Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2002

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

По материалам ООН

Школа равных возможностей еще не построена...

ООН и ЮНЕСКО о проблемах женского образования

Право на образование является необходимым элементом экономического и социального развития и должно быть доступно всем. Между тем возможности получения образования у мужчин и женщин до сих пор остаются разными. Поэтому задача борьбы с высоким уровнем неграмотности среди женщин и девушек до сих пор не потеряла своей актуальности.
По данным Института статистики ЮНЕСКО, в настоящее время женщины составляют две трети от 875 миллионов неграмотных взрослых в мире. В Юго-Восточной Азии неграмотны три из каждых пяти женщин, а в Африке и арабских странах до сих пор неграмотны примерно половина всех женщин. Неравенство полов в отношении уровня грамотности не так ярко выражено среди молодого поколения. В возрасте от 15 до 24 лет оно очень незначительно или вовсе отсутствует в ряде регионов мира, включая Европу, Северную Америку, Латинскую Америку и страны Карибского бассейна, Восточную Азию и Океанию.
В Платформе действий, принятой ЮНЕСКО в 2001 году, обеспечение полного и равного доступа женщин к получению образования и обучению определено в качестве одной из двенадцати важнейших задач, решение которых требует особого внимания и действий со стороны правительств и международного сообщества.
Комиссия Организации Объединенных Наций по положению женщин также рекомендовала принять дальнейшие меры по улучшению доступа женщин к получению образования, включая учет гендерной проблематики в политике и всех программах в области образования. В своих решениях комиссия подчеркнула взаимосвязь между образованием, обучением и рынком труда. Она призвала к проведению новых исследований тенденций в области занятости, изучению возможностей получения дохода и занятости в будущем.

Ликвидация неграмотности

Во многих частях света неграмотность среди взрослых женщин продолжает оставаться высокой из-за отсутствия доступа к образованию в детстве. Стратегии, направленные на борьбу с неграмотностью среди женщин, должны обратить внимание на обеспечение равного доступа девочек к получению начального образования. Кроме того, необходимо вовлекать взрослых женщин в проводимые массовые кампании по ликвидации неграмотности, используя все имеющиеся современные средства.
С момента проведения Пекинской конференции целый ряд стран приложили новые усилия в области ликвидации неграмотности среди женщин. Так, идет планомерная работа над осуществлением целостной программы по борьбе с разрывом в области образования, в которой участвуют Бангладеш, Бразилия, Китай, Египет, Индия, Индонезия, Мексика, Нигерия и Пакистан, на территории которых проживает половина населения планеты и 70 процентов от общего числа неграмотных, образование стало доступным для всех. В частности, в Индии уровень грамотности среди женщин вырос с 39,3 процента в 1991 году до 60,1 процента в 2001 году, что выше аналогичного показателя у мужчин. Непал находится в числе стран, где девушкам из бедных семей или сельских районов предоставляются стипендии. Студентки из сельских районов, которые занимаются успешно, получают приглашения стать учителями в своих деревнях.
Благодаря усилиям, предпринятым в Ботсване на национальном уровне, сейчас число женщин, обучающихся грамоте и участвующих в деятельности проектов по функциональной грамотности и занимающихся заочно, превышает число мужчин, занятых в этой области. В Буркина-Фасо в школах-спутниках, общественных образовательных центрах и центрах по обучению грамоте введены квоты: 50 процентов мест было предоставлено девушкам-учащимся.
Усилия по ликвидации неграмотности среди женщин, предпринятые в Сенегале, привели к увеличению числа девочек-школьниц с 35 до 52,9 процента. А в Бутане в результате реализации национальной программы женщины составляют 70 процентов участников общественных программ обучения.

Всеобщий доступ к начальному образованию

Процент девочек и мальчиков, посещающих начальную и среднюю школу, вырос почти во всех регионах мира. Тем не менее гендерное неравенство существует еще во многих странах. Традиционное отношение до сих пор доминирует в целом ряде культур, что приводит к нежеланию родителей отправлять своих дочерей в школу. На уровне средней школы гендерное неравенство в области получения образования усиливается, так как большое количество девочек, особенно в сельских или бедных районах, перестает ходить в школу раньше мальчиков. В числе причин, заставляющих их бросать школу, – ранние браки, подростковая беременность и необходимость помогать семье, изучение практических навыков, которые пригодятся для работы.
И все же в ряде стран ситуация изменилась к лучшему. В Камеруне, например, с 1997 по 1998 год Африканская инициатива – образование для девочек – программа, спонсором которой выступает Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), смогла обеспечить увеличение числа девочек-школьниц на восемь процентов. За этот же период удалось снизить число бросающих школу с девяти до шести процентов.
В Уганде принята политика всеобщего начального образования, в рамках которой выделяются средства на оплату обучения для четырех детей одной семьи и всех сирот. Одно из положений политики гласит, что из четырех детей двое должны быть девочками. В Алжире и Иране организованы бесплатные школы-интернаты для жителей сельских районов и кочевников, при этом предприняты особые меры для обучения девочек. Внесены изменения в расписание занятий в Китае и Йемене, программа обучения в этих странах стала более гибкой, соответствуя потребностям студентов, в особенности девушек. В Турции принят закон, предусматривающий увеличение обязательного срока обучения с пяти до восьми лет. А в Аргентине, Гане, Индонезии и на Сейшелах приняты меры правового характера, призванные обеспечить девочкам равный доступ к бесплатному обязательному образованию до достижения ими 10 лет.
Чтобы предотвратить отток девочек из школы, который чаще всего происходит на уровне средней школы, в Мексике внесены изменения в программу обучения – включен курс планирования семьи. Кроме того, проводится работа по разъяснению последствий ранней беременности и обязанностей родителей. А в некоторых районах Кении налажена работа общественных передвижных школ для одиноких матерей.

Достижения в области высшего образования

За последние 20 лет в области высшего образования достигнуты серьезные успехи. Особый интерес представляет тот факт, что в странах, где значительно выросло число людей, получающих третье образование, женщин больше, чем мужчин. В Намибии, к примеру, на целых 50 процентов. В Канаде, Новой Зеландии, США и многих странах Европы, а также в некоторых странах Латинской Америки и Карибского бассейна больше 50 процентов женщин получают высшее образование. В Ливии число женщин, выезжающих за пределы страны с целью получения высшего образования, превышает число мужчин. А в Норвегии женщины составляют 34 процента от общего числа студентов, которые сдают экзамены для получения докторской степени.

Профессиональная подготовка, наука и технология

В технической и профессиональной областях продолжают преобладать гендерные стереотипы. Даже там, где женщины имеют возможность получить любую профессию, абсолютное их большинство стремятся овладеть традиционно “женской” специальностью. В то же время число женщин, посещающих занятия, проводимые в рамках программ профессиональной подготовки, остается небольшим.
Поэтому во многих странах были предприняты особые меры для того, чтобы направить девочек в нетрадиционные области получения знаний. В Австрии, например, с целью увеличения числа студенток в технических учебных заведениях предложены специальные курсы по изучению компьютера и Интернета. В Замбии введена специальная программа в области науки и техники для поощрения участия студенток, в школах Сент-Винсента и Гренадин – служба профессиональной ориентации, что привело к росту числа студенток, изучающих новые предметы. Привлечь девушек и женщин на работу с инженерно-техническим уклоном призван план действий “Женщины и технология в 1995–1998 годах в Нидерландах”. А в университетах Кубы введена национальная программа развития навыков и подготовки женщин.

Искоренение гендерной дискриминации

Правительства стран все больше осознают и отдают себе отчет в том, что в области образования продолжает существовать постоянное предубеждение, отражающееся в учебниках и программах обучения, а также в отношении учителя к ученикам. И уже есть многочисленные примеры изменения такой ситуации.
В Кении проведены рабочие встречи по улучшению гендерной чувствительности, итогом которых стало значительное повышение информированности учителей и чиновников. Исследования с целью изучения гендерной предвзятости в системе образования, начиная с привычек детей-дошкольников играть, проведены в Люксембурге. В Колумбии создана комиссия и организовано обучение по гендерным проблемам и непредвзятому отношению к полу для специальных целевых групп, состоящих из воспитателей, редакторов и профессионалов средств массовой информации. А в Италии разработан самостоятельно регулирующийся кодекс поведения для издателей учебников.
В целом гендерная проблематика остается одной из важнейших в современном образовании.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru