ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Прошло всего несколько лет с тех пор,
как мы удивлялись, слыша иностранно-непонятное
слово “тьютор”. Сегодня этим словом не удивишь,
и многие частные школы и университеты даже
вводят должность тьютора в штатное расписание. К
сожалению, порой они не очень разбираются,
чем эта работа по сути отличается от работы
классных дам, освобожденных классных
руководителей или кураторов в системе высшего
образования. Мы приглашаем вас к размышлению над
работой тьютора и представляем для обсуждения
три проекта: новую модель тьюторской
конференции, проходящей ежегодно в г. Томске;
проект тьюторской работы в условиях школы;
открытый тьюторский проект образовательного
туризма.
Эскорт для познавательных интересов
Тьюторы и проектная деятельность
В школе «Центр “ЮССТ”» (г. Москва) уже
три года работает команда тьюторов. Их задача –
создать образовательную среду, в которой
школьник может максимально проявить и
реализовать свой познавательный интерес.
Развитие интересов тьюторы связывают с
познанием ребенком самого себя, с сознательным
отношением к себе учащемуся и своему будущему. В
тьюторскую команду входят учителя и воспитатели,
которые не разучились удивляться новому вместе с
детьми. Работа планируется от ребенка, от его
запросов. Главный ее принцип – индивидуальная
ответственность. Консультации – только
добровольные и часто взаимные.
Как работают тьюторы в разных классах ?
Каждый маленький ученик (со второго по пятый
класс) заявляет в начале учебного года вопрос,
ответ на который он хочет найти, и начинает
собирать материал (портфолио) для представления
в конце полугодия. Тьютор консультирует своего
подопечного, обсуждает с ним собранный материал,
помогает оформить.
Оказалось, младшие школьники часто задают
вопросы о космическом пространстве и жизни вне
Земли. Они хотят знать, есть ли жизнь на других
планетах, почему пространство никогда не
кончается, что такое черные дыры.
Начинают задумываться о прошлом и будущем. Какие
раньше были книги, оружие, наряды, животные,
автомобили? Как действует машина времени? Что нас
ждет впереди?
Многие вопросы посвящены живой природе –
лошадям, пони, хомякам, ящерицам...
Кто-то задумывается, «как сделать так, чтобы
прожить жизнь прекрасно».
Чтобы найти ответ на свой вопрос, ученики читают
журналы, газеты, книги, посещают, часто вместе с
родителями, музеи, выставки, театральные
спектакли.
К концу второй четверти каждый ребенок
самостоятельно готовит выступление в форме
рассказа, сценки, демонстрации и готовится
отвечать на вопросы товарищей. Самым сложным для
маленького оратора будет «держать тему», то есть
не отвлечься самому и не пытаться отвечать на те
вопросы, которые не относятся к делу. Обсуждение
проходит особенно живо, если на презентацию
приглашены ребята из других классов.
После презентации тьютор беседует со своим
подопечным о его удачах, находках, об отношении к
другим выступлениям.
Обычно пока ребенок собирает материал и
готовится рассказать о нем своим друзьям,
общение с тьютором обязательно выходит за
границы формального, становится более искренним
и непринужденным.
Ученики шестого – восьмого классов, работая с
тьюторами, проводят исследование или
придумывают проект. Исследователи серьезно
изучают информацию из разных источников,
формулируют гипотезу и проверяют ее. Для
большинства подростков это не так актуально, как
воплощать собственные идеи на практике,
занимаясь проектной работой. (Проектом мы и
называем воплощение новой идеи, когда нет
образца и неизвестно точно, что и как делать,
чтобы замысел стал реальностью.)
В совместном обсуждении наши ученики и тьюторы
определили требования к проектам:
– проект начинается только по инициативе детей;
– проект включает и идею, и план ее реализации;
– проект реалистичен, то есть ориентируется на
ресурсы, имеющиеся в школе, или называет способы
нахождения дополнительных ресурсов.
Тему проекта школьник выбирает сам, например:
изучение и использование компьютерных игр,
программ, составление сборника стихотворений,
сочинение статьи, рассказа, проведение урока,
освоение искусства татуажа, открытие мастер-класса
по ушу, велоспорту. Все проекты можно разделить
на группы: литературные, социальные,
конструкторские, дизайнерские, педагогические,
спортивные, искусствоведческие.
Защита проектов проходит в увлекательной форме.
Мы открываем в школе «Город мастеров». Автор
проекта – «мастер» оформляет кабинет-«мастерскую»,
готовит презентацию замысла и результата: доклад,
игру, мастерскую, урок, концерт, сценку,
спортивное выступление, показ мод. Помощь можно
получить, обратившись к координатору тьюторской
группы, в экспертный совет или к администрации
школы.
Задача «мастера» не только рассказать о том, что
он делал, но и увлечь гостей своей идеей, раскрыть
значимость проекта для себя и для других,
представить возможность его продолжения.
В «Город мастеров» приглашаются родители,
учителя, другие ученики. «Мастер» отвечает на
вопросы, выслушивает суждения гостей и
экспертной группы.
После защиты проекта ученик вместе с тьютором
анализирует работу своей «мастерской» и
обсуждает развитие проекта на следующий год.
Чтобы сохранить преемственность в работе
тьюторов, мы систематизируем информацию о
достижениях, интересах, затруднениях каждого
ребенка. В «Папке достижений» можно найти
творческие работы, результаты тестов, тетради,
проекты, рисунки, стихи, сочинения, другие
образовательные продукты – свидетели изменений,
происходящих с ребенком. Есть и тьюторская
видеотека с записями презентаций и защиты
проектов. Мы можем видеть, как растет школьник от
робких выступлений
на презентации до серьезного общешкольного
проекта.
Со следующего года в школе открывается клуб
образовательного туризма, который предложит
ученикам образовательные программы в России и за
ее пределами.
Мы надеемся, что этот клуб станет еще одним
важным этапом в тьюторском сопровождении
познавательного интереса наших школьников.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|