Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Прошло всего несколько лет с тех пор, как мы удивлялись, слыша иностранно-непонятное слово “тьютор”. Сегодня этим словом не удивишь, и многие частные школы и университеты даже вводят должность тьютора в штатное расписание. К сожалению, порой они не очень разбираются,
чем эта работа по сути отличается от работы классных дам, освобожденных классных руководителей или кураторов в системе высшего образования. Мы приглашаем вас к размышлению над работой тьютора и представляем для обсуждения три проекта: новую модель тьюторской конференции, проходящей ежегодно в г. Томске; проект тьюторской работы в условиях школы; открытый тьюторский проект образовательного туризма.

Наталья РЫБАЛКИНА

Экспедиция за вопросами

Новое измерение для образовательного путешествия

Образовательный туризм все чаще ассоциируется с обучением за рубежом или погружением в иную культуру через проживание в “приемной” семье. Но мы решили возродить внутренний смысл образовательного путешествия как путешествия в поисках себя, как духовного странствия.

В нашей трактовке путешествие за границу – это прежде всего путешествие не в пространстве – в другие страны, а во времени – к истокам, в эпохи, где хранится то ценное, на что может опираться современная культура. Это путешествие в историю народов, приобщение к исканиям наших учителей, прародителей, предшественников. Нас интересуют не сиюминутные приключения, но вечные истины, запечатленные в памятниках культуры, и их историческое прочтение. Вместе с нами экспедиции школьников побывали почти во всех странах, где пролегла столбовая дорога цивилизации. Молчаливые пирамиды, величественный Акрополь, гордый Колизей, таинственный Вифлеем, ветреный Версаль, туманный Альбион, старинный Кремль были с нами на “ты”.

Не чужими руками, но своим умом

Образовательная экспедиция предполагает, что маршрут не выбирается из путеводителей и что во главе путешествующих не идет гид-экскурсовод. Участники образовательного путешествия не пассивные слушатели и даже не активные потребители, они наши соавторы. В технологии образовательного туризма найдены методы, пути, с помощью которых можно выйти за границу потребительского отношения к культуре, привычного отношения к миру и встретиться с Культурой лично.
Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут, согласованный с целями ее участников. Цель – не точка на карте, это шанс найти ответ на вопрос, значимый для школяра-странника, и ответ будет значим именно сегодня. Каждый вопрос рождается на пересечении индивидуальной жизни и жизни рода человеческого.
Ребенок строит собственный образовательный проект-путешествие как способ поиска ответа на тот самый вопрос. Проект укажет, где должно пролегать маршруту, где начаться и закончиться, да закончиться не просто горой трофеев-ответов, а событием для каждого и для команды. Вооруженные новым знанием, дети вступают в турниры или строят город, пишут летописи или произносят памятные речи – делают первые попытки вписать свои знаки в историю, создают образовательные произведения, которые могут быть, подобно произведениям культуры, переданы другим людям, а не остаются только личным достоянием.

Не просто экскурсоводы

Встреча с культурой – событие личное и неповторимое. Экспедиции – дело командное. Первоначальные интересы ребят разрозненны и узки, но каждый из них, становясь вопросом-путеводителем, может привести к сердцу культуры, осветить самое главное и оригинальное в стране и эпохе. Как возможно сочетать разные вопросы на едином маршруте, не потеряв возможности индивидуальной встречи с культурой? Как к исследованию одной и той же темы подойти разными путями? Как объединить разобщенных школьников в исследовательские команды и сложить из индивидуальных находок целостное видение эпохи?
У технологии образовательного туризма есть свои проводники. Каждый этап детского действия сопровождается действием тьютора.
Тьютор вместе со школьником отыскивает его исходный интерес на перекрестке большой и малой историй, обращаясь за помощью к хранителям и архивам культуры. Тьютор изучает стиль образовательного действия ребенка и помогает составить маршрут путешествия. Тьютор организует командную работу по добыванию и использованию Знания в экспедиции. Можно сказать, тьютор владеет особой педагогической технологией.
Важные слагаемые технологии собираются, как кусочки мозаики, в образовательной карте школяра и в сценарии экспедиции. Это, во-первых, стили образовательного поиска: исследовательский, коммуникативный и игровой. Это языки культуры: символы, слова и образы действия. Это культурные практики мирообустройства, общежития и самостроительства. Они взяты авторами технологии образовательного туризма из учений Л.Выготского и Дж.Дьюи, А.Лосева и М.Фуко.
Тьютором становится тот, кто сам прошел особый путь и берется наставлять неофитов, то есть еще и еще раз вместе с ними идти той же и все-таки иной дорогой.
Тьюторы не иноземный персонаж, они из семьи гувернеров и вожатых, прямые наследники наставников благородных юношей в образовательных путешествиях. Они нужны именно сегодня: связывать личные запросы и командные интересы, индивидуальное и культурное, насущное и вечное.
Школа обновляющаяся, ищущая способы
сочетать традицию и развитие – одно из мест,
где может быть воспитан тьютор. Преимущество школы перед любой фирмой, подвизающейся
на ниве образования, – знание своих детей,
доверие к любимым учителям, нерыночное служение культуре. Необходимо только желание
учителей переучиваться, то есть снова стать учениками.

Публикация статьи произведена при поддержке туристического интернет проекта Туристер.Ру. Посетив сайт интернет проекта Туристер.Ру по адресу http://www.tourister.ru/news, Вы найдете самые последние новости туризма, которые помогут узнать об актуальных изменениях туристической индустрии самых разных стран и спланировать Ваш отдых. А так же на сайте Туристер.Ру представлены удобные сервисы, которые позволят забронировать авиабилеты, номер в отеле, заказать русского гида или переводчика, не покидая кресла за Вашим компьютером.

Не только престиж семьи, но и будущее страны

История образовательных путешествий говорит нам о том, что по традиции в них отправлялись выпускники элитных государственных заведений или пансионеры частных, те, чья будущая профессия требовала целостного образования, дополненного личным знакомством с историей и современным состоянием других культур. Начиная с петровских времен, это были претенденты на службу государственного масштаба (научную или дипломатическую, военную или управленческую), стремившиеся достичь высот в создании новых технологий или в искусстве.
Сегодня родитель, благословляющий своего отпрыска на путешествие в чужие края, руководствуется скорее соображениями семейного престижа и вряд ли связывает будущую карьеру ребенка с государственным поприщем.
Наши экспедиции формируют образовательную мобильность – качество как нельзя более актуальное, но не представленное в отечественной системе образования. Они не только дают возможность перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, но и развивают умение учиться в разных культурных средах, по различным источникам, не только с учебником и с учителем, но по книге самой истории.
Дело в том, что навыки самообразования являются сегодня базой для решения личных и социальных проблем любого уровня, что знание истории культуры – основа гражданственности. Наши ученики – это будущий средний класс. Рядовой бизнесмен, общественный деятель или представитель свободной профессии только тогда станет опорой страны, когда будет знаком с мировой культурой. Очно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru