ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Текст из незаменимых слов
В предыдущих номерах вкладки я уже
рассказывала о том, как выбирала для себя тему и
способ повышения квалификации. При всем
сегодняшнем изобилии курсов, семинаров,
тренингов это оказалось непростым делом. К
сожалению, некоторые курсы содержат
общеизвестные сведения – их можно прочитать
самостоятельно; другие неинтересны мне как
учителю; третьи предполагают настолько жесткую
методику, что мне было бы “тесно” в предписанных
рамках. Понятно, что я воспользовалась
положением редактора вкладки и ситуация такого
придирчивого выбора невозможна для обычного
школьного учителя: ему каждые пять лет попросту
объявляют, когда и куда явиться для
переподготовки. Педагогам зачастую приходится
учиться и официально, для получения бумажки, и по
собственной инициативе, для дела (чему, я надеюсь,
способствует и наша вкладка). Мне для пользы дела
приглянулись курсы Лаборатории новых технологий
образования при Российском государственном
гуманитарном университете. Каждый раз,
принимаясь писать о новой методике, собиралась
представить вам идеальный, правильный урок во
всей красе, полноте и логичности. Но... неизменно
сбивалась на то, что у меня получалось или не
получалось в ежедневной практике. Потому что
внимательно изучив методику работы с текстом,
тут же начала преобразовывать в соответствии с
ней давно уже испытанные приемы и способы работы,
придумывать варианты, чередуя их с новыми,
рекомендованными методикой. И получилось у меня
не описание новой, с иголочки методики, а рассказ
о том, как причудливо она встраивается в
сложившуюся за много лет практику.
ЯВсю последнюю учебную четверть я под
руководством кандидата психологических наук
Лидии Бельковец старательно осваивала новую
методику работы с текстом. Понять в общих чертах
теорию оказалось не самым сложным. Труднее
научиться действовать в классе в соответствии с
методикой, не ломая ни себя, ни ребят, ни
сложившуюся практику. По ходу дела еще раз
убедилась: нужно быть хоть сколько-нибудь
опытным педагогом, чтобы понимать, насколько тот
или иной метод тебе подходит. Каждый хороший
учитель самобытен и так или иначе подгоняет
методики по своей мерке – чтоб не стесняла
движений. Если, конечно, повезет и ему позволят
это сделать. Мне повезло.
Мой руководитель Лидия Петровна не давала
готовых схем, а если предлагала план урока, то не
настаивала на жестком исполнении. Поэтому
сначала я пробовала отдельные элементы курса на
уроках в своем третьем классе, когда мне казалось
это уместным и фрагмент не выглядел чужеродно.
Прежде всего я объяснила ребятам, что мы
попробуем специально работать с пониманием
текста. Необходимость этого для всех была
очевидна: столько раз мы заходили в тупик, когда я
просила ребят объяснить только что прочитанный
абзац или отрывок. Часто оказывалось, что понято
далеко не все или вообще совсем не то, что имел в
виду автор.
К сожалению, детская жизнь окружена непонятными
взрослыми условностями и недомолвками. По-моему,
дети привыкли к тому, что вокруг много
непонятного, и не допытываются особенно или
выдумывают свою версию объяснения.
Много раз я обращала внимание ребят, какая
огромная часть прочитанного ускользает от них. В
конце концов удалось договориться, что, если
кто-то из нас не понял высказывания собеседника
или прочитанный текст, обязательно нужно
переспрашивать, уточнять и прояснять смысл.
Постепенно, не сразу, уважение к мысли другого
человека, внимание и интерес к слову стали
входить в обычай, в привычку. (Хотя я не
обольщаюсь и прекрасно понимаю, что без
постоянной поддержки эта привычка быстро
угаснет уже в начале пятого класса.)
По совету Лидии Бельковец я предложила ребятам
не просто обсуждать непонятные слова и оброты, а
при чтении подчеркивать их. Это называется
материализованное действие. Работать с
подчеркиванием я пробовала по-разному: можно
выяснять смысл непонятных слов сразу в классе,
пользуясь словарями и познаниями всех
присутствующих. Можно включить подчеркивание и
выяснение смысла в домашнее задание, а потом на
уроке сравнить, кто что подчеркнул и какое
объяснение нашел дома.
Конечно, это замедляет работу на уроке: читать
быстро и вдумчиво трудно. Но я, к вящему
негодованию администрации, предпочитаю смысл
скорости. Ведь заветное количество слов в минуту
рано или поздно достигнет нужного уровня, а вот
возникнет ли привычка к качественному чтению?
Когда появляется не навык еще, но хотя бы желание
понять отдельные слова и обороты, мы заговорили о
сути, смысле всего текста. О том, что все
содержание как бы свернуто в названии.
Ребятам очень нравится придумывать заголовок к
тексту и сравнивать с авторским. Причем такая
работа возможна не только с текстами писателей.
Гораздо интереснее обсуждать заголовки ребячьих
сочинений. В этом случае слушатели сразу могут
выяснить, что хотел сказать автор, а он понимает,
как его произведение воспринимают окружающие.
После этого постепенно появляется интерес к
тому, как автор выстраивает текст, раскрывая
задуманное содержание. Одним из самых
удивительных для ребят открытий стало понимание
того, что абсолютно все обстоятельства, герои,
даже второстепенные, лирические отступления
описаны автором не случайно – все работает на
оживление образа, на раскрытие главной идеи.
Тогда они начинают более строго относиться к
собственным текстам, отыскивая в них длинноты и
лишние, нелогичные фрагменты.
По методике положено выделять ядерные (главные)
предложения в каждом абзаце. Поначалу детям было
довольно трудно (это нелегко и для взрослого –
попробуйте сами). Но постепенно мы вошли во вкус.
Особенно ребятам нравится прочитывать только
ключевые фразы одну за другой – получается как
бы выжимка из текста, его логическая основа. А в
методике это называется компрессированным
текстом.
Мне кажется, довольно близко к методике по цели,
но не по алгоритму одно из наших любимых заданий
– “сборка” текста из перепутанных абзацев. В
этом случае нужно очень хорошо понять каждый из
них, сообразить, в какой последовательности, не
потеряв ни одного, расставить абзацы, чтобы не
нарушить логику рассказа. К третьему классу я
стала отыскивать тексты, восстановить которые
можно было, лишь вчитываясь в каждое слово,
обращая внимание не только на логику примитивной
последовательности, но и на местоимения, союзы.
Зато, приобретя такой опыт, ребята с видом
истинных знатоков могут поправить
одноклассника: “Почему у тебя предложение
начинается с “но”, хотя по смыслу
противопоставления нет?” Мне, конечно,
приходится помучиться, чтобы найти подходящие
тексты: не совсем уж легкие, а требующие анализа,
перебора нескольких вариантов и все-таки с
вполне определенным порядком абзацев. Очень
хороши оказались для этого небольшие рассказы
М.Пришвина.
Важно выбирать тексты действительно хороших
писателей, мастеров. Тогда можно будет говорить
не только о логике выстраивания текста, но и о
значении, сокровенности каждого слова: эпитетов,
сравнений. О том, что каждое из них добавляет
красок к образу героя, помогает понять отношение
автора. Зачем, например, у К.Паустовского в
рассказе “Жильцы старого дома” на крыльце вырос
одуванчик, а чердак, где живут старые вещи,
занавешен пыльной паутиной? Для того чтобы
понять важность каждой детали, я предлагаю
ребятам убрать ее, и текст сразу становится
беднее.
Этот ход тоже не предусмотрен методикой, и,
возможно, я излишне увлекаюсь собственной
интерпретацией законченной и стройной методики,
но иначе у меня не получается. Быть только
исполнителем мне скучно, я тут же сбиваюсь на
вариации заданной темы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|