Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
НАШИ КОНСПЕКТЫ

Ольга ХЛОПЕНОВА,
методист научно-исследовательской
лаборатории «Школа Л.Н.Толстого»

Цветы, скрепляющие землю и небо

Дети жаждут ярких впечатлений. Очень важно показать малышам, что мир, окружающий их, необычен, загадочен, удивителен, это мир, где каждая травинка, каждая птица – чудо. Тогда незнание или даже пренебрежение по отношению к окружающему миру перерастает в знание и уважение. Например, на уроках о травах в школе Л.Толстого дети узнают, что скромная лебеда не просто сорняк, а растение, спасшее от голода тысячи людей: в трудные годы войны ее подмешивали в хлеб.
Мы привыкли к растениям. И привычка мешает увидеть столько интересного! Ведь даже самые обыденные из них – как скрепа между Землей и Космосом: все их строение подчинено этому великому служению. Листьями – зелеными ладошками – ловят растения вселенскую энергию и чудодейственно преображают ее. Так это просто – зеленая былинка.
И так немыслимо сложно!

Мир природы – вечный источник детского развития. Именно в явлениях природы кроется множество проблем, вопросов, тайн, пусть даже известных людям, но вновь и вновь открываемых детьми во время учения. Одна из целей уроков – приобщить учеников к тайнам природы. Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости оттого, что все это увидел сам. Удивление – начало философского постижения действительности. Это и начало творческого отношения к миру и жизни в нем. В непосредственном восприятии школьниками природы и мира – залог будущей гармонии в человеке, художественного и научного отражения мира.
Процесс становления личности нельзя представить как воздействие учителя и воспитателя на школьника. Важно самому ученику встать в позицию активного создания собственной личности.
Именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов.
Познающий человек – человек вопрошающий. Хорошо известно, что весь период дошкольного детства окрашен удивительной любознательностью ребенка, его творческим отношением к окружающему миру. С приходом же в школу все меняется – дети перестают спрашивать. Почему так происходит? И что можно сделать для того, чтобы помочь младшему школьнику развить свои исследовательские возможности? Как сохранить высокий уровень активности детей при постановке вопросов?
Любое явление может возникнуть только в соответствующих условиях. Одно из условий возникновения вопроса – проблемная ситуация. Но ее недостаточно, очень важен и характер общения учителя с детьми. Если ученику постоянно отводится роль ответчика в диалоге, то никакое проблемное содержание не спасет положения. Одна из самых трудных для учителя задач – подвести ребенка к вопросу.
И проблемное преподавание, и изучение материала начинается в активном взаимодействии с природой. Главное в этом процессе, чтобы учитель был не передатчиком информации, новых знаний, а организатором познавательной деятельности ученика и через систему специальных заданий позволил ему самому открыть новые знания, делая процесс познания увлекательным.
Одно из средств организации познавательной деятельности детей на уроке по курсу «Природа и труд» – система заданий для наблюдений: «Кто первый заметит», «Постарайся увидеть сам», «Смотрю и вижу». Такие задания дети получают на уроке и после него.
Самостоятельные наблюдения направлены на узнавание каких-то фактов, например: «Самый смелый цветок весны», «Первая весенняя бабочка», «Какое дерево раньше всех встречает весну?», «Когда прилетели грачи?», задания на проверку какой-то приметы.
Усвоение знаний на уровне фактов сдерживает любознательность. Познавательное отношение ребенка остается на уровне любопытства, поверхностного знания, если не направить дальнейшие наблюдения детей, их вопросы в русло более глубоких знаний.
Для этого детям предлагаются задания из серии «Твое маленькое открытие». Например, малыши узнали, как называется самый первый весенний цветок, когда он зацветает, где его увидеть, что мать-и-мачеха – очень интересное растение, в запасе у него много удивительного. Проще всего учителю самому рассказать о том, что это и цветок-часы, и цветок-барометр, который умеет предсказывать погоду, и о многих других интересных его особенностях. Но важно создать особые условия – привести ребенка к открытию им самим этих удивительных фактов, которые и послужат средством к дальнейшей умственной работе школьника.

Искусство задавать вопросы

Всегда очень важно продумать вопросы, чтобы они не были прямой подсказкой, но в то же время помогли внимательнее приглядеться к растению.
Понаблюдай за растением в течение дня, в разную погоду. Что интересного, необычного ты заметил, наблюдая за цветком? Что бы ты хотел узнать об этом цветке?
Часто детей интересует, почему растению дано такое странное имя. Можно рассказать им об этом, а можно предложить самим узнать секрет названия растения, а когда появятся листья, проверить, действительно ли верхняя и нижняя стороны листа разные на ощупь.
Рассматривая стебелек, дети замечают, что он не гладкий, а покрыт волосками, мохнатенький. Учитель не спешит задать вопрос – зачем это нужно растению? – может быть, кто-то из детей спросит об этом. Как это объяснить первоклассникам, которые незнакомы с физикой. Можно использовать сравнение: “На что похоже такое мохнатенькое покрытие стебелька и как теплее растению – с голеньким стебельком или покрытым волосками?” Вместе с учителем дети приходят к выводу, что такой стебелек похож на шубку – с ее помощью мать-и-мачеха спасается от заморозков.
Говоря о высоте растения, можно поразмышлять, почему оно невысокое, как будто к земле прижимается.
Во время наблюдений за мать-и-мачехой ребенок сам открывает такую особенность: ее цветки не всегда бывают раскрыты. И, продолжая наблюдать, сам делает вывод, что цветок закрывается на ночь или перед дождем. Естественно, у детей возникает вопрос: «Зачем закрывается цветок?»
Таким образом, рядом заданий для наблюдений мы подводим ребенка к вопросу, иногда даже и к догадке. Так, скромный, маленький цветок становится объектом нескольких удивительных открытий самих детей, источником их мыслительной деятельности.
Ко многим урокам разработаны аналогичные программы наблюдений, чтобы помочь ученику самому увидеть удивительное, заинтересоваться, сделать свое маленькое открытие, пережить радость познания.
Во время наблюдений за распусканием листьев по программе «Здравствуйте, листья!» у детей возникает множество вопросов. Почему не одновременно распускаются листья на разных деревьях и кустарниках? Почему молодые листочки клейкие, блестящие, морщинистые?
Наблюдая за бабочкой на цветке, дети замечают, как бабочка разворачивает хоботок, и у них возникает вопрос: почему у бабочки хоботок свернут в спиральку?
Учить мыслить – значит учить задавать вопросы. Некоторые учителя предлагают детям до урока приносить свои вопросы о том, что они хотели бы узнать по предстоящей теме.
Таким образом, значительно расширяются возможности познавательного интереса детей, когда на основе наблюдений (т.е. знаний-фактов) и накопления природоведческих представлений они усваивают обобщенные знания (природоведческие понятия, причины природных явлений, их взаимосвязь).

Через опыт ребенка – к красоте мира и душе человека

В педагогической литературе последних лет все чаще провозглашается в качестве цели экологического образования развитие экологической культуры личности и общества.
Видеть и понимать – прекрасный дар природы. Но этот дар воспитывается, и для этого необходим большой труд. Смысл его – в пробуждении к активному взаимодействию с природой.
Но воспринимать природу – не значит просто смотреть и слушать, это особый труд души, напряженная работа чувства и мысли. Это процесс сопряжения абстрактно-логической и эмоционально-чувственной сфер деятельности ребенка.
Знание, пропущенное через чувство, более многомерно, более целостно.
Чувствование природы не менее важно, чем ее знание. Не умаляя роли логического познания, следует отметить, что оно не может дать нам целостной картины окружающего мира, тогда как чувственное познание улавливает эту картину. Здесь по-своему, в конкретно-чувственных образах познается объективный мир.
Сама специфика предмета предполагает особый, отличный от рационального обучения метод.
Сегодня все большую важность приобретает эмоционально-логический опыт естествознания. В результате изучения эмоциональной сферы младших школьников было установлено, что чувства детей по отношению к природе сравнительно однообразны, непостоянны, оттого что учебно-воспитательный процесс традиционно направлен на развитие интеллектуальной сферы младших школьников.
Характерная особенность курса «Природа и труд» – развитие способности чувствовать и понимать природу сердцем, познавать ее во всей полноте проявлений. Обучение ориентировано на гармоничное сочетание научного и художественного способов мышления в их единении, что дает возможность воссоздать рационально-образную картину мира, развивая у школьников творческое отношение к миру.
Среди важных задач курса «Природа и труд» – и развитие творческого потенциала ребенка. Для этого в программе использованы материалы народного календаря, в котором гениально совмещены научный и художественный взгляды на природу. Большие возможности предоставляет интеграция нескольких учебных предметов, проведение своеобразных циклов занятий, обеспечивающих в комплексе эстетико-художественный, исследовательский, практический виды деятельности.
Исходя из основных методологических особенностей программы, в школе возникла необходимость в новых подходах к организации наблюдений.
Действующие дневники наблюдений, учебники ориентированы главным образом на метеорологические наблюдения, фиксацию сроков наступления некоторых фенологических фаз и установление зависимостей на рациональной основе. А образно-чувственный компонент мышления практически отсутствует. Одной же из задач курса «Природа и труд» мы считаем создание программ наблюдений как особой формы рационально-образного, художественного познания природы. Разрабатывая содержание, мы акцентировали внимание на сочетании научности, доступности, с одной стороны, и занимательности, увлекательности – с другой.
Как научить детей отзываться на великолепие природы, проникаться ее смыслом и гармонией, чтобы состоялся вдумчивый, многозначительный диалог с природой?
Утверждению и развитию светлого мироощущения, мирочувствования, миросозерцания помогут, на наш взгляд, темы: «Снежная фантазия», «Серебристый миг», «Мартовское солнце», «Как рождается весенний ручеек», «Ива в серебре», «Радуемся первым грачам и скворцам», «Черемуховые метели», «Погрузим нос в душистую сирень», «Музыка лесного ручья», «Облака в реке», «Радуга», «Вечернее небо».
Для того чтобы помочь раскрыться внутреннему миру ребенка, дать толчок развитию его чувств, мыслей, воображения, способствовать его творческому развитию, самовыражению, мы предлагаем вопросы и задания, в основе которых открытие природы через чувственно-эстетические ее облики, постижение своеобразия бытия природы через собственные ощущения, восприятие, представление, настроение, переживание, размышление. Их можно условно назвать «Природа – глазами души».
Смотрели ли вы когда-нибудь долго-долго на какое-либо дерево? Что вам представилось? О чем вы думали?
Попробуйте понаблюдать за деревом в разную погоду, в разное время года, дня. Записывайте свои наблюдения. Нарисуйте свое дерево в разные моменты его жизни. Через некоторое время у вас появится своя «Книга жизни дерева».

Любите ли вы бывать в лесу? Чем отличаются ваши «лесные» мысли от тех, что приходят к вам дома. Что такое лес для вас? Что он рождает в вашей душе?
Напишите небольшое сочинение на эту тему.
Какие описания леса вам нравятся больше всего и почему?
Попробуйте прислушаться к шуму деревьев, и здесь вы найдете различие, потому что шум рощ не похож на шум бора.
Напишите стихотворение или сочинение о своем любимом дереве, передав в слове отношение к нему.
У Ф.И. Тютчева есть такие строки:

Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом,
Поют деревья…

Когда поют деревья? Удавалось ли вам видеть такие прекрасные моменты в природе?

Есть ли у вас любимый цветок?
Придумайте легенду, объясняющую название того или иного цветка, сказочную историю о луговом царстве.

Какое ощущение вызывает у вас звездная ночь?
Как вы думаете, почему люди так любят смотреть на звездное небо?

Как понимаете высказывание: «Возле цветка нет одиночества»?
Попытайтесь объяснить мысль Х.К.Андерсена: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

Как вы думаете, улыбается ли земля? Расскажите о каком-нибудь эпизоде из вашей жизни, когда вы почувствовали, что земля удивляется. Плачет ли земля?
Расскажите случай, когда вы услышали плач земли.
Есть ли у вас заветные места? Расскажите о них и нарисуйте их.
Были ли в вашей жизни моменты, когда природа изумляла вас? Расскажите о них.

Анализ детских творческих работ, совместные наблюдения, беседы с детьми подтверждают эффективность таких заданий. Душа ребенка станет зорче, тоньше при восприятии окружающей природы, и это не сможет не отразиться в детских творческих работах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru