ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Прошло всего несколько лет с тех пор,
как мы удивлялись, слыша иностранно-непонятное
слово “тьютор”. Сегодня этим словом не удивишь,
и многие частные школы и университеты даже
вводят должность тьютора в штатное расписание. К
сожалению, порой они не очень разбираются,
чем эта работа по сути отличается от работы
классных дам, освобожденных классных
руководителей или кураторов в системе высшего
образования. Мы приглашаем вас к размышлению над
работой тьютора и представляем для обсуждения
три проекта: новую модель тьюторской конференции,
проходящей ежегодно в г. Томске; проект
тьюторской работы в условиях школы; открытый
тьюторский проект образовательного туризма.
Татьяна КОВАЛЕВА,
доктор педагогических наук
Об обучении и образовании
Школьная культура работы с будущим
Для того чтобы осознанно начать
разговор о тьюторстве, необходимо сначала
разобраться, чем различаются процессы обучения и
образования, ведь тьюторская практика
исторически возникла как попытка работать
именно с образованием ребенка.
Обучение + воспитание
Что такое обучение, объяснять никому не
приходится. Это процесс приобретения знаний,
умений, навыков, главный в школах, институтах и
прочих учебных заведениях. Конечно, существует
проблема повышения качества знаний, разработки
современного содержания обучения... Но
принципиально вопрос о сущности этого процесса,
о его роли и месте в учебных заведениях уже решен.
Ситуация с понятием образование гораздо сложнее
и неоднозначнее. С одной стороны, существует
хрестоматийная формула, кочующая из одного
учебника педагогики в другой: обучение +
воспитание = образование. С другой – несмотря на
то что студенты всех отечественных
педагогических вузов в свое время изучали и
предъявляли на экзаменах и зачетах именно эту
формулу, каждый педагог, реально работающий с
детьми, начинает в какой-то момент подвергать ее
сомнению: он наблюдает, что от усиления
обучающего и воспитательного воздействия дети
более образованными не становятся. Нельзя не
заметить и исходную некорректность формулы. Как
можно выявить сущность нового процесса через
прямое сложение двух других?
Ссылки на образование как сферу обучения и
воспитания, встречающиеся и сегодня в научных,
методических работах, в официальных документах,
ничего не меняют.
Однако уже существует значительное число
научных групп, которые работают с процессом
образования как самостоятельным, давая ему ту
или иную рабочую трактовку. Несмотря на различия
в подходах, все они обращаются к этимологии,
определяя образование через построение ребенком
собственного образа. Наша группа,
разрабатывающая технологии тьюторского
сопровождения в российском образовании, также
опирается на изначальный смысл слова
“образование” и задает его как процесс работы
со своим будущим.
С этой точки зрения можно сказать, что лишь
единицы как вчера, так и сегодня (даже в
инновационной сфере) подходят к такому пониманию.
Это им фактически и не нужно, так как основные
требования к школе со стороны государства
связаны с качеством обученности, то есть с
уровнем освоения требуемых знаний, умений и
навыков. Вопрос об образованности, то есть в
нашем понимании – о культуре работы со своим
будущим, остается на сегодняшний день для
большинства российских школ избыточным.
Нужен ли современной российской школе
процесс образования?
Наверное, однозначного ответа на этот вопрос
пока нет, хотя я уверена, что современным
школьникам он, безусловно, нужен.
В подтверждение своей позиции могу сослаться на
многочисленные данные (и думаю, вы можете их
дополнить), говорящие о том, что профессиональный
мир становится все более подвижным: профессии
видоизменяются, умирают, рождаются. Это задает
принципиально новые требования к
профессиональной мобильности выпускников школы:
им необходимо умение ориентироваться в
непостоянном мире профессий, быть готовыми
кардинально изменить свою профессию 5–7 раз в
течение жизни. Успешность каждого человека в
такой ситуации во многом зависит от того,
насколько у него сформирована культура
построения и реализации личной образовательной
программы, от умения сознательно работать со
своим будущим. Но где и при каких условиях такое
умение может появиться?
Научные коллективы, работающие теоретически и
практически с процессом образования, можно
разделить на три группы в зависимости от ответа
на этот вопрос.
Например, некоторые из них считают, что
современная школа не в силах заниматься
образованием как самостоятельным процессом
ввиду неготовности к этому педагогических
кадров и слабого финансирования. Поэтому в
стенах школы должен быть оставлен только процесс
обучения (что фактически и существует на
сегодняшний день, так как с процессом воспитания
в большинстве школ пока неопределенность), а
собственно образовательную работу нужно вынести
в сферу дополнительного образования.
Другие научные группы предлагают такие подходы к
обучению, что оно приобретает большой
образовательный эффект и позволяет людям после
окончания школы самостоятельно решать вопросы
своего дальнейшего образования. Так, система
развивающего обучения Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова
формирует у школьников способности к рефлексии,
планированию, контролю, которые, в свою очередь,
помогают выстраивать свою жизнь, свою
образовательную траекторию – работать с будущим.
Наконец, часть научных групп (к числу которых
принадлежит и наша группа тьюторского
сопровождения) считает, что если педагогический
коллектив школы разделяет ценности образования
как культуры работы с будущим, то в самой школе
могут быть созданы специальные условия,
позволяющие детям научиться самостоятельно
строить свою образовательную программу. Для
этого может быть введена особая педагогическая
позиция – позиция тьютора.
Исторически она возникла еще в XII веке в
Великобритании – сначала в Оксфордском, а чуть
позднее в Кембриджском университете, чтобы
противопоставить подготовке студента по одному
узкому направлению способность видеть весь
потенциал богатой университетской среды и
использовать ее, составляя личную
образовательную программу.
Позиция тьютора была введена тогда как позиция
взрослого, который помогает студенту создавать
собственную образовательную программу, а также
консультирует по конкретным вопросам.
Конференция, ставшая форумом
С начала 90-х годов некоторые педагогические
коллективы, школьные и нешкольные, со всех концов
России (в том числе из Брянска, Ижевска, Москвы,
Междуреченска, Набережных Челнов, Томска)
взялись выстраивать экспериментальную практику
тьюторства.
С 1991 года и по сей день эти группы собираются
ежегодно на тьюторских конференциях в Томске,
чтобы обсудить проблемы, поделиться
педагогическими находками, сформулировать новые
вопросы, работая в авторских мастерских.
Эти конференции с самого начала отличались от
традиционных педагогических конференций, где
пленарные доклады, как правило, произносятся
именитыми учеными, а затем организуется работа
по группам, носящая разъяснительный характер.
Так как тьюторская практика в России только
становится и еще не создана теория тьюторства,
впрочем, как нет и опытных тьюторов со стажем, то
доклады на наших конференциях сначала больше
походили на выступления участников «круглого
стола», объединенных общей проблемой и
заинтересованностью в ее решении. Недостатком
было то, что при обсуждении темы участники часто
ссылались на свой опыт, который другим было
трудно понять опять же в силу его новизны и
нестандартности.
Тогда-то и возникла идея: перед началом
тьюторской конференции проводить некоторое
реальное педагогическое действие со
старшеклассниками, замысленное как тьюторское,
чтобы потом его можно было привлекать как общий
материал для обсуждений. Так родился форум для
старшеклассников, каждый раз вовлекающий
участников в новую для них деятельность, которую
тьюторы помогают осмыслить.
Работа межрегиональной тьюторской команды,
проведенная на форуме, затем анализируется,
обсуждается всеми участниками конференции.
Такая модель тьюторской конференции дает
организаторам надежду на более глубокое
оформление отечественной практики и теории
тьюторства.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|