ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Школа равных возможностей еще не
построена...
ООН и ЮНЕСКО о проблемах женского
образования
Право на образование является
необходимым элементом экономического и
социального развития и должно быть доступно
всем. Между тем возможности получения
образования у мужчин и женщин до сих пор остаются
разными. Поэтому задача борьбы с высоким уровнем
неграмотности среди женщин и девушек до сих пор
не потеряла своей актуальности.
По данным Института статистики ЮНЕСКО, в
настоящее время женщины составляют две трети от
875 миллионов неграмотных взрослых в мире. В
Юго-Восточной Азии неграмотны три из каждых пяти
женщин, а в Африке и арабских странах до сих пор
неграмотны примерно половина всех женщин.
Неравенство полов в отношении уровня
грамотности не так ярко выражено среди молодого
поколения. В возрасте от 15 до 24 лет оно очень
незначительно или вовсе отсутствует в ряде
регионов мира, включая Европу, Северную Америку,
Латинскую Америку и страны Карибского бассейна,
Восточную Азию и Океанию.
В Платформе действий, принятой ЮНЕСКО в 2001 году,
обеспечение полного и равного доступа женщин к
получению образования и обучению определено в
качестве одной из двенадцати важнейших задач,
решение которых требует особого внимания и
действий со стороны правительств и
международного сообщества.
Комиссия Организации Объединенных Наций по
положению женщин также рекомендовала принять
дальнейшие меры по улучшению доступа женщин к
получению образования, включая учет гендерной
проблематики в политике и всех программах в
области образования. В своих решениях комиссия
подчеркнула взаимосвязь между образованием,
обучением и рынком труда. Она призвала к
проведению новых исследований тенденций в
области занятости, изучению возможностей
получения дохода и занятости в будущем.
Ликвидация неграмотности
Во многих частях света неграмотность
среди взрослых женщин продолжает оставаться
высокой из-за отсутствия доступа к образованию в
детстве. Стратегии, направленные на борьбу с
неграмотностью среди женщин, должны обратить
внимание на обеспечение равного доступа девочек
к получению начального образования. Кроме того,
необходимо вовлекать взрослых женщин в
проводимые массовые кампании по ликвидации
неграмотности, используя все имеющиеся
современные средства.
С момента проведения Пекинской конференции
целый ряд стран приложили новые усилия в области
ликвидации неграмотности среди женщин. Так, идет
планомерная работа над осуществлением целостной
программы по борьбе с разрывом в области
образования, в которой участвуют Бангладеш,
Бразилия, Китай, Египет, Индия, Индонезия,
Мексика, Нигерия и Пакистан, на территории
которых проживает половина населения планеты и 70
процентов от общего числа неграмотных,
образование стало доступным для всех. В
частности, в Индии уровень грамотности среди
женщин вырос с 39,3 процента в 1991 году до 60,1
процента в 2001 году, что выше аналогичного
показателя у мужчин. Непал находится в числе
стран, где девушкам из бедных семей или сельских
районов предоставляются стипендии. Студентки из
сельских районов, которые занимаются успешно,
получают приглашения стать учителями в своих
деревнях.
Благодаря усилиям, предпринятым в Ботсване на
национальном уровне, сейчас число женщин,
обучающихся грамоте и участвующих в
деятельности проектов по функциональной
грамотности и занимающихся заочно, превышает
число мужчин, занятых в этой области. В
Буркина-Фасо в школах-спутниках, общественных
образовательных центрах и центрах по обучению
грамоте введены квоты: 50 процентов мест было
предоставлено девушкам-учащимся.
Усилия по ликвидации неграмотности среди женщин,
предпринятые в Сенегале, привели к увеличению
числа девочек-школьниц с 35 до 52,9 процента. А в
Бутане в результате реализации национальной
программы женщины составляют 70 процентов
участников общественных программ обучения.
Всеобщий доступ к начальному
образованию
Процент девочек и мальчиков, посещающих
начальную и среднюю школу, вырос почти во всех
регионах мира. Тем не менее гендерное
неравенство существует еще во многих странах.
Традиционное отношение до сих пор доминирует в
целом ряде культур, что приводит к нежеланию
родителей отправлять своих дочерей в школу. На
уровне средней школы гендерное неравенство в
области получения образования усиливается, так
как большое количество девочек, особенно в
сельских или бедных районах, перестает ходить в
школу раньше мальчиков. В числе причин,
заставляющих их бросать школу, – ранние браки,
подростковая беременность и необходимость
помогать семье, изучение практических навыков,
которые пригодятся для работы.
И все же в ряде стран ситуация изменилась к
лучшему. В Камеруне, например, с 1997 по 1998 год
Африканская инициатива – образование для
девочек – программа, спонсором которой
выступает Детский фонд Организации Объединенных
Наций (ЮНИСЕФ), смогла обеспечить увеличение
числа девочек-школьниц на восемь процентов. За
этот же период удалось снизить число бросающих
школу с девяти до шести процентов.
В Уганде принята политика всеобщего начального
образования, в рамках которой выделяются
средства на оплату обучения для четырех детей
одной семьи и всех сирот. Одно из положений
политики гласит, что из четырех детей двое должны
быть девочками. В Алжире и Иране организованы
бесплатные школы-интернаты для жителей сельских
районов и кочевников, при этом предприняты
особые меры для обучения девочек. Внесены
изменения в расписание занятий в Китае и Йемене,
программа обучения в этих странах стала более
гибкой, соответствуя потребностям студентов, в
особенности девушек. В Турции принят закон,
предусматривающий увеличение обязательного
срока обучения с пяти до восьми лет. А в
Аргентине, Гане, Индонезии и на Сейшелах приняты
меры правового характера, призванные обеспечить
девочкам равный доступ к бесплатному
обязательному образованию до достижения ими 10
лет.
Чтобы предотвратить отток девочек из школы,
который чаще всего происходит на уровне средней
школы, в Мексике внесены изменения в программу
обучения – включен курс планирования семьи.
Кроме того, проводится работа по разъяснению
последствий ранней беременности и обязанностей
родителей. А в некоторых районах Кении налажена
работа общественных передвижных школ для
одиноких матерей.
Достижения в области высшего
образования
За последние 20 лет в области высшего
образования достигнуты серьезные успехи. Особый
интерес представляет тот факт, что в странах, где
значительно выросло число людей, получающих
третье образование, женщин больше, чем мужчин. В
Намибии, к примеру, на целых 50 процентов. В Канаде,
Новой Зеландии, США и многих странах Европы, а
также в некоторых странах Латинской Америки и
Карибского бассейна больше 50 процентов женщин
получают высшее образование. В Ливии число
женщин, выезжающих за пределы страны с целью
получения высшего образования, превышает число
мужчин. А в Норвегии женщины составляют 34
процента от общего числа студентов, которые
сдают экзамены для получения докторской степени.
Профессиональная подготовка, наука и
технология
В технической и профессиональной
областях продолжают преобладать гендерные
стереотипы. Даже там, где женщины имеют
возможность получить любую профессию,
абсолютное их большинство стремятся овладеть
традиционно “женской” специальностью. В то же
время число женщин, посещающих занятия,
проводимые в рамках программ профессиональной
подготовки, остается небольшим.
Поэтому во многих странах были предприняты
особые меры для того, чтобы направить девочек в
нетрадиционные области получения знаний. В
Австрии, например, с целью увеличения числа
студенток в технических учебных заведениях
предложены специальные курсы по изучению
компьютера и Интернета. В Замбии введена
специальная программа в области науки и техники
для поощрения участия студенток, в школах
Сент-Винсента и Гренадин – служба
профессиональной ориентации, что привело к росту
числа студенток, изучающих новые предметы.
Привлечь девушек и женщин на работу с
инженерно-техническим уклоном призван план
действий “Женщины и технология в 1995–1998 годах в
Нидерландах”. А в университетах Кубы введена
национальная программа развития навыков и
подготовки женщин.
Искоренение гендерной дискриминации
Правительства стран все больше осознают
и отдают себе отчет в том, что в области
образования продолжает существовать постоянное
предубеждение, отражающееся в учебниках и
программах обучения, а также в отношении учителя
к ученикам. И уже есть многочисленные примеры
изменения такой ситуации.
В Кении проведены рабочие встречи по улучшению
гендерной чувствительности, итогом которых
стало значительное повышение информированности
учителей и чиновников. Исследования с целью
изучения гендерной предвзятости в системе
образования, начиная с привычек
детей-дошкольников играть, проведены в
Люксембурге. В Колумбии создана комиссия и
организовано обучение по гендерным проблемам и
непредвзятому отношению к полу для специальных
целевых групп, состоящих из воспитателей,
редакторов и профессионалов средств массовой
информации. А в Италии разработан самостоятельно
регулирующийся кодекс поведения для издателей
учебников.
В целом гендерная проблематика остается одной из
важнейших в современном образовании.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|