Я ИДУ С УРОКА
ЛАБИРИНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОБОЛЬЩЕНИЙ
То, что случилось в ту среду, потрясло
меня неимоверно! В чем мои ошибки? Как теперь
найти свою нишу в школе, которую создавала?
Б.Д., бывший директор школы, Бурятия
Такое Чувство,
что эту страницу – “Я иду с урока” – придумали
специально для меня. В который раз “ПС” меня
спасает!
Восьмой год от корки до корки читаю каждый номер
“Первого сентября”. За семь лет я стала, как мне
кажется, совсем другим человеком. Влияние идей
педагогики сотрудничества перевернули все мои
прежние понятия. Для меня “ПС” – это
университет.
Не так давно я была директором школы. Пыталась
строить всю работу школы по совести. Газетные
полосы помогали по-новому составлять план школы,
по-новому вести педсовет. Подсказывали темы для
педучебы, для общения с начинающими и
умудренными опытом коллегами...
Все интересные материалы я несла в коллектив.
Ввела для учеников “минуты общения”, на которых
читали и обсуждали “Пушкинские проповеди”, –
есть у нас такие 15 минут каждый понедельник (остались
они от прежних обязательных политинформаций,
помните?).
Программу развития я назвала “Школа педагогики
сотрудничества с ориентацией на
общечеловеческие ценности”. Ее помогала
создавать группа единомышленников, но главные
идеи педагогики сотрудничества принадлежали,
конечно, Симону Львовичу и его последователям.
Было много планов и надежд, было необыкновенное
желание воплощать программу в жизнь. Но я
серьезно заболела плюс навалился очередной
капитальный ремонт школы. Все это привело к тому,
что, закончив экзамены и проведя выпускной, сдав
огромное количество отчетов и никому не нужных
бумаг в РОО, я подала заявление об увольнении. Я
была уверена, что новый директор (а рекомендовала
его я) продолжит наше дело. Я же буду по мере сил и
знаний помогать ему. Так и будем работать по
составленной программе, совершенствуя и
корректируя ее со всей творческой группой. Тем
более что новый директор сочла возможным дать
мне 12 часов нагрузки...
«А где же ружье, которое должно
выстрелить?» – спросите вы.
Новый директор сразу ввела дежурство по школе,
что за два месяца сделало школу казармой. Многие
старшеклассники, почувствовав неограниченную
власть над малышами, стали устраивать свои
разборки по наведению порядка в школе. А за
беготню, возню и прочие детские шалости тащат к
директору, кричат на неугомонных, затрещины
налево-направо раздают... Порядка в школе не
прибавилось, а слезы появились.
Я пыталась сказать Н.Д., что такое дежурство – с
повязками, еженедельной сдачей другому классу,
записи на листочках фамилий опаздывающих и
бегающих – дремучая история педагогики, на что
получила корректный ответ: «Я считаю, что вы, Б.Д. (это
я), своей демократией школу разболтали!»
Прикусила я свой язычок, умерила пыл и промолчала.
Скоро дежурство всем надоело, повязки исчезли. На
прием дежурства приходили две-три девочки-активистки.
Бумажки с записанными фамилиями “нарушителей”
валяются на столе в учительской. Таких мелких
повседневных досадностей в школе появилось
очень много.
В общем, не по-моему. Понимаю, что по-моему все и не
будет, и не должно быть. Все как-нибудь утрясется.
Я все равно пытаюсь найти с Н.Д. совместное
решение возникших трудностей, говорю об идеях
педагогики сотрудничества, напоминаю о том, что и
она помогала создавать программу, следовать
которой необходимо...
Но то, Что случилось в ту среду, потрясло
меня неимоверно! Совсем случайно узнаю, что в
шесть вечера собирается родительское собрание
совместно с учащимися старших классов. Мне без
пяти минут шесть позвонил учитель труда: ему
нужен был ключ от кабинета истории, чтобы
выставить в зал стулья для собрания. Думаю:
«Ничего себе! А я о собрании ничего не слышала».
Благо живу рядом – прибежала одной из первых...
Оказалось, собрались по поводу конфликта на
дискотеке. В поселке три школы, всегда дружили,
директора – мои близкие подруги. Проводили много
совместных мероприятий, выручали друг друга
преподавателями. Наши ребята ходят на их
дискотеки, соседи – к нам. Все вроде бы нормально
было...
Н.Д. рассказала о случившемся: ребята соседней
школы были выпившие, случилась драка с нашими
мальчиками. Наши побиты. Стали выяснять, кто
конкретно начал, пускать ли на свои дискотеки не
наших. Я была подавлена, испугалась за ребят, было
неудобно, неуютно... Было вообще не по-моему...
Родителей пришло немного, в основном мамы;
старшеклассники тоже были не все. После
сообщения директора некоторое время все молчали.
Потом инициативу взяли две родительницы. Вот
есть такие “активные” мамы, которые своим
звонким и возмущенным голосом всех заведут... Они
наперегонки кричали, что в той школе сплошь
бандиты, ходят вечно пьяные и с цепями, что теперь
их хороших, непьющих мальчиков (кстати, мальчики
действительно хорошие) нельзя будет на улицу
вечером выпустить! Что если директор и инспектор
детской комнаты милиции (инспектор была на
собрании в качестве приглашенной) не примут мер,
то они сами пойдут и разберутся. Собрание стало
походить на базар...
А дети? Дети сначала молчали, а потом стали
подниматься и... уходить с собрания. Ушли те, кому
было стыдно, кто, наверное, не знал, как надо, но
точно знал, что так не надо было... Я обернулась к
оставшимся старшеклассникам, и один из них, не
глядя мне в глаза, сказал: “Мы же просили не
проводить такое собрание... Мы же уже сами во всем
разобрались...”
Страсти накалялись. Я тоже ушла с собрания,
потому что полтора часа перепалки подействовали
на меня – нет, не как ушат холодной воды, а как
крушение всех моих надежд по воплощению в жизнь
идей педагогики сотрудничества. Утром узнала о
решении собрания: пойти активистам-родителям в
ту школу для “разбирательства” с родителями и
детьми...
Как же мне быть?! Если вмешиваться в
деятельность нового директора, постоянно
направлять, учить, советовать, напоминать –
права не имею, да и нельзя этого делать! Если
молчать и наблюдать за тем, как одна за другой
убегают ступеньки выстроенной лестницы, ведущей
к идеалу и добру, как они, эти ступеньки,
искривляются и дряхлеют на глазах, не выстраивая
отношений, о которых мечталось...
В чем мои ошибки? Кое-какие я вижу сама: те
университеты, которые я прохожу эти семь с лишним
лет, не были известны в том же объеме моему
коллективу, потому что «Первое сентября»
выписывала только я. То, что давалось и
обсуждалось на педучебе и педсоветах, было все
равно эпизодично, в малых долях.
Газету читали не все. Чтобы номера
не исчезали (а я ими так дорожу!), забирала газету
домой и больше не показывала. Наверное,
“заражение” идеями педагогики сотрудничества
не произошло. Коллектив усвоил лишь некоторые
понятия. Учителя хорошо знают, что такое их
личная свобода и их учительские права, но
совершенно не берут во внимание желания детей, не
видят в ученике личности. Может быть, мне снова
надо говорить о манифесте свободного человека, о
правилах и законах, которые придумали вместе с
детьми в прошлые годы, об опыте педагогов,
которые находят другие пути общения с детьми и
родителями, о...
Подскажите, научите, как жить в школе, которую
создавала, о которой мечтала? Как теперь в новом
качестве найти свою нишу, не давя нового
директора, ведь она моя ставленница (не люблю
этого слова!), она старается, нащупывает свою
дорогу в нелегком административном труде. Может,
я сама все усложняю? Может, взвалила ношу не по
силам? Когда уходила из директоров, думала:
сброшу хозяйственные вопросы, выкрою время для
работы с программой школы... А осуществляют ее не
те и не так.
В чем же выход?
С уважением, Б.Д.
P.S. Письмо конечно же сумбурное, во многих местах
нечитаемое (понять мои мысли, наверное, нелегко).
Ваша рубрика – спасательный круг для меня.
Наверное, мою фамилию называть не надо, пусть я
останусь “бывшим директором” поселковой школы
на просторах нашей России.
Но любых советов очень жду.
ОТ РЕДАКТОРОВ. Спасибо вам, Б.Д., за
повод обратиться к замечательным педагогам с
просьбой поразмышлять над вашим письмом и тем
самым начать неспешный, может быть, несколько
странный и совсем уж не парадный разговор с
читателями о том, как же все-таки понимать друг
друга, не только терпеть, но и интересоваться
друг другом – словом, как налаживать эту самую
педагогику сотрудничества вокруг себя.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|