ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
За журнальным столом
ЛИЦЕЙСКОЕ И
ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Специальный выпуск, 2001
Опасно представлять содержание
школьного предмета в форме перечня отдельных
достаточно мелких тем. Ведь при этом мы неизбежно
и сами потеряем представление об общих идеях,
которые выработала наука, и не сможем рассказать
о них ученикам. Тогда не стоит удивляться тому,
что многие ученики завершают свое формальное
научное образование с чувством, как будто
полученное ими знание похоже на груду кирпичей.
Мы предлагаем более активно использовать один из
самых эффективных и популярных способов
распространения идей – нарративную
(повествовательную) форму. Но для этого надо
признать, что основная цель научного образования
состоит в представлении серии "объясняющих
историй". Наука может давать подробные ответы
на вопросы типа: "Как мы заболеваем?",
"Каков возраст Земли и как она
образовалась?" и т.п. Именно такие
"рассказы" (объясняющие истории) способны
заинтересовать и увлечь учеников. Используя
слово "история", мы хотим подчеркнуть, что
форма рассказа больше всего подходит для
придания научным идеям доходчивого,
запоминающегося характера. С помощью
"объясняющих историй" и учителя, и ученики
могут яснее увидеть скрытые за обилием деталей
основные идеи учебного курса, взаимосвязь
отдельных концепций. Такие "истории" больше
соответствуют тому типу понимания науки,
которого могут достичь молодые люди.
И вот что очень важно: необходимы новые,
адекватные способы оценивания. Любая система
оценивания должна придавать большее значение
общему пониманию основных научных идей, а также
критическому восприятию науки и научной
аргументации.
И наоборот, значительно меньшее значение следует
придавать воспроизведению отдельных и не
связанных между собой фактов.
(Естественно-научное образование после 2000
года. Британский взгляд. Фонд Наффилда)
ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ В МИРОВОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Москва, ИТОП РАО, 2001
Традиционное чтение книг –
беллетристики и научных текстов – в большой
степени вытеснено работой с аудио- и
видеосистемами, странствованиями в компьютерной
сети и просмотром инструкций и справочников.
Такому "чтению" тоже надо учить. Обучение
чтению и письму в школе уже не может
ограничиваться только академическими целями, но
должно включать функциональные и
"пользовательские" цели.
Для того чтобы новое поколение молодых людей
владело методами работы с современными
информационными системами, представляется
логичным учить их этому в школе, то есть ввести в
штат школьных учителей специалиста
"чтения". Такой специалист должен сочетать
знания и умения педагога, психолога, библиографа,
библиотекаря, культуролога и специалиста по
информационным технологиям.
Таких учителей необходимо готовить в
педагогических вузах. Новый предмет – чтение на
принципиально ином уровне может стать сначала
факультативным, а потом и обязательным в старших
классах средней школы.
("Роль чтения в современном обществе".
Н.Н.Сметанникова)
РЕБЕНОК И СЕВЕР. Тезисы
докладов на XXXIX международной конференции. Часть
I, Мурманск, 2001
Среди личностных особенностей детей,
страдающих хроническими заболеваниями,
доминируют тревожность, чувство отверженности,
инфантильное поведение, сдержанная неадекватная
агрессия, "прилипчивость", что создает
проблемы в конструктивном разрешении
межперсональных отношений.
В нашей практике очень хорошо зарекомендовала
себя методика адаптивных танцев, способствующая
улучшению общего физического состояния детей, а
также улучшению их психоэмоционального
состояния. Занятия, проводимые под музыку,
"пение с уравнениями", воспроизведение в
классе первого бала Наташи Ростовой
ошеломительны для детей, такие уроки приобретают
особый смысл, помогают лучше усваивать учебный
материал, снимают стрессы, обусловленные
экстремальными условиями существования в
Заполярье.
("Адаптивные танцы как форма физической
реабилитации детей". М.И.Шавкина)
ШКОЛЬНОЕ
ОБОЗРЕНИЕ. № 1, январь – февраль 2002
Качество системы образования надо
замерять как внутри, так и вне самой системы
образования, причем второе гораздо важнее.
Относительно состояния внутри системы
образования у нас существует огромный диапазон
мнений – от "самого лучшего" до
"чудовищного". На самом деле никто не знает,
какое у нас образование, потому что результатам
экзаменов никто не доверяет, и это совершенно
правильно.
Для оценки качества образования гораздо важнее
экспертиза другого плана – экспертиза
социальная, учитывающая зону ближайшего
развития. Первые результаты такой экспертизы
показывают очевидные симптомы надвигающейся
катастрофы.
Проблема в том, что школа уже не является
единственным источником образования и
воспитания. Сегодня дети живут в мире
компьютеров, Интернета, телевидения. Можно
говорить на уроках обо всем самом красивом и
интересном, но рассеянный образ жизни, который
эффектно пропагандируется с экрана телевизора,
все равно будет притягательным. А если с экрана
телевизора скажут: "Параллельные прямые не
пересекаются – доказано Эвклидом", как потом
объяснить шестиклассникам, что аксиомы не
доказываются. Или если телевизионные игры,
рассчитанные на молодежную аудиторию, строятся
на том, что в стремлении к результату (обычно
денежному) надо вычислить и выкинуть слабого, как
объяснить детям, что "денежный результат"
может быть позором...
Замерять качество вне системы образования
необходимо еще и потому, что важны не сами знания
предмета, владение информацией "обо всем", а
понимание взаимосвязей явлений, развитие
логического и ассоциативного мышления.
Так что для получения объективной информации о
качестве образования необходим мониторинг "по
дороге", а не в конце пути, нужна экспертиза
знаний, умений и понимания в более широкой, чем
очерченной школьными программами, области. Но и
здесь возникает проблема государственная: нашим
учителям платят традиционно мало, одновременно
призывая "низко им поклониться". И платят им
не за результат труда, а как пенсионерам, чтобы
они просто выжили. Когда же выяснится, что у
образования есть результат, который можно
объективно замерять и достоверность которого
признана не только учителями, но и внешним миром,
придется платить деньги учителям.
("Слабое звено образования". Е.А.Бунимович)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 2,
2002
Социологические исследования последних
лет показывают, что национальная терпимость еще
не стала нормой поведения школьников. Причины
неприятия детьми и подростками этнических
диаспор понятны: мигранты резко выделяются не
только своей внешностью и языком, но и образом
жизни, традициями, о которых большинство местных
жителей нечего не знают, да и не особенно хотят
знать. Незнание порождает непонимание,
враждебные чувства. Кроме того, в сложных
социально-экономических условиях наиболее
неблагополучные или завистливые люди склонны и
психологически готовы к поиску врага. Обычно
таким врагом становится мигрант.
Для сохранения самобытности России как
традиционно многонациональной страны у детей
необходимо сформировать сознание того, что они
живут в многонациональном и
многоконфессиональном обществе, где каждая
народность имеет (и должна иметь!) свой язык, веру,
обычаи, уклад. Эти установки надо прививать
ребенку с малых лет.
Чтобы профессионально строить воспитательную
работу с детьми, самому педагогу надо
разобраться с понятием этнической толерантности
личности и соблюдать несколько абсолютно
обязательных условий:
– не стремиться подчинить себе другого, не
подавлять другого своей властью, авторитетом,
большинством коллектива;
– относиться к другому как к интересному,
своеобразному человеку, рассматривать необычное
в его образе жизни как объект познания, перевести
присущую многим людям оценочную деятельность в
познавательную;
– признавать другого таким, какой он есть, не
стремиться его переделать, а воспринимать как
нечто ценное со всеми индивидуальными
особенностями;
– видеть общезначимые факторы, искать то, что
объединяет, а не разъединяет их. Поэтому
необходимо сначала отмечать общечеловеческое в
других, а лишь потом обращать внимание на
различия, противоположное.
Все высказанное относится и к мигрантам, к
этническим диаспорам – их замкнутость, чувство
опасности могут провоцировать негативное к ним
отношение. Выполнение этих условий позволит и
самим учителям, и детям преодолевать
предрассудки, страх, пренебрежение к
представителям иных наций и культур, научиться
жить более открыто и доброжелательно.
("Об опыте работы по формированию у детей
этнической толерантности". Г.Г.Абдулкаримов,
Екатеринбург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
КАК РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Тезисы докладов на научной конференции,
г.Михайловка Волгоградской обл. Волгоград, 2001
К сожалению, некоторые особенности
учебных программ и учебников по гуманитарным
дисциплинам способствуют формированию и
закреплению у детей искаженного взгляда на
историю, этноцентрических стереотипов. В
частности,
в учебниках истории десятки страниц посвящены
войнам, военным конфликтам. Если и говорится о
союзе народов, то чаще всего это союз против
других народов. Длительные периоды мирной жизни
сжимаются во времени и становятся как бы
небольшими промежутками между конфликтами.
Политическая и военная история безжалостно
вытесняет историю науки, культуры,
повседневности. В результате формируется
милитаризированный взгляд на отношения между
народами. Учебные программы, построенные на
нейтральном отношении к иным народам, не создают
подобных стереотипов, но и не разрушают их.
Массовое приобщение к религиозным обрядам –
всего лишь внешней стороне религии – это не
приобщение к системе нравственных ценностей.
Обряды – это элемент религии, который во многом
разъединяет людей различных вероисповеданий.
Объединить способны только нравственные
заповеди, а мгновенно усвоить их невозможно.
Школа, учителя должны убедить ученика: культура
не оценивается по принципу "лучше – хуже".
Культуры равновелики, как и народы. Исчезновение
культуры небольшой народности – трагедия всего
человечества.
Формирование межнациональной толерантности
строится на общечеловеческих ценностях и
понимании того, что:
– миграция как перемещение людей из одного
района в другой, из одной страны в другую – это
естественный и постоянный процесс в
человеческой истории, и современная миграция в
России не является исключением;
– предубеждения, в том числе и этнические, в той
или иной степени присущи каждому человеку и его
не красят. Признавая это, важно осознать, что
индивид не должен основывать свои действия,
исходя из них;
– большинство должно помнить, что проблема
толерантности и плюрализма – это их проблема, а
не только национальных меньшинств.
("Проблемы этнотолерантности в современном
мультикультурном образовании". Г.В.Палаткина,
Астрахань)
ОДАРЕННЫЙ
РЕБЕНОК. № 2, 2002
Единого определения одаренности не
могут дать ни педагоги, ни психологи. Поэтому
отбор одаренных детей, обучение их по
специальным программам не всегда оправданны.
Известно, что только около 3% особо одаренных
детей (из всех признанных одаренными) в
дальнейшем оправдывают возлагаемые на них
надежды, а количество одаренных, но незамеченных
детей неизмеримо больше.
Необходимо признать существование не только
актуальной, но и потенциальной одаренности,
расширить категорию детей, считающихся
одаренными и нуждающихся в том, чтобы их высокие
познавательные возможности учитывались при
организации обучения. Все это заставит
пересмотреть традиционные взгляды на одаренных
детей как на крайне редкое в массовой школе
явление и разглядеть их среди своих учеников. Тем
более что одаренные дети могут сталкиваться со
специфическими трудностями в учении, которые
маскируют и даже подавляют их одаренность
(эффект Эйнштейна).
Надежды простым способом решить проблемы
развития одаренных детей – путем отбора и
обучения их по усложненным программам,
построенным без учета их индивидуальных
психологических особенностей, – оказываются
несостоятельными. Это иллюзия, заблуждение. Беда
еще в том, что "актуально" одаренные дети
часто перегорают, а "потенциально"
одаренные остаются нераскрытыми и не реализуют
своего потенциала.
("Зачем определять одаренность
школьников?". Е.И.Щебланова)
ЛИЦЕЙСКОЕ И
ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 2, 2002
Уважаемые коллеги! Если вы взялись за
работу с одаренными детьми, прежде всего
необходимо психологически настроиться на работу
с ними и придерживаться следующих правил:
– Поблагодарите судьбу за то, что вам доверено
работать с такими учениками. Работа с ними
оставит в вашей педагогической деятельности
неизгладимый след.
– Познакомьтесь с имеющейся литературой об
одаренных детях.
– Изучите и примите все индивидуальные
особенности поведения этого ребенка: нежелание
безоговорочно подчиняться, принимать все
сказанное вами на веру, тугодумство или,
наоборот, привычку моментально высказываться
вслух, отключение от урока и многое другое.
– Уважайте и обсуждайте любую его идею, даже
"бредовую".
– Не обижайтесь на то, что, несмотря на все
приложенные усилия, ваш предмет и вы сами для
него не самые любимые.
– Помните: если обучение будет легким, пусть даже
информационно интересным, ученик (хоть это и
странно звучит) быстро устанет. Его мозг должен
быть постоянно в работе. Самостоятельность
мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому
себе – обязательные составные успешных уроков.
– Одаренные ученики требуют принципиально
другой подготовки, поскольку от
"школьно-одаренного ученика" их отличает
необыкновенное стремление к перепроверке, к
"уяснению для себя", к экспериментированию.
А основной принцип экспериментирования
заключается в сомнении. Без такого сомнения и
собственной инициативы урок для одаренного
ребенка практически потерян.
Ведь то, что вами где-то прочитано, может быть
прочитано и им самим.
– Если возрастает количество вопросов, на
которые вы не знаете ответа или тратите на их
выяснение слишком много времени, то обратитесь к
администрации или коллегам, помогите найти
именно этому одаренному ребенку другого
преподавателя, иначе у вас будет накапливаться
усталость и раздражение.
Учитель, решившийся на такую самоотверженную
работу, достоин уважения и поддержки. По словам
В.Эфроимсона, такая работа возможна только в
коллективе, слитом в единое целое напряженным
творческим порывом, группой исключительно
даровитых людей, с умами взволнованными и
напряженными, объединенными общей целью.
("Трудно ли учить вундеркиндов?". Татьяна
Хромова)
ПЕДАГОГИКА.
№ 3, 2002
Педагогическая культура – это
исторически развивающаяся программа
социального наследования, в которой можно
выделить три уровня: реликтовый, актуальный и
потенциальный.
Реликтовый уровень включает в себя
педагогические установки, нормы, способы, формы,
вызванные к жизни предшествующей эпохой и по
инерции продолжающие свое существование, даже
если объективных оснований для этого нет. Они
отражены, например, в этнопедагогике, в которой
наряду с дельными советами есть и совершенно
противоречащие научным представлениям и вообще
здравому смыслу.
Актуальный уровень отражает специфику реально
существующего педагогического пространства. На
этом уровне деятельность построена по
требованиям социального заказа "здесь и
сейчас". На этом уровне культура выдерживает
жесткое давление норм и требований "как
учить" и "чему учить".
Потенциальный уровень содержит программы,
обращенные в будущее. Это педагогическая
инноватика, цели которой – подготовка самой
образовательной системы к будущему. Часто
замечательные инновационные программы не
оцениваются по достоинству современниками,
которые не могут увидеть это завтра.
Однако времена перемен, революций активизируют
поиски и материализацию потенциально уже
вызревших инноваций – выход на этот уровень
обеспечивает эволюцию культуры, формирует
личность завтрашнего дня. Может быть, и потому
1990-е гг. стали для педагогики периодом активных и
плодотворных поисков образовательной модели XXI
века.
("Педагогическая культура: становление,
содержание, смыслы". И.Е.Видт, Тюмень)
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В СИБИРИ. № 1, 2001
Нельзя признать нормальным, что около
двух миллионов детей, не вписывающихся в
стандартный подход классно-урочной системы,
выпадают из школы. Для решения этой проблемы
необходимы принципиально новые
методологические подходы. Когда говорят об
одаренности или необучаемости детей, то всегда
возникают вопросы о критериях различения нормы,
талантливости и отсталости. Придуманные
методики-диагностики не могут предсказать, что
будет с ребенком и через год. Ребенок подобен
неизвестному семени. А мы, опираясь на парадигму
"чистого листа" и на основании своих
фантазий, для будущего растения подбираем
температуру, влажность, кислотность и т.п. И в
ответ на педагогическое воздействие часто
получаем неожиданную реакцию, поступок и не
знаем, что делать дальше.
Надо отказаться от парадигмы "чистого
листа". Аналогично семени, которое имеет
проект будущего растения, зародившийся ребенок
тоже имеет свой проект жизни, свою Судьбу.
Необходимо признать право ребенка на свою Жизнь,
что гораздо шире подготовки к жизни.
Отказ от парадигмы "чистого листа" влечет
отказ и от другой парадигмы, согласно которой
существует некий единый технологический процесс
"обработки природного материала",
заполнения "чистого листа" информацией.
Если цель – реализация Судьбы – содержится в
ребенке, то тогда педагог не может
воспользоваться своими методами, пока не поймет,
с каким именно ребенком он имеет дело.
В лаборатории содержательного образования
"Свой путь" уже семь лет работают не по
кем-то составленным программам, а по запросам
ребенка. И первая задача – каждому предоставить
возможность найти соответствующий его таланту
путь для того, чтобы его способности не были ни
подавлены, ни преждевременно усилены.
Существенной особенностью состава учеников в
лаборатории "Свой путь" является
разновозрастная структура коллектива, в котором
появляется возможность создать ситуацию
естественной семьи (ведь больше половины детей
живут либо в неполных семьях, либо с
"псевдородителями", которые видят свою роль
только в финансово-материальном обеспечении
ребенка).
Фундаментально речь идет о замене принципа
воздействия и формирования на принцип
взаимодействия и самообразования. Таким образом,
в результате реализации принципов
нетрадиционной педагогической парадигмы нам
удалось изменить социальное самочувствие детей
и преодолеть отставание от учебной программы.
("Принципы организации образования детей, не
вписывающихся в традиционные формы обучения в
общеобразовательной школе". С.А.Степанов,
Бердск, Новосибирская область)
По материалам
Государственной научно-педагогической
библиотеки им. К.Д.Ушинского
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|