ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Илзе РОЖКАЛНЕ,
Международный институт игропедагогики
Встреча под крыльями деревянных
птиц
Москва. Сокольники. Начало летних
каникул. Дети, взрослые и даже собаки, зашедшие в
глубь парка, изумленно останавливались на краю
большой поляны. А в центре ее происходило вот что:
северные охотники-ительмены, одетые в
национальные костюмы, набрасывали чаут (аркан) на
“оленей”, которых успешно изображала суковатая
коряга, рыболовы забрасывали сети, кричали чайки,
в кустах крались росомахи – и все это под звуки
бубна йа-йа.
Северных птиц и зверей ительмены изображали в
танце, подражая их пластике и голосам. Да так
натурально, что, когда к зрителям крался
очередной “хищник”, большой охотничий пес,
стоявший рядом с хозяйкой среди зрителей,
приготовился драться, ощетинился и начал громко
лаять, заглушая бубен.
А в это время на дальнем конце поляны
невозмутимо, как и полагается северянам,
работали за столами мастерицы из Архангельска и
Каргополя. Они не только создавали прямо на
глазах у зрителей щепных птиц и глиняные
свистульки, но и подробно рассказывали о
традициях и секретах своего мастерства,
предлагали желающим попробовать самостоятельно
вырезать невесомую кружевную птичку или
забавную свистульку.
Когда умолк бубен и затихли аплодисменты,
начались игры – ительменские, эвенкийские,
русские.
Как же оказались северные охотники, танцоры и
мастера народных промыслов в старинном
московском парке? Все они приехали на первый
фестиваль “Птица счастья”, организованный
Международным институтом игропедагогики,
ассоциацией коренных и малых народов Севера и
Дальнего Востока “Райпон” и художественным
предприятием “Беломорские узоры”.
По замыслу организаторов, на фестивале русский
Север встретился с коренным Севером. Не обошлось
без курьезов: русские подготовили несколько
традиционных национальных игр, в том числе и
лапту, чтобы и самим поиграть, и гостей удивить.
Сыграть-то получилось: азартно включились и дети,
и взрослые. А когда, набегавшись, взрослые стали
обсуждать абсурдность ситуации – собственные
народные игры приходится по книгам разучивать, –
оказалось, что ительменам игра хорошо известна.
Например, президент Совета ительменов Камчатки
вспомнил, как в детстве отец заставлял его
работать – развешивать рыбу, а он с завистью
смотрел, как приятели гоняют в лапту.
Оказывается, на Камчатке есть площадки,
размеченные для лапты, специальные биты. А лапту
туда завезли когда-то казаки, там она и
сохранилась, как и некоторые другие элементы
русской культуры. Так и берегут ительмены и свое,
и наше культурное наследие, а ведь их всего около
двух тысяч человек. Этнографический ансамбль
ездит с гастролями по всему миру, на московский
фестиваль заехали проездом в Канаду. Но
удивительное дело, молодежь вовсе не стремится
поскорее вырваться из родного поселка и сбежать
в большие города. Девушка, танцующая в ансамбле,
ученица одиннадцатого класса, рассказывала, что
после окончания школы планирует поработать года
три в родном селе Ковран, прежде чем определяться
с планами на будущее.
Яркие, экзотичные танцы, игры и образы камчатских
охотников привлекли множество зрителей своей
самобытностью. Но оказалось, что одна
национальная игра похожа на нашу “Жил-был
курилка”. Только в русском варианте по кругу
передается горящая лучинка, у кого в руках она
погаснет – тот выходит в круг плясать. А у наших
дальневосточных соседей палочка передается по
кругу под звуки бубна. У кого она окажется, когда
бубен смолкнет, тот выбирает пару и выходит
танцевать.
Удивительно, но, стоя в игровом танцевальном
круге, понимаешь, что с народом, живущим на другом
краю земли, у нас гораздо больше общего, чем
кажется на первый взгляд.
Через год мы решили собраться опять.
Присоединяйтесь.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|