СТАРШАЯ ШКОЛА
На полях дискуссии
Мы записали мнения авторитетных,
известных в сфере образования людей в разное
время и в разных местах, но посмотрите, какая
удивительная получилась перекличка – как будто
они собрались за одним круглым столом… но с
очень острыми углами.
Владимир Филиппов,
министр образования РФ:
– Мы можем и должны уже в следующем году начать
отработку профильной школы, для чего у нас есть
все необходимые предпосылки. Во-первых, так или
иначе школа уже созрела к переходу на профильное
обучение, поскольку в течение последних лет она
без указки сверху, отчасти интуитивно, исходя из
реалий жизни, занималась дифференциацией,
индивидуализацией в старших классах.
Во-вторых, профильное обучение на старшей
ступени диктуется объективными данными о том,
что только 50% выпускников осваивают в полном
объеме содержание таких предметов, как физика,
химия, биология.
Наконец, надо помнить, что среди всех европейских
(и не только) государств Россия – единственная
страна, которая до сих пор официально не перешла
на профильное обучение. И сделав «тайное явным»,
мы сможем реально улучшить качество нашего
образования в целом.
Инна Маевская,
директор московской гимназии №1576, кандидат
философских наук:
– Сторонники профилизации часто ссылаются на
общемировые тенденции в этой сфере. Но весь
послевоенный период количество профильных
учебных курсов на старшей ступени школ в разных
странах постоянно сокращалось и одновременно
росло число обязательных предметов. При этом все
более отчетливо проявлялись влияние и
возрастающая ответственность центральной
власти за организацию и результаты образования.
Это выражается на всех этапах проведения
экзаменов, в разработке национальных
образовательных стандартов, уменьшении
разнообразия учебников.
Маргарита Леонтьева,
главный редактор издательства «Просвещение»:
– Настоящее профильное обучение возможно лишь в
том случае, если старшая школа будет отделена от
основной. То есть будет размещаться в отдельном
здании и даже получит статус юридического лица. В
крупных городах, где много школ, это не так сложно
сделать. Учитель, работающий в старшей
профильной школе, осознает свою особую роль, и
требования даже по отношению к самому себе у него
будут иные. В «смешанной» школе волей-неволей
учителю сложно перестроиться в течение дня с
одного возраста на другой, и его методы работы с
пятиклассниками и с одиннадцатиклассниками
почти одинаковые. А методы и технологии работы в
старшей школе должны быть принципиально иными.
От редакции. Кстати, в Самарской области в рамках
проекта Мирового банка планируется
реорганизация старших профильных классов в
отдельные образовательные учреждения,
оснащенные современными предметными кабинетами,
компьютерными классами, аудио- и видеоцентрами,
медиатеками. Планируется создать 50 таких
ресурсных центров в разных районах области.
Татьяна Ковалева,
научный руководитель школы “Эврика-Развитие”,
г. Томск:
– Главное – выдержать в педагогике личностный
фокус. Поэтому технологий и форм обучения
сегодня множество, но надо приспособить их для
каждого конкретного ребенка.
Маргарита Корнева,
директор школы № 44, г. Сочи:
– Утратит или не утратит профильная школа
общеобразовательные и общеразвивающие функции,
зависит от формулировки целей и задач школьного
образования. Если целью школьного образования
является развитие ребенка (запрос общества), то
нет. Если целью школьного образования станет
узкопрофильная подготовка к поступлению в вуз
(запрос родителей, прежде всего тех, кто не сможет
обучать ребенка на коммерческом отделении), то,
возможно, да. Профильное обучение – это
предлагаемый новый инструментарий построения
средней школы. А механизм реализации профильного
обучения должен быть разработан таким образом,
чтобы оптимально сочетать интересы общества,
учащихся, родителей, учителей. Профильное
обучение – это в определенной степени
социальная защита выпускников средней школы из
малообеспеченных семей. Эти слои сегодня
составляют семьи технической интеллигенции,
преподавателей, врачей, работников искусства и
культуры.
Поэтому мы, как практики, оптимистично смотрим на
переход в старшей школе к профильному обучению.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|