ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ
ДОРОГОЙ ДОМОЙ
Асфальтовая граница
Путешествие через полстраны – в
поисках чувства дома
Наш корреспондент проехал на своем
автомобиле от Москвы до поселка Бор на севере
Красноярского края. В дороге он вел дневник.
Несколько отрывков из него мы предлагаем вашему
вниманию…
Итак, Москва – Бор. 9 дней. 5100 километров.
Автомобиль “Нива” 1994 г. выпуска...
Москва – 200-й километр восточнее
Нижнего Новгорода.
В детстве Россия представлялась очень
железнодорожным миром, с огоньками, свистками
тепловозов, фигурой обходчика, казалось, страна
вся схвачена сеткой рельсов, a оказалось,
железная дорога только тонкая нитка, и вся
основная толща российского пространства не
имеет к ней никакого отношения, живет, забытая
властями, своей загадочной жизнью. Для нее эта
железная нитка – чужая стрела, по которой
проносятся охваченные дорогой люди. Так же и
трасса. Асфальтовая граница. Отходят в стороны
проселки, на вывесках названия деревень,
городков, и такая глубь по сторонам…
Где Россия? Чья она?...
Ночевали километрах в двухстах восточнее
Нижнего Новгорода – в бывшей “Автоколонне”.
Стоянка за воротами. Огромное, как коровник,
здание, серый бетон, двери сортиров настежь, вид,
будто стреляли. Вонь. Заправляют два мужичка
постарше и молодой, вроде бы “только начинают
дело”. Еды и питья нет. В номере четыре койки.
Двое водил дерут храпака. Духота. Сорок рублей
место. Утром подъем в шестом часу. Каждый раз
приходится вставать раньше, чем накануне, потому
что едем на восток. Спасибо, мужички, за чайник.
200-й км восточнее Нижнего – Уфа.
Проезжали мост через реку – у берега утонувший
буксир. Дорога местами совсем разбитая, вся в
раковинах. Дальнобойщики двух типов – на битых
“Кам-
АЗах”, которые часто стоят, чинятся у обочины, и
на “МАЗах”, “сканиях”, “вольво” – эти
повеселее выглядят, да и прут как следует. От
некоторых встречных фур такой удар ветра, что
машину кидает. “КамАЗ”, висящий на ограждении
моста. Догорающий “КамАЗ” на обочине. Видимо,
загорелся груз. Пылающий дом в поселке. После
моста через Волгу шлагбаум:
– 50 рублей и поезжай.
– За что?
– За переезд моста.
В кафе манты. Татары, здоровые мужики, уверенные.
Живут своей жизнью. У мангала девушка восточного
типа сидит задумчиво глядит вдаль сквозь синий
дым, даже немного рисуясь, переигрывая своей
задумчивостью, красотой.
Приближаемся к Уфе, гостиниц так и не находим.
Город трепещет огнями, как остывающими углями.
Перед Уфой пост ГАИ. Проверка документов.
Спрашиваем: где переночевать? Ничего толком не
могут объяснить, плохо говорят по-русски.
Ночь. Узкая дорога в объезд Уфы, похожа не на
трассу общегосударственного значения, а на
проселок. Мелькнул указатель – “стоянка,
гостиница”. Дорожка напоминала трассу для
испытания вездеходов. Бетонные плиты, лежащие в
воде под разными углами. Ехать почти нельзя.
Кругом тьма. Впереди медленно пробирается
колонна из трех машин. По какой-то беспомощной
покорности видно, что тоже не знают, куда ехать.
Оказались казахстанцы-перегонщики. Гонят машины
из Германии. Тоже ищут ночлега: “Мы бы и не
плутали здесь, на восток бы ушли, да на
“мерседесе” подшипник застучал”.
Поехали. Дорога еще хуже. Наконец ворота: стоянка
есть, но для ночевки мест нет. Поехали обратно,
еле вылезли из ям. Все время мысль: “В тайге
бывает сложно, но все равно не так, а здесь хоть и
цивилизация, а хуже, чем в любых дебрях”. Снова
гаишник говорит, что есть еще гостиница
“чеченская”, но она “нехорошая”. Долго
колесили по развилкам, мостам. Неожиданно
наткнулись на “чеченскую” гостиницу. Замок-особнячок
на берегу пруда, огороженного забором. Стоянка
между трассой и забором. Несколько машин. В замке
чисто. Душ. Нагрев не работает. Еда не
предусмотрена. За ночлег 200 рублей с носа.
Заправляют два пацана-чеченца. Один в будке,
другой в замке спал, еле добудились. Утром они
сели в “вольво” и укатили. Загадочная гостиница.
Уфа – Чебаркуль.
И вчера, и позавчера, и сегодня во многих местах
очень плохая дорога, каверны по всей ширине,
машины едут медленно, лавируя меж ям, постоянно
выезжая на встречную полосу. Сплошной слалом и
днем и ночью. Ямы глубокие, с рваными краями.
Дорога местами очень узкая, ровно, чтобы
разъехались две машины.
Завтрак в жарком вагончике. Осоловевшие лица,
затекшие ноги. На столах борщ, шашлыки, пельмени,
чай с лимоном. Непередаваемый уют. Все настоящее,
особенно после столичных писательских сборищ,
показов мод, клубов и ресторанов. Все настоящее –
осоловелость, усталость и притяжение трассы.
У кафе толпа фур и фургонов. Дальнобойщики крепко
сидят за водкой – то ли ремонтируются, то ли ждут
чего-то. Примерно половина кавказцев. Тут же наши
ночные попутчики. Гоняют машины из Германии в
Казахстан. После массового отъезда немцев в
Германии наладился канал. Неближний свет, но,
выходит, именно канал и определил дело.
Въезжаем в Урал. Стеллажи с башкирским медом на
обочине, разноцветные банки. От лимонно-желтых,
до густо-рыжих. Много заправок, мотелей, гостиниц,
кафе и магазинов, все в живописных местах, на
перевалах. Глаз радуется после Татарии и
Башкирии.
В Чебаркуль приехали в сумерках. Стоянка, метрах
в трехстах – гостиница. Кафе на вокзале закрыто.
На гостиницу один электрочайник. И то его взяли
“ребята из десятого номера”. Душ только
холодный. Гостиница, ничем не изменившаяся с
советских времен. На стене картинка из конфетной
коробки: рамка из бортиков обрамляет малиновые
цветы. Сколько лет она висит? Кто ее сделал?
Чебаркуль – Ялуторовск.
На развилке дорог подозрительно-веселые
гаишники. С шутками-прибаутками слупили
полтинник за ремни. Оба под впечатлением дневной
истории про разбившийся “мерседес”, у которого
лопнула бескамерная шина. Машину выкинуло на
скорости с дороги. Водитель умер в больнице. Еще
трое живы. Ехали покупать машину. Деньги, по
рассказам гаишников, были рассыпаны по всей
дороге.
Ялуторовск – мотель “Рассвет”, 380 км
западнее Новосибирска.
Обед в кафе “Татьяна” за Омском. Цыгане на
четырех машинах – “Нивах” и “Жигулях”.
Окружили – невообразимо галдят, лыбятся,
сверкают зубами.
– За че купил?
– Продай подножки. Сам даже отвинчу – только
продай.
Галдели на каждое слово, будто им что-то
невероятное говорили. Галдя, хохоча, расселись по
перегруженным барахлом машинам и укатили.
Наконец хорошая дорога. Едешь по совершенно
пустой трассе, ждешь, что через пару часов
неподвижность станет невыносимой, как при езде
по ровной и большой воде, начинаешь зевать,
кажется, вот-вот заснешь, но как-то умудряешься
часами держаться в предсонном состоянии, и вроде
туго подается расстояние, но часы выпискивают
ноли, будто каждые десять минут.
Наконец то, о чем мечтал мой спутник, – гостиница,
рядом столовая и стоянка. У крыльца хозяин.
Пожилой армянин. Зал с дальнобойщиками. Половина,
кажется, дагестанцев. Лица будто из грубого камня.
Телевизор. Справа дверь в гостиницу, ящик для
обуви с тапочками. Занавески, коврики, взбитые
подушки в цветных наволочках. Хозяин
многозначительно помалкивает. Мол, у меня-то все
как раз как надо. Баня, правда, относительная, но
топится круглосуточно углем. Сортир тоже пока,
как в деревне. Все в стадии стройки.
Зато в кафе-гостинице дым коромыслом – пять
женщин в синих передничках бегают – кто с
ведрами, кто с чем. После смены хозяин развозит их
по деревням на 16-клапанной “Волге”. Полнолицый,
пожилой, ходит, маячит везде с полуулыбкой.
Красноглазый, глаза хитрющие, все будто чуть
пьяные, застывшее выражение, будто все понимает,
даже больше чем надо. Я осмотрел номера, доложил
Андрею (специально принижая положение):
– Пойдет.
Хозяин:
– Пойдет – не то слово.
На улице сухо и студено. Пар в бане, конечно,
слабоватый. Но атмосфера во всем этом заведении
особенная. Что-то есть полудомашнее a этом жарком,
галдящем зальчике, где жадно съедается еда и
мужские глаза открыто и естественно шарят по
женским фигурам.
Новосибирск – Красноярск.
Отроги Салаира. Кемерово. Заводы. Мост, по
которому, переваливаясь на ямах и трещинах, с
пешеходной скоростью ползут машины. Спуски,
подъемы, низкогорье, остроконечный пихтач. Кафе.
Грузовичок “тойота”. Два кавказца. Женщина за
стойкой – красивая, крепкая брюнетка, похожа на
даму с карты. Мужичишко в мангал дрова
подбрасывает. Где заправка? Не знает. Видимо,
нигде не был. Объявление “Продается трактор в
разобранном виде и медвежья шкура”. Шкура – 3
тысячи. Женщина с карты зашла на кухню, вышла с
накрашенными губами.
Красноярск – Ярцево.
Пустая дорога. Наконец настоящие сибирские
деревни. Все по-домашнему. В кафе водила (прямо
свойский балагур из черно-белого фильма):
“Здравствуйте, девочки. Пельмешек мне!”
Девочкам лет по шестьдесят. Ведут свои сельские
разговоры, еле перебрасываясь словами.
Уже в порядке вещей зайти в дом, расспросить, где
лучше заправиться. Храм в Лесосибирске,
современный, очень красивый. Енисейск. Наличники,
как объяснил Андрей, – стиль “сибирское
барокко”. Монастырь, беловато-серый, в самом
конце длинной стены, в углу, с краю обломанный
кривой кедр необыкновенной, трагической
живописности. Правда ли, что в этом монастыре
всего восемь монахов?
Темнеет. Впереди сидит “КамАЗ”, его скинуло с
дороги. Дальше – съехавший с дороги “Кировец” с
ножом, он сел, пропуская микроавтобус. Пропустил
и сам сел. Рядом раздетый мужик. Вид будто с
бодуна. Налили ему водки. Он выпил с
удовольствием, но все не хотел закусывать. Вернул
бутерброд.
Ярцево – Бор.
Пробились, дорога привела к деревне на берегу
Енисея. Никулино. На обратном пути застряли. Из
Никулина едет за сеном старовер. С его помощью
выгнали машину.
– Может, по стопке?
Бутылку на капот, хлеб, закуску. Вроде весь
мужичок расхристанный, и сам весь на веревочках,
фуфайка вся истерзанная, а слово за слово – и
лицо крепкое, медное, и говор, и суть прочная, и
достоинство…
Сейчас в Бахте ветер начинает шуметь, ошаривать
дом, затевать свою будто осмысленную работу, вот
и дом заскрипел, застучал отставшей доской.
Всю неделю вижу во сне трассу, несется под капот
серый асфальт с трещинами и дырами, мелькает
рваная бровка и проносится сырая обочина с
кафэшкой, дымящимся мангалом, разутым
“КамАЗом”…
Самое хорошее, пожалуй, чувство испытывал после
короткого сна, когда утро начинает новую жизнь,
списывает ошибки прошлого дня. Еще хорошо, когда
подъехал к мотелю и тебе говорят, что есть и места,
и стоянка. И мы берем чекушку водки и знаем, что
надо бы спать, но, несмотря на слипающиеся глаза,
жалко ложиться, хочется еще добавить, посидеть,
обсудить дорогу. А обсудить есть что!
Тысячи “почему”… Главное – почему Россия такая
нищая и убитая? Почему ничего не изменилось за
десять последних лет? Где русские? В мангалы
дрова подбрасывают? Почему единственные поселки,
где порядок и достаток, – леспромхозные? И что
происходит с этими поселками, когда лес
кончается? Что будет с нами, когда кончится нефть?
Что будет, если каждый отделится?
Вспоминаю лето, стоящие у Бахты суда. Капитан
допивает пиво и швыряет пустую бутылку в Енисей.
В жесте шик: мол, есть еще куда кидать, есть запас
места. Даже кто-то из коренных бахтинцев сказал
насчет помойки:
– А че там думать, взял зимой в мешок скидал все,
на Енисей отвез на “Буране”, весной унесет. Так
многие делают...
В Москве стоит машина на светофоре, и сидят в ней
трое взрослых мужиков. Один из них открывает окно
и выбрасывает на дорогу пакет, еще гадость какую-то.
Что это – не его дом? Не его страна?
В юности жизнь кажется чем-то сверкающим,
великолепным, а потом с середины начинает
убивать чудовищное людское неумение
пользоваться этой жизнью, этой планетой,
стремление все испакостить, загадить, выбрать
самое мелкое – комфорт ежесекундный и за
грошовое удовольствие все загубить: “Э-э, че там
о грустном, давайте, ребята, к столу!”
Почему мужички кавказские так хватаются за
работу? Потихонечку, копеечка к копеечке,
затевают шашлыки, сначала на улице, уже в ларьке,
и так, довольствуясь малым, цепляются за жизнь, и
набирают, набирают силу? А где остальная Россия?
Где постоялые дворы с крепкими хозяевами?
Овсянниковыми, Красильниковыми? Почему, почему,
почему?! Это и к себе вопрос. Что? Молчишь,
писатель?
Так-то.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|