еще печати, переписчики пользовались не меньшим уважением, чем ученые и поэты. Отношения между письмом и печатью такое же, как между портретом, написанным художником, и фотографией, ручной вышивкой и машинной, пением и звучанием граммофонной пластинки. Хороший почерк – это тоже талант, который не часто встретишь». Конечно, подобная газета была уникальна, но она не могла стать достоянием многих. Напротив, типографское издание детской газеты позволяет текстам, написанным самими ребятами, распространиться довольно широко, быть прочитанными гораздо большей аудиторией.
У Селестена Френе был особый термин для таких детских газет – «книга жизни»: под одной обложкой были собраны самые разные тексты, как правило, освещавшие школьные и домашние события, написанные, а потом набранные на типографском оборудовании самими детьми. Достаточно быстро «книга жизни» превратилась в собственно газету: возникшая в двадцатые годы прошлого века идея межшкольной переписки и обмена детскими изданиями вынудила изменить формат, что было связано с уменьшением почтовых расходов. Газеты школы Френе начали выходить раз в два дня, что в итоге повлияло на форму и содержание детской и юношеской издательской продукции в принципе.
Существует важное различие между собственно школьными и лицейскими газетами (во Франции школами (ecole) называются учебные заведения для детей 6–11 лет, в лицеях учатся подростки 11–15 лет). В школах создание газеты инициирует, как правило, учитель, с явно образовательными целями, например, чтобы у детей была высокая мотивация писать всевозможные учебные работы – сочинения, доклады, маленькие исследования. И по крайней мере в самом начале его осуществления подобный проект можно считать чисто педагогическим.
В случае лицейской газеты идея, как правило, исходит от самих учеников, и тексты обладают характерным, критичным тоном. Правда, по мере развития проекта эволюция издания происходит совершенно непредсказуемо. Какая-нибудь лицейская газета крайне агрессивного тона, задуманная как оппозиция миру взрослых, вдруг вводит на страницы рубрики, где разворачивается диалог между подростками и взрослыми, и издание постепенно приобретает спокойную, конструктивную тональность. Противоположный пример – школьная газета, вполне уравновешенная, вдруг начинает публиковать резкие, полемические материалы. И что удивительно, при изучении истории каждой конкретной газеты обнаруживается одна закономерность, почти магическое свойство: практически все они, эволюционируя, в той или иной форме ведут диалог между поколениями.

Для чего нужна пресса в школе?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего спросим себя: а зачем вообще нужна школа?
Когда школьники задают вопросы учителям, а те все время отвечают: «Это не входит в программу», вспоминается изречение Ивана Иллича о том, что школа вообще ни для чего не годится. Сейчас особенно необходимо, чтобы школа могла воспринимать вопросы подрастающего поколения. Основная масса таких вопросов появляется после просмотра или прочтения новостей. Но информация движется и в обратном направлении – от мира детей к миру взрослых. В городе Сарла один учитель повесил в классе специальную доску, куда его шести-семилетние ученики каждое утро должны были записывать информацию, которая, на их взгляд, является самой важной. Однажды на доске появились рядом две заметки: «Сегодня во Францию приезжает Папа Римский» и «У четырех ребят нашего класса выпали зубы». Для нас, взрослых, вторая абсолютно неинформативна, а для детей разве она не имеет значения? Слишком глубока в школе привычка отстраняться от всего богатства тех происшествий, которыми живут дети. Для того чтобы этого не происходило, как раз и необходима школьная пресса. Однако эти детские газеты могут иногда сильно раздражать нас, взрослых, не давать нам жить привычным образом. В одном из лицеев Ниццы подростки написали статью о работе школьной столовой, где задались вопросом: почему в июне им дают апельсины, которые с февраля хранились в холодильнике? Но самое замечательное, что ребята не только критикуют взрослых, но и часто предлагают конструктивные решения проблем. Следовательно, пресса в школе играет ту же роль, что и пресса в обществе: развивает социальные навыки, гражданское самосознание. Но, кроме того, она также выполняет образовательную функцию, позволяя детям и подросткам приобретать навыки выражения собственных мыслей, понимания получаемой информации и ее интерпретации.
Обучение в условиях ответственности за опубликованное слово – аспект фундаментальный. Если я написал сочинение, показал учителю, а тот просто исправил все мои ошибки и поставил отметку, я кладу свою работу в портфель и отхожу с недоумением: кому все это было нужно? Но если я знаю, что написанное мною будет размножено в пятистах экземплярах и распространено, проблема поворачивается другой стороной: что подумают и скажут обо мне? Я попрошу учителя объяснить мои ошибки, посоветовать в плане выбора формулировок, синтаксиса. Возникает совершенно новый тип взаимоотношений в школе. В пригороде Гренобля несколько лет назад один учитель начальных классов организовал выпуск небольшой школьной газеты. Один ученик написал статью о бродяге, довольно злую, но не лишенную юмора. Но когда ее хотели опубликовать в газете, один из ребят сказал: «Мы выпускаем двести экземпляров, статью повсюду будут читать. И он, может быть, прочтет, и его мать, которая живет здесь. Разве нет чего-нибудь другого, о чем можно было бы написать? И дети решили не публиковать материал. Значит, при помощи школьных газет у детей развивается ответственность за свои действия и слова – если я говорю перед микрофоном, я должен прежде подумать. Без этого постоянного взаимодействия с реальной жизнью выпуск газет будет лишь очередной интеллектуальной работой, более или менее интересной.

Жак Гонне
При подготовке публикации использованы материалы
мультипортала «Юнпресс» ( www.ynpress.ru   )

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru