Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Илзе РОЖКАЛНЕ,
Международный институт игропедагогики

Встреча под крыльями деревянных птиц

Москва. Сокольники. Начало летних каникул. Дети, взрослые и даже собаки, зашедшие в глубь парка, изумленно останавливались на краю большой поляны. А в центре ее происходило вот что: северные охотники-ительмены, одетые в национальные костюмы, набрасывали чаут (аркан) на “оленей”, которых успешно изображала суковатая коряга, рыболовы забрасывали сети, кричали чайки, в кустах крались росомахи – и все это под звуки бубна йа-йа.
Северных птиц и зверей ительмены изображали в танце, подражая их пластике и голосам. Да так натурально, что, когда к зрителям крался очередной “хищник”, большой охотничий пес, стоявший рядом с хозяйкой среди зрителей, приготовился драться, ощетинился и начал громко лаять, заглушая бубен.
А в это время на дальнем конце поляны невозмутимо, как и полагается северянам, работали за столами мастерицы из Архангельска и Каргополя. Они не только создавали прямо на глазах у зрителей щепных птиц и глиняные свистульки, но и подробно рассказывали о традициях и секретах своего мастерства, предлагали желающим попробовать самостоятельно вырезать невесомую кружевную птичку или забавную свистульку.
Когда умолк бубен и затихли аплодисменты, начались игры – ительменские, эвенкийские, русские.
Как же оказались северные охотники, танцоры и мастера народных промыслов в старинном московском парке? Все они приехали на первый фестиваль “Птица счастья”, организованный Международным институтом игропедагогики, ассоциацией коренных и малых народов Севера и Дальнего Востока “Райпон” и художественным предприятием “Беломорские узоры”.
По замыслу организаторов, на фестивале русский Север встретился с коренным Севером. Не обошлось без курьезов: русские подготовили несколько традиционных национальных игр, в том числе и лапту, чтобы и самим поиграть, и гостей удивить. Сыграть-то получилось: азартно включились и дети, и взрослые. А когда, набегавшись, взрослые стали обсуждать абсурдность ситуации – собственные народные игры приходится по книгам разучивать, – оказалось, что ительменам игра хорошо известна. Например, президент Совета ительменов Камчатки вспомнил, как в детстве отец заставлял его работать – развешивать рыбу, а он с завистью смотрел, как приятели гоняют в лапту. Оказывается, на Камчатке есть площадки, размеченные для лапты, специальные биты. А лапту туда завезли когда-то казаки, там она и сохранилась, как и некоторые другие элементы русской культуры. Так и берегут ительмены и свое, и наше культурное наследие, а ведь их всего около двух тысяч человек. Этнографический ансамбль ездит с гастролями по всему миру, на московский фестиваль заехали проездом в Канаду. Но удивительное дело, молодежь вовсе не стремится поскорее вырваться из родного поселка и сбежать в большие города. Девушка, танцующая в ансамбле, ученица одиннадцатого класса, рассказывала, что после окончания школы планирует поработать года три в родном селе Ковран, прежде чем определяться с планами на будущее.
Яркие, экзотичные танцы, игры и образы камчатских охотников привлекли множество зрителей своей самобытностью. Но оказалось, что одна национальная игра похожа на нашу “Жил-был курилка”. Только в русском варианте по кругу передается горящая лучинка, у кого в руках она погаснет – тот выходит в круг плясать. А у наших дальневосточных соседей палочка передается по кругу под звуки бубна. У кого она окажется, когда бубен смолкнет, тот выбирает пару и выходит танцевать.
Удивительно, но, стоя в игровом танцевальном круге, понимаешь, что с народом, живущим на другом краю земли, у нас гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.
Через год мы решили собраться опять. Присоединяйтесь.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru