Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
МАСТЕРСКАЯ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Весенний урок в начале лета

«Барыня-капуста»

Урок начинается с традиционного обращения к народному календарю. Учитель сообщает, что день сегодня необычный (в народном календаре 6 марта имеет такое красивое название – Тимофей Весновей), и просит детей объяснить, как они понимают это название. Затем объяснения детей сравниваются с пословицами об этом дне.
Тимофей Весновей – уж тепло у дверей.
Весеннее тепло веет – старого греет.
Весновей теплом привечает.
Ученики рассказывают о погоде, отмечают изменения в живой и неживой природе.
Учитель предлагает детям объяснить и проверить примету: «По Тимофею и весна».
Про этот день еще говорят: «Тимофей укажет весенние заботы». Дети рассказывают о заботах земледельцев в начале марта.
Учитель отмечает, что задолго начинаются у земледельцев заботы о будущем урожае, и говорит: «Сегодня мы с вами посеем семена, чтобы вырастить рассаду одного очень известного овоща. Послушайте, как о нем говорится в загадке:

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка».

Дети отгадывают и беседа движется дальше:
– Как называют капусту в загадке? Почему? Тема нашего урока – «Барыня-капуста».
Сегодня мы с вами узнаем много интересного о ней, убедимся и попробуем доказать, что действительно капусту по праву называют «барыней» среди овощей, и приступим к выращиванию капустной рассады.

Из истории рода капусты

(Название этой части урока появляется на доске):
Капуста – древнейшая овощная культура.
Можно предложить детям вопрос: «Откуда родом капуста?»
Родина капусты – побережье Средиземного моря (можно показать на карте его местоположение относительно нашей страны). Здесь и сегодня можно встретить дикую капусту – многолетнее растение с несъедобными листьями, без кочана. На доске – изображение этого растения.
До наших дней сохранилось немало легенд и поверий о происхождении этого ценного растения. Одна из древнейших легенд рассказывает, будто кочаны выросли из слез фракийского царя, которого наказал Дионис – бог виноделия – за то, что царь отказался признать Диониса божеством. Слезы царя падали на землю, и из выжженных ими отверстий в земле появились невиданные прежде растения, широкие листья которых тут же сворачивались в кочаны, напоминающие человеческую голову. Изумленные и перепуганные насмерть люди бросились врассыпную, в ужасе крича во все горло: «Капитум, капитум!», то есть «голова, голова!»
И здесь наступает очень важный момент урока, задача которого подвести ребенка к удивлению и вопросу: «А как же из дикой капусты, невзрачного растения с маленькими листочками, образовался кочан?»
Инициативу обычно проявляют дети, и кто-то из них задает этот вопрос.
История не оставила нам документальных данных о том, когда капустный лист свернулся в тугой вилок, у которого, как утверждает народная мудрость, «сто одежек и все без застежек». Ученые же считают, что в появлении кочанной капусты из листовой нет никакого чуда. Просто люди заметили, что некоторые листовые формы предрасположены к свертыванию листьев в вилок и что такие листья более сочные и вкусные. Они стали отбирать «свертывающиеся» растения, собирали с них семена и высаживали их. В результате такого отбора и получалась нужное человеку растение – капуста с плотным кочаном.
Учитель предлагает ответить на вопрос: «У одних растений люди едят плод, у других – семена, у третьих – корнеплоды. А что же едят у капусты?»
Отвечая на этот вопрос, дети должны доказать, что весь кочан свернут из листьев.

Капустные родственники

В современном огородничестве насчитывается более 100 видов капусты.
С некоторыми из них дети знакомятся на уроке. Вначале учитель предлагает загадку-описание какого-либо вида, затем несколько учеников делают небольшие сообщения, которые они подготовили заранее по заданию учителя, о цветной капусте, брюссельской, листовой, савойской, пекинской, китайской, кольраби. Ребята коротко рассказывают о родине этих сортов, об особенностях строения и о том, какие части растения человек употребляет в пищу.
Учитель объясняет, что, несмотря на разнообразие, все они – дети одной матери – произошли от древней дикорастущей листовой капусты под целенаправленным воздействием терпеливого отбора и приложенных усилий человека.
Очень важно остановиться на вопросе: «Как человек смог вывести столько видов и зачем?», вместе с детьми восхититься человеческим разумом, наблюдательностью, смекалкой, терпением, трудолюбием, мудростью природы, удивиться их совместному творчеству. Отметить, что в данном случае человек, вмешиваясь, разумно преобразует природу, делая ее богаче и разнообразнее.

Любимая овощная культура

И все-таки из всех капустных пришельцев наиболее пришлась по вкусу нашим предкам белокочанная капуста, которая стала традиционной и любимой овощной культурой.
А ведь родина капусты – берега Средиземного моря. Почему же иностранка прижилась, как своя, не на юге, а у нас, на чужой ей земле?
Подводя итог высказываниям детей, учитель может рассказать о том, что корни подают из земли воду растению, листья ее тратят. В кочане их множество, тесно прижатых друг к другу: «сорок одежек, да все без застежек». За сутки из них улетучивается полведра воды.
На юге, где жарко и сухо, капуста не уродится. Зато привольно ей на русской равнине, где летом и осенью часты дожди. Почему же белокочанная капуста не боится холода? «Сто одежек» помогают ей противостоять холодам.

Русская кухня

Учитель рассказывает о том, как используется капуста в блюдах традиционной русской кухни, удивительно разумной, полезной и, безусловно, отвечающей современным научным взглядам на рациональное питание.
Народ сложил о капусте немало пословиц, поговорок, загадок.
Дети должны назвать их. Например: «Капуста не пуста, сама летит в уста», «Хлеб да капуста – худого не попустят», «Ешь щи – будет шея бела, голова кудревата».
С белокочанной капустой связаны многие русские народные обычаи, житейские традиции. Одна из связанных с капустой традиций, бытовавшая на Руси, – ее коллективная рубка на началах взаимопомощи. Заготовка капусты на зиму в России шла поздней осенью, когда при первых слабых морозах капустные вилки «свертываются круче» и становятся более твердыми. Рубили ее после 27 сентября, после Воздвижения. В народе говорили: «На Воздвижение первая барыня – капуста».

Капуста-лекарь

В народе говорят: «Капуста – сила, пока она в бочке, беды не будет». Современная наука подтвердила целебные свойства капусты. В ней содержатся витамины: С (больше, чем в лимонах, мандаринах), Р, Е, К, В1, В2, В6, Р, U.
Если лист капусты приложить ко лбу при головной боли, она успокаивается. При ожоге или укусе осы делают компресс из измельченного капустного листа, чтобы уменьшить боль и ускорить заживление.

Затем учитель возвращается к пословице, определившей тему урока. Действительно ли можно сказать, что капуста – барыня?
После краткого обсуждения детям предлагается самим вырастить этот замечательный овощ.
Учитель предлагает проблемный вопрос: откуда взять семена, чтобы на будущий год вырастить новую капусту? Ведь осенью собрали урожай, кочаны порубили, капусту засолили. В пирогах да щах ее съели.
Сначала дети пытаются решить эту проблему сами, высказывая свои предположения, или кто-то из учеников, зная, как получаются семена капусты, рассказывает об этом классу. Если дети в своих рассуждениях и предположениях зашли в тупик, учитель сам объясняет, откуда берутся семена капусты.
Не все кочаны срезали и съели. Некоторые из земли с корнем выкопали и оставили на всю зиму в холодном погребе, но не лежать, а висеть.
Весной высадят эти кочаны опять на гряды. И вот из середины кочана росток пойдет. Поднимется высокий стебель, а на нем новые листья, только мелкие, совсем непохожие на те, из которых кочан свернулся. А потом и цветы расцветут. Не очень красивые – мелкие, желтенькие. Отцветут, а на их месте останутся маленькие стручки. Как называется эта часть растения? – Плод. Созреют стручки и раскроются. Обе половинки в разные стороны отойдут, а там, внутри, перегородочка тоненькая, и на ней мелкие-мелкие зернышки сидят. Это и есть семена капусты.
Можно обратить внимание детей на то, что росток, выросший из кочана, похож на дикого предка капусты.
Учитель вводит понятие «двулетнее растение», объясняя, что капуста – это двулетняя овощная культура, и просит учеников сначала самим попробовать объяснить, почему это так.

Практическая часть

Ребята выясняют, как выращивается капуста и почему она выращивается рассадным способом, а морковь, свеклу, редис сразу сеют в открытый грунт.
Опираясь на уже имеющиеся знания, наблюдения, дети вместе с учителем обсуждают вопрос, что нужно, чтобы вырастить здоровую рассаду.
Учитель сообщает, что дети будут сеять семена ранней скороспелой капусты, и предлагает рассмотреть, описать их по следующим признакам: размер, форма, цвет; какие семена на ощупь; характер их поверхности.
В ходе дальнейшей беседы важно вспомнить, что у всех семян есть зародыши, они живые, но сейчас спят, то есть находятся в состоянии покоя. В этом состоянии им легче переносить неблагоприятные условия.
Необходимо повторить: что нужно, чтобы семена проснулись? (Условия прорастания семян). Для чего нужна вода? Какие нужно брать семена, чтобы вырастить хороший урожай?
Что об этом говорит народная мудрость?
От худого семени не жди доброго племени.
Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
Заранее дети вместе с учителем готовили семена и почву к посеву. На уроке целесообразно кратко повторить основные этапы подготовки семян и почвы к посеву, обсудить и технику посева, то есть глубину и частоту. Дети объясняют, почему это важно.
Уплотним почву.
Палочкой сделаем лунки на расстоянии 3–4 см и глубиной 1–2 см.
Будем класть семена и разговаривать с ними, как с друзьями.
Люди сеяли семена капусты и приговаривали:
“Не будь голенаста – будь пузаста;
не будь пустая – будь густая;
не будь стара – будь молода;
не будь мала – будь велика!
Засыплем семена почвой”.
После этого вспомним, что нужно сделать, чтобы сохранить влагу. – Накрыть посев прозрачной пленкой или стеклом и поместить в теплое место.
Затем учитель предлагает детям наблюдать, когда прорастут семена, как они будут развиваться, и фиксировать свои наблюдения в дневнике. Можно попробовать спрогнозировать время всхода семян.

Одна из особенностей предмета «Природа
и труд» – тесное взаимодействие учителей с родителями учеников, включение их в систему экологического образования. Учитывая возрастные
особенности ребенка, необходимо использовать
задания, которые ориентированы на сотрудничество детей и родителей. Одним из таких заданий может стать посев рассады в открытый грунт на домашнем участке и дальнейший уход за ней. Предварительно учитель или кто-то из родителей на совместном собрании детей и взрослых знакомит с биологическими и агротехническими особенностями выращивания капусты. Свои наблюдения за ростом и развитием растений дети фиксируют в специальных дневниках в виде записей, рисунков. Осенью ребята демонстрируют урожай и рассказывают, как ухаживали за растением, с какими трудностями им пришлось столкнуться, делятся впечатлениями..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru