Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2002

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Прошло всего несколько лет с тех пор, как мы удивлялись, слыша иностранно-непонятное слово “тьютор”. Сегодня этим словом не удивишь, и многие частные школы и университеты даже вводят должность тьютора в штатное расписание. К сожалению, порой они не очень разбираются,
чем эта работа по сути отличается от работы классных дам, освобожденных классных руководителей или кураторов в системе высшего образования. Мы приглашаем вас к размышлению над работой тьютора и представляем для обсуждения три проекта: новую модель тьюторской конференции, проходящей ежегодно в г. Томске; проект тьюторской работы в условиях школы; открытый тьюторский проект образовательного туризма.

Светлана ДУДЧИК

Эскорт для познавательных интересов

Тьюторы и проектная деятельность

В школе «Центр “ЮССТ”» (г. Москва) уже три года работает команда тьюторов. Их задача – создать образовательную среду, в которой школьник может максимально проявить и реализовать свой познавательный интерес. Развитие интересов тьюторы связывают с познанием ребенком самого себя, с сознательным отношением к себе учащемуся и своему будущему. В тьюторскую команду входят учителя и воспитатели, которые не разучились удивляться новому вместе с детьми. Работа планируется от ребенка, от его запросов. Главный ее принцип – индивидуальная ответственность. Консультации – только добровольные и часто взаимные.
Как работают тьюторы в разных классах ?
Каждый маленький ученик (со второго по пятый класс) заявляет в начале учебного года вопрос, ответ на который он хочет найти, и начинает собирать материал (портфолио) для представления в конце полугодия. Тьютор консультирует своего подопечного, обсуждает с ним собранный материал, помогает оформить.
Оказалось, младшие школьники часто задают вопросы о космическом пространстве и жизни вне Земли. Они хотят знать, есть ли жизнь на других планетах, почему пространство никогда не кончается, что такое черные дыры.
Начинают задумываться о прошлом и будущем. Какие раньше были книги, оружие, наряды, животные, автомобили? Как действует машина времени? Что нас ждет впереди?
Многие вопросы посвящены живой природе – лошадям, пони, хомякам, ящерицам...
Кто-то задумывается, «как сделать так, чтобы прожить жизнь прекрасно».
Чтобы найти ответ на свой вопрос, ученики читают журналы, газеты, книги, посещают, часто вместе с родителями, музеи, выставки, театральные спектакли.
К концу второй четверти каждый ребенок самостоятельно готовит выступление в форме рассказа, сценки, демонстрации и готовится отвечать на вопросы товарищей. Самым сложным для маленького оратора будет «держать тему», то есть не отвлечься самому и не пытаться отвечать на те вопросы, которые не относятся к делу. Обсуждение проходит особенно живо, если на презентацию приглашены ребята из других классов.
После презентации тьютор беседует со своим подопечным о его удачах, находках, об отношении к другим выступлениям.
Обычно пока ребенок собирает материал и готовится рассказать о нем своим друзьям, общение с тьютором обязательно выходит за границы формального, становится более искренним и непринужденным.
Ученики шестого – восьмого классов, работая с тьюторами, проводят исследование или придумывают проект. Исследователи серьезно изучают информацию из разных источников, формулируют гипотезу и проверяют ее. Для большинства подростков это не так актуально, как воплощать собственные идеи на практике, занимаясь проектной работой. (Проектом мы и называем воплощение новой идеи, когда нет образца и неизвестно точно, что и как делать, чтобы замысел стал реальностью.)
В совместном обсуждении наши ученики и тьюторы определили требования к проектам:
– проект начинается только по инициативе детей;
– проект включает и идею, и план ее реализации;
– проект реалистичен, то есть ориентируется на ресурсы, имеющиеся в школе, или называет способы нахождения дополнительных ресурсов.
Тему проекта школьник выбирает сам, например: изучение и использование компьютерных игр, программ, составление сборника стихотворений, сочинение статьи, рассказа, проведение урока, освоение искусства татуажа, открытие мастер-класса по ушу, велоспорту. Все проекты можно разделить на группы: литературные, социальные, конструкторские, дизайнерские, педагогические, спортивные, искусствоведческие.
Защита проектов проходит в увлекательной форме. Мы открываем в школе «Город мастеров». Автор проекта – «мастер» оформляет кабинет-«мастерскую», готовит презентацию замысла и результата: доклад, игру, мастерскую, урок, концерт, сценку, спортивное выступление, показ мод. Помощь можно получить, обратившись к координатору тьюторской группы, в экспертный совет или к администрации школы.
Задача «мастера» не только рассказать о том, что он делал, но и увлечь гостей своей идеей, раскрыть значимость проекта для себя и для других, представить возможность его продолжения.
В «Город мастеров» приглашаются родители, учителя, другие ученики. «Мастер» отвечает на вопросы, выслушивает суждения гостей и экспертной группы.
После защиты проекта ученик вместе с тьютором анализирует работу своей «мастерской» и обсуждает развитие проекта на следующий год.
Чтобы сохранить преемственность в работе тьюторов, мы систематизируем информацию о достижениях, интересах, затруднениях каждого ребенка. В «Папке достижений» можно найти творческие работы, результаты тестов, тетради, проекты, рисунки, стихи, сочинения, другие образовательные продукты – свидетели изменений, происходящих с ребенком. Есть и тьюторская видеотека с записями презентаций и защиты проектов. Мы можем видеть, как растет школьник от робких выступлений
на презентации до серьезного общешкольного проекта.
Со следующего года в школе открывается клуб образовательного туризма, который предложит ученикам образовательные программы в России и за ее пределами.
Мы надеемся, что этот клуб станет еще одним важным этапом в тьюторском сопровождении познавательного интереса наших школьников.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru