ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Пока мы тут обмениваемся мнениями,
взвешиваем все «за» и «против», многие родители
успели получить задание на лето: приблизительно,
на глазок, определить будущие размеры своего
ребенка, а сумму, очень конкретную и немалую,
оплатить уже сегодня.
– А вдруг мой ребенок за лето сильно вытянется? –
сопротивлялись самые смелые.
– Да прибавьте по всем замерам по пять
сантиметров, и все дела! – не сдавались директора
школ.
И их можно понять: договора подписаны, лакомый
заказ на школьную форму принят.
А тихий ропот родителей...
Кому он интересен?
Каждой школе – своя форма
Западное общество давно выбрало этот
путь.
Возможен ли подобный эксперимент у нас?
Сидим на даче. Пьем чай.
Соседка-пятиклассница всех заболтала рассказами
о своей школе. Уже из того, что она успела
поведать между двумя пряниками, выводы делались
неутешительные: школа, и раньше не отличавшаяся
чистотой нравов, погрузилась в какой-то пещерный
меркантилизм.
– Все глядят на то, как ты одета, – утверждала
девочка. – Если ты немодная, у тебя нет дорогих
шмоток – никто тебя не уважает... Все друг дружке
завидуют. У мальчишек еще не так сильно
проявляется, но тоже... кто бедно одет – того
презирают.
...И в моей школе когда-то одни оставляли в
раздевалке леопардовой расцветки шубки (их
нередко пороли бритвами), а другие, под градом
насмешек, донашивали мамины сапоги...
Дифференциация внутри, казалось бы, единого
учебного коллектива родилась давно и расцветала
негласно, подспудно, но упорно. Когда появились
«мобилы», «мерсы» и золотые цепи, стесняться
стало совсем некого и незачем. Предметами
зависти перестали быть японские авторучки,
чешские ластики и прочие «нерусские жвачки».
Теперь даже «брюлики», сияющие в ушках
семиклассниц, не вызывают ажиотажа. Вопрос: а
зачем школе такое? – все чаще задается и
преподавателями, и родителями, и самими
учениками.
Завуч 682-й школы Нина Алексеевна Казакова
проблему осветила подробно, просто и доходчиво. И
немудрено, о наболевшем говорила:
– Школа стремится вернуть то лучшее, что было
накоплено советской образовательной системой.
Не возвращаясь к уравниловке, нивелировке
личности, к идеологизированному учебному
процессу, наш коллектив считает: форма нужна.
Не надо забывать, что школа представляет собой
сообщество с деловым видом общения. Функция
педагога – давать знания, функция учащихся –
усваивать их. Это понятно. Но сегодня внешние
формы системы нарушены, а следовательно,
улетучивается сам дух школы. Когда форма
отменена и дети ходят в повседневной одежде, то
внешний вид ученика должен определяться вкусом,
либо его собственным, если он достаточно
взрослый, либо родительским. Вкуса же зачастую
нет ни у тех, ни у других. В чем ребенок ходит на
дискотеку, в том же – и в класс. Броская,
вызывающая одежда отвлекает, мешает
сосредоточиться. Случались и вовсе вопиющие
случаи: дети приходили в школу в несвежих
спортивных костюмах, а однажды, когда стояла
жара, явились, как на пляж, в шортах, майках и
шлепанцах...
В наше непростое время социальных перемен
проблема богатства и бедности в школе
переживается особенно обостренно. Наскоро
разбогатевшие родители стремятся нарядить своих
чад с кричащей, безвкусной роскошью, у детей из
малообеспеченных семей это вызывает
нежелательные эмоции. Налицо дополнительный
стимул для развития подростковой преступности.
Мы стремимся в западное общество, а ведь даже в
латиноамериканских сериалах девочки – ученицы
колледжа носят форменные блузки, пелеринки. На
Западе форма – принадлежность к лучшим учебным
заведениям. Государственного однообразия нет, у
каждого колледжа своя форма. Этот путь мне
видится наилучшим. Я проводила в школе опрос, и
двадцать шесть родителей заявили, что хотят,
чтобы их дети носили форму. Она создает некую
ауру делового общения, принадлежности к учебной
корпорации и в то же время экономит семейные
средства. Небогатые семьи, а их большинство, не
будут выбиваться из сил, стараясь, чтобы их Маша
выглядела не беднее Даши. При этом никто, ни
родители, ни дети, ни мы, педагоги, не хочет
единообразия. Одной девушке идет гладкая юбка,
другой – плиссированная, мальчики могут носить
пиджаки и рубашки разного покроя. Главное –
придерживаться строгого, делового стиля, быть
чистоплотным, иметь вкус и не позволять в одежде
излишеств.
– Вы что-нибудь уже пробовали приобрести,
составляли каталоги?
Нина Алексеевна вздохнула:
– Неоднократно... Но либо привозили не то, что мы
просили, либо качество не устраивало. Хорошие
импортные товары большинству семей не по
карману, а отечественное предложение недорогой
качественной одежды, увы, не поспевает за
спросом. Прежнее производство школьной формы
развалилось, новые мощности и образцы не созданы.
Не торопится легкая промышленность повернуться
лицом к школе.
Необходим государственный заказ. Потому что
форма, несмотря на разнообразие цвета и покроя,
должна быть во многом схожа. И еще: одежда
школьника требует прочности. У одного ребенка –
аккуратиста – она служит дольше, у другого –
неряхи – меньше. И мяться не должна. Один ученик
сам погладит себе брюки, за другим мама ухаживает
до выпускного бала. Значит, во всех моделях в
первую очередь должен быть стандарт прочности. А
об этом никто, кроме государства, не позаботится.
Нужны и специализированные магазины, где
родители смогли бы выбрать готовые костюмы
разных размеров и расцветок, или ателье, где
можно было бы заказать ткань и фасон по ценам,
приемлемым для бюджета конкретной семьи.
Так или иначе, но форма школе нужна. Чтобы учебное
заведение сохраняло, не выхолащивало свой особый
дух.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|