Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Разговаривал с соседом на уроке...
Пятерка!

Практически каждый учитель старается работать так, чтобы дети заинтересовались чтением книг по его предмету – не учебников, а интересной, занимательной литературы, в последнее время издаваемой в изобилии. Чаще всего с этой целью предлагают желающим ребятам сделать доклады (устные или письменные). В такой работе меня всегда многое не устраивало. Например, если несколько ребят приготовят доклады, то времени, чтобы рассказать их на уроке, не хватает, поэтому большинство просто сдают их учителю. Спрашивается: для кого же была сделана эта работа? Те ученики, которые умеют интересно рассказывать, но некрасиво пишут, не умеют (или просто не любят!) наклеивать вырезанные из журналов картинки, за такие доклады они вряд ли получат хорошие отметки. Да и задача у меня, как у преподавателя биологии, не научить переписывать умные книжки двух-трех самых исполнительных и аккуратных ребят, а раскрыть увлекательный мир живого перед всеми учениками.
Тем же, кому повезло рассказать добытую с большим трудом информацию своим одноклассникам, тоже приходится несладко: дисциплина редко бывает идеальной, особенно если рассказ недостаточно эмоционален и увлекателен. Это понятно: удержать внимание тридцати тинейджеров очень сложно. И часто уверенная изначально речь докладчика постепенно превращается в грустное, монотонное бормотание, изредка сдабриваемое окриками учителя на развеселившихся слушателей. Такое может надолго отбить желание делать доклады!
На самом деле в школьные годы я сама часто была на месте таких учеников, страшно переживала и до сих пор помню чувство горечи и обиды. Рисовать и писать красиво не умела никогда, а во время доклада обязательно находился какой-нибудь умник и превращал все в балаган. В результате приходилось рассказывать друзьям то, что прочитала, на переменах. Самое удивительное, что меня любили слушать: знала я много, и всем было действительно интересно.
Чем же отличается этот рассказ от доклада? Ну, во-первых, меня никогда не слушали больше трех-четырех человек, а чаще разговор шел тет-а-тет. Во-вторых, прежде чем начать рассказывать, приходилось чем-то заинтересовать своих друзей – кто же будет тебя слушать, если это неинтересно! Это же перемена, а не урок! Для этого в ходе обычной дружеской беседы я обычно ввертывала каверзный вопрос-загадку типа: “А как ты думаешь, почему жираф может жить долго без воды, а человек – нет?” Дети – народ азартный, сразу сыпались версии, а потом меня упрашивали рассказать, что я вычитала по этому поводу. Сами знаете, как хочется узнать ответ загадки, над которой помучился...
Вот так из странного (обычного?) детского опыта и родился прием, которым я хочу поделиться с коллегами. Прием, позволяющий вовлекать в чтение весь класс, даже если в нем 45 человек, научить ребят рассказывать, слушать, думать, спорить, да еще и просто узнавать много нового. Его можно использовать на любом учебном предмете, сделав соответствующие поправки на темы, объем и продолжительность рассказа. Мне же удобнее рассказывать на примере преподавания зоологии позвоночных – темы, которую все дети ждут с таким интересом, но по мере прохождения “параграфов” многие начинают тихо ненавидеть.
За годы разработки и использования этого приема выработались некоторые правила, следуя которым можно избежать ненужных ошибок. Но все по-порядку.

Парное чтение

“Парное чтение” взято вместо “расчлененного чтения” – похожего приема, разработанного Милославом Балабаном для обучения иностранным языкам. Может быть, название и не самое лучшее, но ничего другого просто в голову не пришло. При прохождении подразделов темы “Многообразие животных” (например, многообразие пресмыкающихся, или рыб, или хищных млекопитающих) до знакомства с материалом параграфов детям предлагалось найти к следующему уроку самую-самую интересную информацию, самую-самую необычную о соответствующих животных. Найти и подготовиться ее рассказывать: не всему классу, а одному ученику. Но сначала нужно сформулировать загадки-вопросы по своему материалу для того, кто будет слушать. Можно воспользоваться и текстом учебника, но тогда вопросы ни для кого не будут загадками...
Лучше всего, если парты при такой работе будут расставлены по периметру класса. Образуется круг из всех сидящих в классе, парты – сзади, за спинами, но при такой работе они совершенно не нужны. Такое расположение позволяет легко и быстро перемещаться, не мешая остальным работать. Педагог предлагает рассказать приготовленный материал в парах друг другу. Напоминает, что сначала нужно загадать вопрос-загадку, выслушать ответ и лишь потом, комментируя и дополняя, рассказывать материал. При этом можно пользоваться книгами, показывать картинки, фотографии. Если учеников нечетное количество, учитель тоже работает в паре, рассказывая ученикам свой интересный материал.
Как только пара закончила работать, дети поднимают руки. Если две пары рассказали друг другу материал, они меняются партнерами. И так далее. Обычно примерно за тридцать минут каждый ученик успевает рассказать свой материал четырем-пяти одноклассникам.

Маленькие тонкости

У учителя при такой работе очень своеобразная функция – координатора взаимодействия. Нужно многое заметить и адекватно отреагировать. Например, некоторые дети рассказывают очень много, соответственно долго и поэтому успевают поработать только с одним или двумя одноклассниками. Таких детей (при их желании!) можно объединить не в пару с кем-то, а в малые группы по три-четыре человека. Другие лишь делают вид, что рассказывают, при этом занимаются совершенно посторонними вещами. Чтобы этого не происходило, можно объявить, что в конце урока в течение десяти минут будет проходить другая, совместная работа.
Все снова садятся в общий круг, и педагог спрашивает, были ли интересные рассказы, если да, то чьи. Обычно ребята сразу пытаются пересказать то, что их удивило и заинтересовало, но учитель предлагает вместо этого поиграть – попробовать увидеть, кто был самым лучшим рассказчиком, кто – самым внимательным слушателем. Для этого на общий круг выносятся вопросы-загадки, которые задавались в парах. Сначала пробуют отвечать те, кто не слышал на них ответа, а потом, после небольшого обсуждения “посторонними”, комментарии дают ученики, слушавшие рассказ-ответ. Сам же рассказчик на этот раз сидит молча – он проверяет, был ли услышан его материал друзьями, а значит, насколько понятно и интересно он его рассказал.
Дети, не приготовившиеся к уроку, должны иметь возможность поработать с дополнительной литературой прямо в классе и быстро подключиться к общей работе. Для этого обычно используются старые журналы, в которых всегда можно найти интересный материал на любой вкус.

Урок в кругу

Ребята и учитель рассаживаются, образуя общий круг.
Учитель. Итак, мы знакомимся с многообразием пресмыкающихся. Кто не сумел найти материал по этому вопросу?
Пять учеников поднимают руки.
Учитель. Вам лучше выйти из круга, здесь, сидя за партами, будет удобнее работать. В журналах, думаю, вы найдете необходимый материал.
Дети поворачиваются к партам, начинают искать нужную информацию. Остальные разворачивают стулья в пол-оборота и начинают работу. Учитель помогает тем, кто готовится по журналам, найти интересные статьи; тем, кто рассказывает, – вовремя сменить пары. Так проходит тридцать минут.
Учитель. Теперь давайте поработаем все вместе, а то вдруг было что-то очень интересное и важное, а об этом будут знать только три человека из всего класса!
Ребята снова поворачивают стулья, образуется один общий круг.
Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, были ли у кого-то интересные рассказы?
Дети. Да! У Саши, у Тани... (называют несколько человек).
Учитель. Замечательно. Кто слушал рассказ Саши – поднимите руки.
Четверо поднимают руки.
Учитель. Саша, задай классу свой вопрос-загадку, а вы (обращается к тем, кто слушал Сашин рассказ) теперь будете комментировать наши рассуждения-отгадки вместо Саши. Тогда станет ясно, сумел ли он хорошо рассказать, а вы – услышать его рассказ.
Саша. Как вы думаете, чем ядовитый зуб гадюки отличается от ядовитого зуба кобры?
Дети начинают высказывать свои точки зрения, а Саша пробует им отвечать.
Учитель. Нет, Саша, ты уже выполнил свою работу. Вместо тебя наши идеи прокомментирует один из твоих слушателей, ну, например (выбирает одного ученика) Коля.
Коля. А он ничего об этом не говорил! Про цвет гадюки – было, а про зубы – нет!
Тоня (девочка, тоже слушавшая ранее Сашин рассказ). Ну зачем ты так! Я, например, это хорошо запомнила – Саша сказал, что у кобры зуб, как игла шприца, а у гадюки яд течет по ложбиночке, поэтому если она укусит сквозь одежду, яд гадюки в кровь не попадет!
Во время обсуждения в общем круге постепенно выясняется, кто из ребят хорошо и интересно рассказывает (обычно то, что они рассказали, запоминают все слушатели), кто умеет внимательно слушать (даже когда остальные дети ничего не запомнят, эти ребята всегда умудряются понять доклад).
Но самое главное, говорить начинают все, даже самые застенчивые.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru