СТАРШАЯ ШКОЛА
В отличие от ЕГЭ и ГИФО профильное
обучение не является инновацией: уже в 1864 году
существовали классические и реальные гимназии.
Первые готовили учащихся к поступлению в
университет, вторые – в специализированные
учебные заведения, ориентируя на
профессиональную деятельность. Примечательно,
что в советскую эпоху введение или отмена
профилизации (специализации) старшей ступени в
разные периоды зависели от идеологических
установок, экономических задач и потребностей
элиты. Поэтому при запрете на дифференциацию и
вариативность, обусловивших господство единой
трудовой школы в течение долгих десятилетий, в
отдельно взятых случаях допускались исключения:
открывались физматклассы, спецшколы с
углубленным изучением иностранных языков,
создавались УПК и классы трудового обучения.
Свободная школа конца 80-х сформулировала
принципиально новые задачи профилизации:
самоопределение личности, приоритет
индивидуального подхода.
В условиях рынка развитие профилей в
значительной степени обусловлено стремлением
преодолеть разрыв между школой и вузом, что
отчетливо отразилось в проекте «Концепции
профильного обучения на старшей ступени
общеобразовательной школы», предложенной на
обсуждение педагогической общественности.
Должна ли школа взять на себя выполнение
социального заказа и готовить выпускников к вузу
или к профессиональной деятельности? Возможно ль
впрячь в одну упряжку социальный заказ и
общеразвивающие функции образования?
Каковы перспективы профильной школы в связи с
введением ЕГЭ?
Что скрывается за термином «профиль» – узкая
специализация или широкое поле деятельности?
С этими и некоторыми другими вопросами мы
обратились к разным специалистам.
Этот многоликий профиль
«За» и «против» специализации
Сторонники профильного обучения
убеждены, что оно поможет подросткам в выборе их
жизненного пути, разгрузит физиков от лирики, а
лириков – от непонятных и ненавистных им
логарифмов.
«Глубокая профильная подготовка по
узкому кругу предметов не помешает человеку в
дальнейшем сменить специальность. Сегодня дети
очень распыляются, тратя свои силы на изучение
неинтересных для них предметов, которые в
последующей жизни никогда не пригодятся», –
считает Елена Филиппова, директор Новгородского
лицея-интерната, в котором учатся школьники с
8 по 11 класс.
Эту позицию разделяет заместитель министра
образования Ростовской области Татьяна Зинкова,
однако, по ее мнению, сокращение непрофильных
дисциплин должно быть разумным, иначе знания по
этим курсам можно свести к нулю.
Первым тревожным сигналом для педагогов
Ростовской области стали результаты
репетиционных туров по математике (регион
принимает участие в эксперименте по ЕГЭ), в
которых ученики гуманитарных гимназий
продемонстрировали недостаточный уровень
знаний, особенно при выполнении заданий части
«С», требующих повышенного уровня подготовки.
Но кроме таких прагматических мотивов, как
степень боевой готовности к единым госэкзаменам,
которые призваны стать универсальным
измерителем качества образования, есть и другие,
не менее веские основания для беспокойства.
«В старшем школьном возрасте происходит
формирование мировоззрения, однако ориентация
на профиль способствует разрушению целостной
картины мира», – считает директор 825-й московской
школы Владимир Караковский.
«Если исходить из того, что одна из важнейших
задач образования – сформировать в сознании
детей целостную картину мира, то никакой науке
нельзя отдавать предпочтение. Нельзя забывать о
том, что окружающий мир представляет собой
сочетание разнообразных явлений, которые в
равной мере исследуют физика, химия, литература...
– размышляет Николай Барабанов, методист по
физике и астрономии центрального округа, учитель
175-й школы г. Москвы. – Если гуманитарий
недополучил естественно-научных знаний, то этот
вакуум в последующем восполняется псевдонаукой
– астрологией, мистикой, тягой к религиозным
сектам.
В свою очередь недостаток гуманитарного
образования у людей, склонных к точным наукам,
оборачивается порой пренебрежением к людям, к
моральным и нравственным ценностям. А
интеллектуал, вооруженный знаниями в новейших
областях науки и техники, но лишенный моральных
принципов, может принести страшный вред своими
бесчеловечными изобретениями».
На своих уроках Николай Барабанов сумел показать
глубинные взаимосвязи естественных и
гуманитарных наук.
За последние годы результаты его исследований
оформились в серию интегрированных уроков и
публикаций по теме «Естественно-научная картина
мира в русской литературе XIX–XX веков» – на
конкретных примерах творчества А.Пушкина,
А.Герцена, Л.Толстого, М.Булгакова, Л.Пастернака,
А.Платонова, Л.Леонова, В.Гроссмана.
«Баланс дисциплин в базисном учебном плане – это
вопрос целей и задач общего образования с
позиций каждого ребенка и общества в целом, –
убеждена директор московской гимназии № 1576 Инна
Маевская. – Возрастные особенности определяют
не количество часов по каждому предмету, а
технологии работы с каждым ребенком в
зависимости от его реальных возможностей. Исходя
из этого, задача школы – через различия всех
предметов, которые в ней изучаются, дать
доступную каждому подростку полную картину мира
– и социального, и физического, чтобы он смело
шагнул в любую область знаний».
Поверить алгебру гармонией и наоборот стремятся
сегодня во многих вузах. Например, в Московском
государственном педуниверситете (бывшем
Ленинском) студентам 1 курса филологического
факультета преподают основы естественно-научных
дисциплин, устраивают экскурсии в
астрономическую обсерваторию.
В некоторых технических вузах в последние годы
дается дополнительная подготовка по экономике, а
также читаются курсы лекций по отечественной и
мировой истории, социологии, политологии, другим
гуманитарным наукам.
Цели среднего образования: вуз и ныне
там
Авторы концепции профильного
обучения и часть педагогов полагают, что
готовить школьников к поступлению в вуз –
первостепенная задача школы. Здесь и пролегает
главная линия баррикад.
Сторонники подготовки к вузу приводят в
доказательство цифры – около 90%
старшеклассников ориентированы на поступление в
высшее учебное заведение. Из-за того что школа
долгие годы игнорировала эти потребности,
увеличивался разрыв между школой и вузом, и этот
вакуум заполнялся репетиторами, платными
подготовительными курсами, теневыми услугами в
системе высшего образования, которое занимает
первое место по уровню коррупции среди всех
отраслей народного хозяйства.
Другие считают, что социальные запросы нельзя
толковать так однобоко.
По признанию практиков, часть родителей
заинтересованы в фундаментальной подготовке
детей по всем основным предметам, и если
руководствоваться правилом «Потребитель всегда
прав», то их мнение тоже нельзя не учитывать.
Кроме того, в 14–16 лет около 20–30% детей еще не
определились в своих интересах, и поэтому не
стоит ломать их судьбы, искусственно загоняя в
какой-то определенный профиль и тем более готовя
в конкретный вуз, с которым у школы заключен
договор. Таким образом вузы вовлекают школьников
в сеть платных услуг, а сама школа превращается
для «старшего брата» в предмет коммерческого
интереса.
«Мы могли бы сделать очень многое для ребенка,
если бы над нами не висел топор вузовских
требований, – говорит директор 10-й школы г.
Усть-Илимска Александра Терентьева. – И это
наносит ущерб не только развитию, но и здоровью
детей. Но мы не можем сбавить темпы, иначе дети
окажутся за бортом. Если бы вузы изменили свою
позицию, от этого выиграли бы учителя, дети и
общество в целом».
Так неужели школа должна прогибаться «под
изменчивый мир», все благосостояние которого,
как известно, не стоит ни одной детской слезинки?
«Школа, конечно, не должна идти на поводу у
родителей, – размышляет Леонид Наумов, директор
московской педагогической гимназии № 1505. – Но
она и не может с ними не считаться, поскольку они
– участники образовательного процесса. Как
профессионалы, мы должны защищать свою позицию,
критически относиться к предложениям родителей,
разъяснять им, как целесообразнее организовать
процесс обучения, но это должен быть диалог».
Директор 825-й московской школы Владимир
Караковский видит выход в поиске разумного
баланса между общеразвивающей функцией школы и
специализацией, а не в подмене одного другим. Как
это осуществить на практике? «Наша школа имеет
педагогический профиль, – рассказывает Владимир
Абрамович. – Но мы не ставим перед собой цель
натаскивать на профессию – только половина
наших выпускников поступает в педвузы. Но какую
бы сферу деятельности ни выбрали для себя
остальные, знания педагогики и психологии всегда
пригодятся, потому что они повышают культуру
познания людей и мира».
Заменит ли школа репетитора?
И нужна ли такая замена?
Лишь немногие практики полагают,
что популярность репетиторства
в последние годы упала.
Подавляющее большинство, как и ректор
Санкт-Петербургского государственного
педагогического университета Геннадий
Бордовский, убеждены, что «даже самая лучшая
профильная школа не в состоянии конкурировать с
репетиторами – вузовскими преподавателями,
поэтому «натаскивание на поступление в вуз –
бесперспективный путь для профильной школы».
Бесперспективен он еще и потому, что, по мнению
научного руководителя Томской школы
«Эврика-развитие» Татьяны Ковалевой, «многие
вузы работают по старинке, и сами нуждаются в
реформировании. И теперь старшую школу, которая
давно опередила вуз по многим идеям и подходам,
пытаются подстроить под устаревшую застойную
вузовскую систему».
Но диктатура вузов уже начинает сильно
колебаться – благодаря переходу к ЕГЭ.
Вот что думает по этому поводу директор
Красноярской гимназии «Универ» Вячеслав Башев:
«Сегодня вузы определяют правила игры, и роль
репетиторов не столько в подготовке. сколько в
гарантии поступления в тот или иной вуз. При
введении ЕГЭ учителя и преподаватели вузов
фактически уравниваются, создается ситуация
свободного рынка и свободной конкуренции. Кто
лучше подготовит к ЕГЭ, тот и выиграет. В этом
контексте шансы репетиторов снижаются. Но, с моей
точки зрения, это явление все равно будет
существовать в том или ином виде, только в
большей или в меньшей степени».
В условиях демографического кризиса вузам
придется пересмотреть многие свои позиции как по
отношению к поступающим, каждый из которых
вскоре станет на вес золота, так и по отношению к
довузовской подготовке. В новых условиях
специалисты пророчат «колоссальную миграцию»
студентов из вуза в вуз, поэтому особое внимание
следует уделить не натаскиванию по
общеобразовательным предметам, как это делается
сейчас на подготовительных курсах, а
профориентации.
У инновационных школ свои варианты
решения
Опыт инновационных школ, в том числе
и в организации профильного обучения, не
вписывается в жесткие министерские схемы.
Пожалуй, общими являются цели и
принципы: каждый ученик вправе изучать материал
в своем темпе и стиле, в соответствии со своими
природными задатками и склонностями. А это уже
само по себе исключает создание традиционных
профильных классов: ведь каждый ребенок –
личность, и на старшей ступени для каждого
ученика составляются индивидуальные учебные
планы, важное место в которых отводится
проектной и научно-исследовательской
деятельности. Но самому ответственному,
завершающему этапу обучения предшествует
большой подготовительный период, который
начинается в основной школе. Это не
предпрофильная подготовка в привычном ее
понимании, а создание прочной основы для
осознанного выбора – может быть, и не связанного
напрямую с будущей специальностью или с вузом, но
определяющего круг интересов и дальнейший путь
развития личности.
Москва
«Очень важно не потерять из виду среднее звено
образования (5–9 классы), – подчеркивает
заместитель директора московской гимназии № 1576,
кандидат педагогических наук Юрий Середа. –
Представить различные сферы духовных поисков
человечества и широкую палитру возможного
приложения своих сил – задача среднего звена.
Интегрированные проекты по предметным областям
(литература, история, экономика, философия, право,
политология, психология, художественная
культура, естественно-научные и
физико-математические) с использованием
информационных технологий – прекрасное начало
исследовательской деятельности.
Начиная с 9 класса профильность представлена
знакомством с профессиями и людьми, успешно себя
реализующими в той или иной области. Учащиеся
посвящаются в порядок получения профессии,
разговор идет о вузах, которые готовят
специалистов, о предметах, которые изучаются при
получении данной специальности.
На старшей ступени формируется индивидуальный
план с указанием набора спецкурсов, обязательных
для изучения. Старшеклассникам выдаются
зачетные книжки, где отражаются в том числе их
разнообразные творческие успехи (портфолио).
Часы для дополнительных занятий по профильным
дисциплинам высвобождаются благодаря
индивидуальному графику сдачи ряда предметов
непрофилирующего цикла».
Для успешного решения столь сложных комплексных
задач требуются высокий уровень квалификации
педагогов, особые методики и хорошая
материально-техническая база.
К сожалению, в массовой практике эти факторы
зачастую игнорируются при организации
профильного или углубленного обучения в старших
классах, что приводит к дискредитации идеи
качественного образования.
Томск
Поэтому педагоги Томской школы-лаборатории
«Эврика-развитие» решили пойти «другим путем»,
организовав профили вне школы и используя для
этого разнообразные возможности города.
А чтобы самоопределение подростков происходило
не стихийно, а продуманно, начиная с 5 класса
вплоть до выпуска каждого ученика сопровождает
тьютор. Его задача заключается в том, чтобы
вместе с подростком (а не вместо него) в течение
всего периода обучения анализировать его
познавательные потребности, на основе которых к
концу 9 класса составляется динамическая карта
интересов, позволяющая определить его
индивидуальную образовательную программу на
старшей ступени и организовать занятия за
пределами школы: в научных лабораториях
Академгородка, в вузах, куда ребята могут
приходить в качестве вольнослушателей на
определенные лекции и семинары.
Конечно, то, что хорошо для московской школы или
школы, расположенной в научном центре, таком как
Томск, нельзя растиражировать на все учебные
заведения, расположенные в малых городах и селах.
Каждая из них должна искать свой путь,
ориентируясь на имеющиеся возможности, на
запросы родителей и учеников, на особенности
местного рынка труда.
Усть-Илимск
10 лет назад педагоги школы № 10 г. Усть-Илимска
приступили к работе над проектом «Состояние
системы непрерывного трудового
допрофессионального и начального
профессионального образования» в рамках ФЭП.
Специфика поставленной задачи объяснялась тем,
что в школу приходили подростки, которых
выгоняли из других школ города и которых учеба
как таковая не интересовала.
Поначалу большое внимание уделялось трудовому
воспитанию на уроках и в каникулы – в летних
трудовых лагерях. Потом стали организовывать
профильные классы по трем направлениям:
общеобразовательные – для тех, кто не
определился; два или три академических – для тех,
кто желает поступить в вуз, и семь-восемь классов
начального профессионального образования.
Правда, по свидетельству директора школы
Александры Терентьевой, 48% выпускников «рабочих»
классов затем поступают в вузы, другие работают
по специальности, полученной в стенах школы.
Наибольшей популярностью пользуется профессия
мастер лесного хозяйства, поскольку город
окружен таежными лесами, лесопромышленный
комплекс является основным градообразующим
предприятием и такие специалисты всегда
трудоустраиваются.
Для девочек открыты шесть производственных
швейных цехов, свой театр моды,
салон-парикмахерская.
Кроме того, в школе есть дополнительные курсы по
автоделу, бухучету и менеджменту – для будущих
владельцев автосервиса.
Оппонентов, обвинявших школу в том, что она
занималась «не своим делом», нашлось
предостаточно.
«Мы перешагнули через упреки, непонимание,
потому что с самого начала то, что мы делали, было
востребовано детьми и родителями, и от них мы
получали основной заряд энергии и веру в свою
правоту. Наша профильность оказалась
жизнеспособной – и это главное», – говорит
директор школы Александра Терентьева.
Школа пользуется огромной популярностью, сюда
стекаются старшеклассники со всего города и
округи.
А если образованию будут мешать и
дороги...
Прогнозы развития профильного
обучения в сельских школах
Развитие крупных сельских школ уже
сегодня идет по городскому варианту. Яркий
пример – Васильковская школа Калининградской
области, в которой дети обучаются по
индивидуальным программам. Здесь разработана
система материального стимулирования учителей
– за счет дополнительных выплат из надтарифных и
внебюджетных фондов. Приглашаются ученые из
города.
Но таких оазисов немного. И больше всего
педагогов тревожит судьба малокомплектных школ.
По мнению Зои Халюты, директора Нововаршавской
гимназии Омской области, сельским школам,
находящимся недалеко друг от друга, следует
объединить свои ресурсы: каждая школа будет
специализироваться в той области знаний, в
которой она наиболее сильна (кадры, материальная
база), и у старшеклассников появится выбор.
Аналогичные объединения уже начали создаваться
и в небольших городах, например в Ярославле.
Но не всегда расстояния позволяют добраться до
той или иной школы. И тогда создаются
образовательные учреждения интернатного типа
(лицеи, гимназии, кадетские корпуса) для
старшеклассников из села: в Новгороде Великом, в
Саратове, в Кемеровской области. Конкурсы в эти
учебные заведения достигают порой 10–15 человек
на место.
Мы попросили прокомментировать разные пути
решения сельской проблемы Олега Смолина,
заместителя председателя Комитета по
образованию и науке Госдумы РФ: «При наличии
автобусов и нормальных дорог создание
межрайонных объединений школ можно и нужно
обсуждать. Но интернаты вызывают сомнения. Я сам
заканчивал школу-интернат, и у меня о ней
остались хорошие воспоминания. Но далеко не факт,
что такой образ жизни пойдет на пользу всем, не
говоря уж о том, что содержание таких
образовательных учреждений чрезвычайно дорого
для государства. И если учесть, что средняя
зарплата российского учителя – 35 долларов, то в
пору задаться вопросом, на что лучше в первую
очередь потратить деньги. Кроме того, если мы
начнем закрывать малокомплектные школы и
отправлять детей в интернаты, это негативно
скажется на судьбе самих поселений, которые
прекратят свое существование.
А для того чтобы выравнять шансы детей,
закончивших непрофильные сельские школы, для них
должны быть организованы бесплатные
дополнительные курсы подготовки к вузу. Ключевая
проблема для российского образования,
стремящегося к доступности, эффективности,
качеству, – это компенсирующие меры
государственной поддержки для детей из семей с
низкими доходами, сирот, инвалидов».
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|